Русское Поле Экстракции #03: музыкальные итоги года от A.A.

Нерегулярная рубрика «Русское Поле Экстракции» в нашем издании, как вы помните, предназначена для того, чтобы обозревать краем глаза, что происходит с подпольной музыкой на территории бывшего СНГ. В этот раз мы решили с лихвой компенсировать некоторый недостаток музыкальных рецензий в этом году — вдумчивый расклад по 2019 году для нас написал уважаемый А.А.,  натурально, прошедшийся титаническим экскаватором по зимнему полю. Слово ему:

Я не очень склонен выделять какие-то итоги года, поскольку идея взгляда на конкретные записи, события и людей в столь малом промежутке времени кажется мне попросту бессмысленной. При этом я также не люблю составление т.н. «топов», потому что лихорадочное терзание самого себя в попытках числового измерения своей собственной любви к чему-то выглядит попросту диким.

Так что здесь – краткая выборка того, что показалось мне наиболее любопытным и одновременно несколько недооцененным прослушанной за год русской музыки. Так что вопросы насчет того, почему в этом списке отсутствует %band­name% – %release­name% остаются целиком на моей совести – мне не хотелось дополнительно писать про то, что так или иначе затрагивали я и другие с разной степенью итогового внимания.

Плюс я, как и любой человек, не застрахован от того, что наблюдаемое может оказаться всего лишь иллюзией, а слышимое – полным говном.

Super­no­va 1006 – Tech­ni­cal Sup­port


В этом году Лиза и Андрей чуть поменяли свой курс – их ранее несколько более меланхоличный стакаттированный синтпанк обзавелся такими дозами агрессии, что хоть выходи электропроводку соседям под него резать. Если несколько утрировать, то весь альбом, собственно, как раз про это – как в обстановке тотального медиабрейнвошинга не утратить внятный коммуникационный аппарат, обзавестись практически применимым шилом в собственной жопе и запомнить, что некоторые вещи и не вещи не имеют никакого второго дна, а обнаруживают только бесконечную отвратительность. Уникально неманерный альбом по сравнению со всем тем болотом, в которое окончательно превратился почти весь отечественный постпанк.

Леший – Червь среди червей


Подобно лирическому (от наименования торговой марки Лирика®) герою другого своего проекта Sidekut Slave, С.Л. из Псковского братства не умеет ходить назад – да вот только вперед и вверх полет его мысли тоже не направлен. «Червь среди червей» задает вектор чернейшей подвальности не только названием и облогой, стянутой с иллюстрации Штейнера-Прага к майринковскому «Голему», но и первыми же нотами, ухайдакивающими включившего альбич ко всем кишкам, пиздам и хуям. В рецензиях на подобное дерьмо обычно принято экивокать на текстово-«идеологическую» составляющую – так кто мы такие, чтобы эту традицию нарушать; тем более что стихотворное наполнение тут весьма интересное не только по обычно нетребовательным стандартам бм-виршей, а и вообще.

Zem­ledelia – Rain­bow Can­non


Это великолепное дуо сократилось до сольной творческой единицы, но сказать «к сожалению» тут явно не получится. Саксофонистка Ира делает сейчас не менее забойный проект Arte­mei­da, а Сергей в одиночку весьма сильно закраутел; Rain­bow Can­non вмещает в одной записи все, что обычно одиночно подразумевают под краутом: заковыристый, но спокойный моторный боевик, положительно заряженный космише-эмбиент, квазишумовой блудняк и пра-пра-построк.

Ощущение от всего этого такое, будто тебя закидывают в бетономешалку, полную Skit­tles, и ставят ее барабан на минимальное число оборотов: вязко, красочно и страшно в бесконечном головокружении и отсутствии выхода.

Lush Work­er / Oneirine – Tread Amongst Ser­pents


На мой скромный взгляд, победитель в номинации «Связи с общественностью». Сплит сольного проекта ньюкастловского гитариста Майка Веста (Bong, 11Paranoias, Drunk in Hell) с московским импровизационным дуэтом демонстрирует возможные направления побега свободной психоделии в мире, где уже существуют Main­lin­er, Ter­mi­nal Cheese­cake и Robedoor. Универсальный в своем роде фрикаут – хорошо подходит и для медитаций, и для торопливого продирания глаз чудовищным утром того пятого сезона, в котором мы все сейчас находимся. Словом – прямолинейная, но хитро завернутая музыка для тех, кто не любит озвучивать лишние сентенции. Первая сторона рок-оборонная, вторая – психодронная.

[In adden­dum – у Oneirine и Zem­ledelia есть точка сборки в виде проекта Unheal­ing Wound, послушайте и ее]

Maj­danek Waltz · Vin­ter­solverv · The Nok­tu­lians – Der Weg Der Toten


«Майданеки» за год раскочегарились пуще прежнего – если вы не рыдали на повторе под прошлоосенний «Зимний сад», то в вас нет ничего человеческого, а если не втянулись в их разобранный вместе с московской артисткой Pati­mat Khri­pa фолк – то и разумного. Der Weg Der Toten некоторым образом совмещает что сентиментализм первого упомянутого, что отстраненную меланхолию второго. Совместка с гомельчанином Вячеславом Шендеровичем и московским дум-дроновым актом Nok­tu­lians на первую пробу кажется музыкой достаточно устаревшей, но постепенно раскрывается неспешной похоронной импровизацией. То ли этакий ответ «Морской оде» Пессоа сто лет спустя и с севера – учитывающий торжественность, но отбросивший неуместную в связи с локацией радость подлинника, то ли предугадывание сюжета только что вышедшего «Маяка» Эггерса. Should pale death, with tre­ble dread, make the ocean caves our bed, God who hears the surges roll, deign to save the sup­pli­ant soul.

Post-Mate­ri­al­ists – S/T

Единственная студийка питерско-московского коллектива, архивная запись шестилетней давности, почищенная и пересведенная. Возможно, коллективного безумства «Пост-материалистов» вживую она полностью и не передает, зато возможностей для более чем нескромных оценок предоставляет достаточно. Фри-рок, ноу-джаз, ретард-вейв: возможно, что это последняя музыка, которую не стоит слушать при ваших родителях, почти окончательно привыкших ко всевозможному раздалбыванию ушей. Осторожно: ввиду малого хронометража и характерных шуточек (еще увидите, каких) вызывает приступы жадности и токсичность в общении.

V/A – уральский сбор укрепляющий / уральский сбор очищающий

Два сборника от лейбла [картаскважин] (ранее называвшегося [ниша]) с аффилированными артистами и просто друзьями, полное отсутствие жанровых рамок при соотнесении каких-никаких общих звуковых ориентиров: протяжности и пространства. Два с небольшим часа неклаустрофобного техно и хауса при вкраплениях синтетической печальной поп-музыки, краут-заходов и нойзятины. Если вы за весь год так и не выехали поглазеть на болота и погулять по какой-нибудь ближайшей экотропе, то эти две кассеты с лихвой заменят вам летний фотоальбом, запомоенную инстаграмную ленту и собственные отсутствующие впечатления.

Dev­il­pact – Θεοφάνια

Ортодоксальный блэк из Чертограда, еще одна инкарнация Храма Больного Звука (Оторопь, Неживой). Эталонный чумной штамм с учетом всей последней розы ветров распространения заразы по континентам, но сделанный в согласии с собственными условиями хранения и производства бесов в душевном омуте. Если отбросить все шутки – удивительно торжественная и по большому счету откровенно нерадостная музыка, от которой хочется как раз готовиться, верить и знать, а не затыкаться в удобную норку усталости и отвращения. За таким лично я вообще блэкметал и слушаю.

Cage of Cre­ation – I Am the Void

Так и хочется поставить на это место их же второй полноформатник «Into the Void II», но официально он выйдет только в следующем году (хотя в соответствии с политикой самого лейбла по приумножению и сохранению временных парадоксов послушать его можно уже сейчас). Тем не менее, на предшествующую ему ипишку (которую должны были выпустить в том году – еще одно спасибо старикашке Сатурну) «Клеть» успела отрузить такой материал, что я так и не могу определиться с тем, что я слушаю больше. Начало второй трилогии миниальбомов, как и вся первая, куда более блэковое, чем полноформатные альбомы, но обнажает совершенно другую сторону безумия, нежели ту, что открывается на сериях «I»-«II»-«II» «Into Nowhere». Исступленный религиозный экстаз, ужасание и восторг перед всепоглощающей и всеприсутствующей пустотой, ошалелые танцы в забытьи. Последнее – не преувеличение; финальный кавер на «Pap­pa Satan» пересмешников из Woods of Infin­i­ty является натуральнейшей дискотекой.

Возмущающихся этим не понимаю и понимать не собираюсь: им что, БМ-ПОСТПАНКА в мире много?

Andreev­ka – Heavy Machine Doc­trinery и Hi-Tech War Machine



У ритмичного альтер-эго нойзера Стаса Андреева (более известного как .nyc­talops) в этот год вышло два релиза, и я честно не знаю, как писать про один без другого. Вообще, Andreev­ka подкупает меня больше основного проекта Стаса: харшухой, даже особо изобретальной харшухой, можно наесться на годы вперед и потом ходить только на лайвы (а по части этого предмета никаких вопросов к Андрееву вообще нет) – пусть это будет только и исключительно своя же вина. Но именно в Andreev­ka есть где развернуться чудовищной музыкальной эрудиции основателя: это продукт выверенного дизайна по всем стандартам шаблонной конструкции, но, как и любое опробованное звуковое оружие, подвергшийся изрядной кастомизации. Что включает в себя не только удачную плавку дисторшированного бита по заветам другой мрачняковой танцпольщины, но и крайне удачное помещение отдельных моментов силовой электроники в казнозарядную часть этого орудия смерти всему живому.

Nice Guy – Sil­hou­ette / Slave­mas­ter


Второй альбом и комплект «сингл+живяк» от московских джалло-рокеров. Похабства им всегда было не занимать, но на «Sil­hou­ette» они достигли невиданных до того высот невменяемой хулиганской отмороженности, а на «Slave­mas­ter» – таких же глубин абсолютного саунд-свинства. Трогательный в меру искренне дегенератского раззявия нойзпанк для в доску упитых упырей, заслуженный приз на чемпионате по хамству в Европейской части России, который практически невозможно (и не надо) слушать трезвым.

Kojoohar × Ködzid Goo – Дотла


Если теперь в подобный перечень не включишь хипхоп-релиз, то рискуешь быть обвиненным в музыкальной замкнутости и вселенском ретроградстве. Что же, давайте попробуем этого избежать.

«Дотла» – коллаб украинского шумовика Андрея Кожухара и сыктывкарского рэпера Ködzid Goo (участвующего, если я правильно понимаю, еще и в группе Мертвый угол).

Сольно Ködzid Goo монотоннейшим флоу выдает экзистенциальную кочергу запредельной чертовщины под нехило околоиндустриальные битки. Как и любого уважающего себя хипхоп-артиста, его логичнее слушать потреково и в VK, однако это устаревшее варварство оказывается пожизненно оправданным уже после таких хитов, как «Снегири» и «Стальные грозы». Кожухар же (возможно, уже известный читателю по компиляциям проекта Khat­a­comb) оправляет эти подробные отчеты о сомнамбулическом путешествии к неведомому опизденению так вообще в раму угловатого низкочастотного дрона.

Я не знаю, почему уважаемой публике в качестве образцово-показательного реп-мракобесия скармливают всякие масла черного тмина и прочих мак симов мгла, когда тут в третьем треке сэмплируют «Чекиста», а в четвертом пишут продолжение «Бала повешенных».

Рафлезия / Rape Tape – Сплит


Тот случай, когда двух треков хватает более чем за глаза. Рафлезия – отчаянно-веселый взбалмошный синтпанк с эмбиентными и фолковыми кусками, Rape Tape – группа, в интернете знаменитая тем, что на них во время прошлогоднего тура c Jars умудрились прыгнуть из-за названия не самые умные товарищи, а в остальных измерениях человеческого существования – ударно злобным и едким постпанком/нойзроком. Оба проекта из Хабаровска.

Сторона Рафлезии – не сильно характерный для акта антигероический постпанк; крутая отрывочная труба, сдавленно-яростный голос вокалиста, желание убежать под эту песню из дома. Сторона Rape Tape – радикально минималистичный нойз-краут, в котором ритм-секция переплетена со сторонним зашумлением, организующим бит. Плюсом ко всему – обложка с горой трупов, не знаю, что кому еще что-то от хорошей записи надо.

Дом Моделей – МИГ-25


Первая часть этого сборника была издана в качестве EP на Detri­ti Records, остальная пылилась в загашниках до тех пор, пока группа не распалась и вопросом появления материала на свет не озаботился Артем Бурцев с Sier­pi­en Records.

Хорошо, что он этим занялся – потому что в случае с Домом Моделей мертвые сраму действительно не имут. Если ипишка и ранее позволяла назвать группу красноярской версией And Also the Trees, то полное собрание сочинений Дома Моделей может претендовать на звание лучшей ультраромантической музыки минимум последней пятилетки. Только послушайте, как драммер управляется со своей установкой – один сплошной звон, словно вместо тарелок палочки касаются натянутой металлической паутины.

Под «Зиму на пляже» удалось прогуляться по петергофской береговой линии с волнистым замерзшим песком и естественным длинным катком – гештальт, что называется, закрыт наглухо.

Штадт – Перпетуум-мобиле


Одиночный проект аполлонического красавца Дмитрия Филюшина существует уже два года, и, не считая представляемого, за это время Дмитрий успел наклепать уже четыре ипишки. Слово, может, и грубое, зато весьма емкое – Дима пишет свой бритвенный EBM быстро, хлестко и без лишней возни.

Эта музыка подкупает простотой своей внятности, доступности и чистоты транслируемого, она не обременена лишними мыслями, нотами и смыслами. А они ей и не нужны, как не нужны человеку, закинутому фатумом с родины вдаль. Строго выверенная холодная злость Штадта прекрасно умещается в одну димину строчку: «взятое навечно в аренду чувство петли».

Vul­va Sun – Falling


Не знаю, как других, но лично меня в определенный момент подзадолбало засилье дронщиков на шумовой сцене Санкт-Петербурга.

Это все, конечно, прикольно, но в определенный момент становится совершенно невыносимо – настолько, что дрон получается слушать только в других местах типа замечательного феста «Круги на воде», где питерского десанта оказывается ровно необходимо и достаточно.
Поэтому когда я натолкнулся на Андрея Кашина (второй его моникер – Auto­motrice), то разнообразием его музыки я был весьма приятно удивлен. Откаченный до более сэпмлоцентричных и римтических кусков эмбиент Vul­va Sun слушается на удивление свежо для стиля, в котором редко происходит что-то по-настоящему прорывное.

Смешно, но при этом наиболее впечатляющими смотрятся почти необработанные полевые записи Андрея в конце пластинки: петушки кукарекают, кузнечики стрекочут, бабки причитают, восходит Черное солнце. У десятков артистов во что-то осмысленное это не сливается никогда, а у Vul­va Sun – еще как. В общем, в эти байки с Карельского перешейка я верю.

neg­a­tivemed­i­ta­tion – Remem­ber to say «thank you» for the things you haven’t had


Дронойз/бесформенный звукоколлаж от девушки, что мотается между Россией и Нидерландами. Тиснут у Стива Кирби на Indus­tri­al Coast – очень надеюсь, что со временем отечественных артистов там будет больше.

Классическая бессмысленная музыка для бессмысленного времяпрепровождения, на месте бортпроводников в самолетах я бы давно уже выдавал беспроводные затычки с ней во время полета. Успокаивает и отпускает все мысли на ура – включайте кассету во время варки брокколи и суицидальных приступов.

Nee­dle Fetish – Nau­seous Days


Второй альбом псковско-московского шумовика, отличный пример того, как моднейший дет-индастриал можно делать и без обращения к злободневным темам цивилизованного мира, по старинке замкнувшись на самом себе. И то, что внутри своей головы видит А.Н., я в своей видеть совсем не хочу, настолько натюрмортно показывает это «Nau­seous Days».

Если творческий акт – это действительно ни в коем случае не работа проводником высших сил, а попросту распидорашивание самости об окружающее, то А.Н. удалось расколошматить себя о звук до микрочастиц (см. трек «Sew­er Man III»).

Как сказал сам автор, пусть и по другому поводу: «Нам трындец, зовите фиксиков». Добавить к этому попросту нечего.

Mys­tic Storm – s/t


На месте «хэвиметалрок года» сначала должны были встать эпик-метлеры Vendel со своим синглом «Dirge», но слушать его несколько раз решительно невозможно – не в последнюю очередь из-за замыкающего кавера, у Manil­la Road есть много других отличных песен.

Зато потом я наткнулся вот на этот питерский стенчкор во главе с полностью озверевшей сиреной. Два очумело рубительных среднетемповых куска гитарной грязи и кастрюльных бариков, все по красоте. Любителям Sac­ri­lege, Tor­men­tor и Flames of Hell в первую очередь, всем остальным – на свой страх и риск.

Наиболее запомнившиеся выступления

Zha­voron­skaya сольно и в составе Crawl­ing Chaos

В одиночку Лена – самый неожиданный в плане инструментария нойзер СНГ – может вытащить на стойку кантеле, или вообще вовсю давить на саксе смуф-джаз, распедаливая его потом на десяток слоев. В составе группы – абсолютно бешеный монстр того же самого сакса, ее прерывистое соло во время исполнения ультрашлягера «Сосите хуй в аду» под видеоряд из «Калигулы» Брасса сожгло мне последние остатки мозга.

Drö)))me на разогреве My Dis­co

Этот акт постоянно меняющегося состава называют лучшей живой импровизационной группой Петербурга – и это чистая правда.

Weezdüm на их же студии

Я, если честно, вообще не знаю, как описать там творившееся, используя человеческий язык. В русском языке пока еще не придумали определения для той мешанины одежды, возникающих под неестественными углами конечностей и потных рож, что образовалась перед группой во время их сета. Судя по докладам знакомых, ходившим летом 2016го на Ligh­n­ing Bolt пока я всирал Чиппендейла подготовкой к экзаменам, там творилось что-то похожее. Телеги перед песнями («На какое метро? Метро закрыли. Все закрыли. Тебя тоже закрыли») – разговор отдельный. Причем в городе их сложнее проглазить, чем увидеть – такой концертной активности я никогда не видел. 13го декабря они играли два концерта в разных местах за один вечер, а до кучи и вообще выступают в последний день года

Лейблы

Лейблы, к которым стоит присмотреться повнимательнее, если вы еще не

Kill Ego / Бегущий человек / TAKOE
Klammk­lang
АКОАЗМ
Cold Breath of Silence / Гимны Апокалипсиса
(без названия и лого)
Refor­esta­tion Records
SEPTEMBER17
NEN Records
Stel­lage
mmmesss
Hor­ri­ble Room
Break­ing Wheel
Kotä
COD
Hair Del.
Echo­tourist
Ночные травы (особое внимание сюда)

А.А.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

One Comment

  1. Николай Логунов

    Моё глубокоуважаемое мерси уважаемому А.А. Так интересно, и, одновременно с этим, сложно (да, я натурально останавливался несколько раз в статье, чтобы нормально прочитать текст) описать релизы русского андерграунда не смог бы никто. Считайте, что в лице меня у А.А. и его статей появился поклонник.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: