Русское Поле Экстракции #02: VTTA, Лютомысл, Путь, SVRM

Три года прошло с прошлой Экстракции – и теперь придётся снова напоминать, что это наша нерегулярная рубрика мини-рецензий на музыку со всего пространства, близкого нам культурно и географически.

В первом выпуске Психогенная Мать и Коля Луман обсуждали пост-индастриальной сцены пост-снг, в этом выпуске освещаться будут блэковые апокалипсисы конца 2018 года: альбомы проектов VTTA, SVRM, Путь и Лютомысл. Учитывая тот факт, что в обзоре два украинских и два российских проекта, сразу надо отметить, что В ЦЕЛОМ украинское блэк-подземелье не только выглядит на порядки убедительней такового в России, но и по факту сейчас является одним из наиболее мощных в Европе и мире.

Впрочем, ведение обзора в духе ностальгии по нетзинам нулевых понуждает отбросить уважаемые мнения и опираться исключительно на секиру вкусовщины.

VTTA – 2018 – Там? Где!

Коля Луман: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼

Релиз совершенно выдающийся во всех отношениях: начиная от физического носителя, оформленного под медицинский препарат – с инструкцией (СЛИШКОМ юмористической местами, попахивает переупоротой группой «Тайм-Аут»), кассетами а‑ля блоттер и т.п. , и заканчивая, собственно, содержанием.

Сергиево-посадская троица, усиленная саксофонистом, Полковником из Black­death и другими бесами, выдали блэк-металл вне канонов и стереотипов – лучший в наших палестинах по состоянию на 2018 год. По замыслу это цельная пьеса о развязывании метафизического психоза, главный герой которой все 37 минут плавно отъезжает в царство теней. Но способ употребления вольный: ничто не мешает выдергивать из плейлиста отдельные треки, пренебрегая интерлюдиями, и самозабвенно точечно угорать – по злостному драйву и находчивости без соплей у VTTA практически нет конкурентов.

Шизогенная Мать: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽

Бывал ли у вас когда-нибудь душно-тяжёлый кислотный трип, в ходе которого вы неоднократно ВСЁ ПОНИМАЛИ (и вам даже удавалось протащить контрабандой в будни часть этого сокровенного знания)? Такой трип, который вы, скорее всего, не согласитесь повторить вновь, но надолго запомните? Альбом «Там? Где!» – это примерно он и есть. Фрактальные саксофонисты султана демонов Азатота, макабрическое риффовое крошево, гостевое участие кого-то из бронзовеющих братьев Поповых, психоактивное либретто (не забываем, что это пьеса). Добавьте ещё охуевшее оформление релиза в виде пачек аптечного торчева – знающие люди говорят, что макет кассетных коробок навеян дизайном упаковки баклофена, что подтверждается бонус-инсертом в виде рекреационной дозы этого самого баклофена. Цельная, законченная работа, которую я слушать больше не буду.

 

Лютомысл – 2018 – Ecce Homo

Коля Луман: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽ ▽

Ретроспективно кажется, что харьковский человек Шышковский всегда не столько записывал «просто альбомы», сколько нес прометеевский огонь. На Ecce Homo субъективно полагаемая значимость произведения приобрела адекватный размах формы: это монументальный альбом, и в монументальности его основная проблема.

В Ecce Homo слишком наворочен, слишком выдрочен, и технологический лоск не лучшим образом сказывается на тактико-технических характеристиках этой проповеди – слишком многое отвлекает от железобетонного посыла carpe diem. Заглавный трек, впрочем, прекрасен без всяких скидок.

Шизогенная Мать: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽ ▽

Альбом «Сё человек» я буду рассматривать чрез призму диалога с А.А., который лихо двинул фразой «Лютомысл – это Mgła здорового человека».

Собственно:

Распространенное мнение о том, что вокально-инструментальный ансамбль Mgła является таким неплохим сжатым изложением Чорана я разделяю и поддерживаю, но отнюдь не в положительной интерпретации. Хотя бы просто потому, что глубокое чтение Эмиля Мишеля суть занятие бесполезное: в конце концов, что в «Горьких силлогизмах», что в «Признаниях и проклятиях» или где еще Чоран озвучивает достаточно банальные в своем содержании максимы, полностю аналогичные ощущения от которых любая живущая единица и так испытывает постоянно. Но дело в том, как Чоран это делает – в прочтении именно образа изложения размышлений философ раскрывается наиболее ярко, чем и увлекает даже персон, максимально далеких от позиции румына-парижанина.

Ничего подобного в ныне основном проекте Миколая Жентары вообще не присутствует.
И дело даже не в текстах, хотя данный образец этим тоже забавен, потому что чем суше и сублимированней используется образность кумира – тем полнее выходит обратный эффект плавания в философском солончаке, чего точный и даже точечный Чоран себе вообще не позволял.

Сама музыка проекта после ипишек Mdłoś­ci и Fur­ther Down the Nest от года в год становилась все более размытой, эфирной и чуть ли не призрачной (что опять же широко отмечалось), как будто становясь не полноценной формой, а обрамлением вышеописанных идей. Причем в силу своей прозрачности – как бы и совершенно не нужной. Заставляющей слушателя копаться скорее в определенных внутренних буреломах и вполне полезной в чисто инструментальном плане достижения определенного умонастроения, возможно. Но лично для меня лишенной ценности кроме как тематической музыки под чтение.

Впрочем, у Жентары существует стартовавший примерно с ним же коллега, мне интересный гораздо больше. Да к тому же только что выпустивший новый альбом упражнений в насилии.

Здесь тот же самый достаточно мелодичный блэкметал, чьи структуры в отличие от Мгвы не тяготеют к максимальному упрощению в обмен на витиеватое их воплощение: все достаточно прямолинейно и в лоб, строго, но ни в коем случае не скупо и весьма органично, опять-таки в пику жентаровской вымученности и любви к зависанию на одних и тех же фрагментах.

И, самое главное, куда как осмысленней при несколько более широкой, пусть и достаточно яростной (на форумах в адрес Павла Шишковского достаточно часто мелькали эпитеты, крайне осуждающие его затворничество) образности.

В бм-среде существует достаточно распространенная шутка про то, что блэкметал на самом деле является глубоко христианской музыкой – потому как достаточно часто невольно занимается апофатикой.
В случае Лютомысла приставку «не-» иногда можно просто опустить.

То, в каких категориях Шишковский рассматривает внутреннюю пустоту и внешнюю никчемность попадает под нигилизм иного толка, вполне схожего с атеистической мистикой Жоржа Батая. В которой мир без Бога ужасен не отсутствием или уходом Первотворца, а полноценным разделением всех его функций внутри бытия. В котором по-настоящему важен оказывается не бунт против, а сам отказ от положения во всеобщем круговороте жизни в любой из ее проявлений.

Даниэль Шеффер писал о том, что Бодлер первым достиг подобного радикального невключения в мироустройство, в котором пресыщенность, разочарование и гордость в подверженных распаду душах превращают действительность – в пытку, прошлое – в мерзость, а будущее – в мрак и безнадежность.

В такой перспективе нисколько не удивительно ни собственное обращение Шишковского к символизму именно как к ключу, способному вскрыть весь ужас существования, ни то, что одна из самых ярких его вещей в качестве текста использует «Отречение Святого Петра».

Охуенный философический экскурс, который весьма полезен, если есть интерес к лирическо-идеологической стороне альбома «Сё человек».

Но увы! Сорт шрая, как у Павло Шишковського, совсем мне не заходит – поэтому и не интересно, что он им там выводит. Музыкальная же сторона демонстрирует, натурально, сверкающее богатство идей: риффов и музыкальных структур здесь хватило бы на три полновесных отличных альбома. Но так как это богатство спрессовано в 46 минут, то такое разнообразие начинает дичайше заёбывать уже к середине альбома – внимание постоянно соскальзывает со сменяющихся мелодичных риффов.

Если выбирать между квадратной монотонностью и кипучим разнообразием, то в мелоблэке мой выбор за первым. Поэтому, в плане музыкальных структур мне ближе «Mgła курильщика», нежели Лютомысл.

Однако альбом Ecce Homo безусловно выдающийся и его однозначно стоит хотя бы раз дослушать до последних двух композиций.

Хвилини — важелезні гирі

Години — міцні ланцюги

Безкрайні стіни оточили

Ти в’язень всесвіту — тюрми

 

Шлях, там де йдеш

Не почнеш — не знайдеш,

Не побачиш мети

Шлях не «там», шлях — це ти

Путь – 2018 – Песни Смерти

Коля Луман: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽ ▽ ▽ ▽

…когда в треке на стихи, прости господи, Целана запел ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ ЖЕНСКИЙ ГОЛОС, стало ясно, что эту лавочку можно закрывать. Аккордеон не спасает.

Шизогенная мать: ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽ ▽ ▽ ▽ ▽

В случае с альбомом псковичей тоже не смогу не процитировать мнение другого уважаемого автора:

На днях вышел весьма занимательный дебютный альбом псковской группы «Путь» под названием «Песни смерти». Коллеги, увидев обложку, уже пошутили: «Из колхозной молодежи блэковал один лишь я». А мне очень нравится, обложка весьма посконная и кикимороугодная.

На пластинке слышим атмосферный блэк с баяном, но мое внимание как ценителя изящной словесности первым делом привлекло название песни с отсылкой к «Фуге смерти». Зовется композиция «Волос твоих пепел, Рахиль», что сразу же сбило меня с толку — я был уверен, что в оригинале была Суламифь, я точно помню это не только по тексту, но и по авторскому чтению.

Решив, что произошел частный случай мишек Беренстайнов, все же погуглил и узнал занимательный факт, на который прежде не обращал внимания. Разумеется, в оригинале читаем: «dein asch­enes Haar Sulamith». Но существует и перевод Алексея Парина, в котором Sulamith превратилась в Рахиль. Уверен, этому есть простое объяснение, и я его наверняка даже знал, но искать надо в гешаримовском двухтомнике, которого у меня сейчас нет под рукой.

Но вернемся к «Песням смерти». Текст Целана ансамбль из одного человека «Путь» сильно изменил, превратив его в гимн Холокосту. Был уверен, что так сытно трансгрессируют в наше время разве что на дальневосточной сцене.

При этом в музыкальном плане «Песни смерти», конечно, совсем не NSBM, хотя и на национал-социалистической сцене они по понятным причинам найдут своего слушателя. Который будет неприятно удивлен, услышав цитату из концертной записи песни The Cure под названием Pornog­ra­phy.

Речь идет о выступлении 1984 года в Мюнхене, на котором чернокожий барабанщик Энди Андерсон неожиданно привнес в героиновый шлягер Роберта Смита игривые африканские нотки. На пластинке «Песни смерти» интересующий нас фрагмент можно прослушать с отметки 13:38.

В целом, этот лиричный и посконный альбом всячески заслуживает того, чтобы еще не раз к нему вернуться. Совершенно точно один из лучших за последнее время релизов на великой отечественной сцене.

Вкусы людей различны, это факт. Выехавший на третьем треке девичий вокал бросил меня назад в нулевые, когда, простите, был очень популярен ГОТИК БЛЭК. От этой травмы сложно оправиться. Партии аккордеона, призванные добавлять самобытности, звучат как нечто искусственное и мёртвое – могу предположить, что их сочинял гитарист.

Моя оценка музыки во многом зависит от количества подавленных порывов немедленно сменить пластинку. Если же удалось дослушать альбом до конца, то он, как минимум, проходной. Так вот, к треку «Прометей» пришлось трижды удерживаться от вырубания музяки, но была еще призрачная надежда, что на «Прометее» нам расскажут что-нибудь про революцию и пытки в фээсбэшных застенках (это было бы, по крайней мере, смело). Но увы, на середине трека нам с Путём стало окончательно не по пути.

SVRM – 2018 – Згарище

Коля Луман: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽ ▽ ▽

Экс-гитарист харьковский «Заводи» – мастер блеклого надрыва, но «Згарище» – не лучшая запись, чтобы впечатляться его умению ввергать слушателя в ликующее отчаянье. Трудно потерять цельность в рамках ипишки на 16 минут, но автору это удалось. Чуть ли не мажорный старт альбома, акустические вставки и крастовые вопли шведских гостей – сомнительное многообразие, но его хватает, чтобы в микроформате сработать на разрыв связности высказывания.

Шизогенная Мать: ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▽

ПРОНЗИТЕЛЬНОЕ звучание Сурм узнаётся сразу – не спутать ни с чем левитирующую гитарную мелодику и неокрастовый скрим Сергея. Как ни странно, «Пожарище» понравилось больше, чем «Лихиї вітри стогнуть без упину». Во-первых, мне очень нравятся ранние работы Сурм, а тут есть ощущение, что «Пожарище» именно ближе к ранним композициям (особенно заметно на четвёртом треке, где гитарные заходы напоминают «Экуменополис»). А во-вторых – здесь есть потрясающий трек «Подих смерти». Композиция Allt kött är hö, где скрим-партии отданы шведским крастерам Reg­n­vm Ani­male, несколько разбавляет цельность мини-релиза, но всё остальное выше всяких похвал.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

3 Comments

  1. Марк Знак

    В блэк-метале вы точно очень не шарите судя по этому посту.

  2. Марк Знак

    А воровать мемы из паблика пацанского абм – это вообще дичь)

    • Мефодий С.

      В мемах ты точно очень не шаришь судя по этому посту.

      А воровать стандартные высказывания из комментов катабазии к блэковым постам – это вообще дичь)

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: