«Кровь святых» — дневник Алана, часть 3

Гурджиевский эксперимент: Часть 1 (16 января 2007 года)

Один мой коллега долго нахваливал мне эзотерическое учение Георгия Ивановича Гурджиева. Фразы в ход шли громкие, но сути я так и не ухватил. Что это вообще за «Четвёртый путь» (как многие окрестили этот подход) такой?

Любопытство взяло верх, и я решил узнать о Гурджиеве побольше. Настороженно относясь к любым «интерпретациям» учений, я отмёл целую кипу работ его учеников и вместо них взял первую книгу в серии «Всё и вся» под названием «Рассказы Вельзевула своему внуку». Если вы когда-нибудь её открывали, то поймёте меня: я ничего не смог разобрать. Похоже, Гурджиев намеренно написал её в таком пространном и сложном стиле, чтобы ученики трудились в поте лица. Чушь какая-то! Зачем создавать учение, а затем его прятать? Меня это просто взбесило, так что все попытки разобраться в Четвёртом пути я просто забросил. 

Это было в прошлом году. А в этом мой приятель, всё ещё нахваливающий Гурджиева, посоветовал мне книгу «Разоблачённый Гурджиев» (Гинсбург, 2005). По сравнению с «Рассказами…» это была тоненькая брошюра, так что я достал себе копию и быстренько её прочёл. 

И настоятельно рекомендую всем сделать то же. 

В ней были описаны основные моменты учения Гурджиева и, что ещё более важно, упражнения, которым обучают в его институте. Там рекомендуется заниматься ими каждый день, присоединиться к группе практикующих Гурджиева, а также прочесть «Рассказы Вельзевула своему внуку». Ежедневная практика меня устраивает. Однажды я (как и мой друг) попытался связаться с группой практиков Гурджиева в Лондоне, но они так и не ответили, так что ну их к чёрту. И чтобы понять метод, спрятанный под слоем безумия, я постараюсь прочесть главный труд Гурджиева. Смогу ли сделать это трижды, как рекомендуется — время покажет. 

12 января 2007 года я приступил к эксперименту с Гурджиевым. 

 

Основные принципы учения Гурджиева

Смысл в том, что пока мы не «осознаем, что мы осознанны», мы «спим». Хотя большинство и считает себя мыслящими и принимающими решения созданиями, они на самом деле находятся в плену реакций и обусловленности. В конечном итоге, «осознание своей осознанности» приведёт к переживанию того, что Гурджиев назвал End­less­ness, или бесконечной божественностью. 

Поэтому цель игры — пребывать в состоянии «осознания своей осознанности» всё время. Тогда можно будет перестать ассоциировать себя с реакциями и вместо этого действовать решительно в соответствии с нашей истинной волей. А это уже приблизит нас к переживанию нашей истинной природы, единству. 

Пример упражнения Гурджиева: выбрать случайную часть тела и всё время осознавать эту часть тела, неважно, что мы при этом думаем, чувствуем или делаем.

Результаты

12/01/07

Выбрал правую руку и пытался весь день держать её в поле внимания.

Я справился лучше, чем ожидал; конечно, часто я забывал поддерживать осознанность, но когда вспоминал об этом, держался до десяти минут. И ни разу не забывал об упражнении дольше, чем на час. 

 

13/01/07

Поразительно: практически все мои решения не осознаны; практически каждое действие — результат привычки или реакция. Когда я это осознаю, я останавливаюсь и стараюсь решить, что же я на самом деле хочу. Думаю, в этом плане работу с Четвёртым путём можно было бы применить к борьбе с зависимостями. 

Сегодня я выбрал левую ступню. С раздражением обнаружил, что внимание постоянно пытается ускользнуть на другую ступню, но спустя некоторое время и определённое количество усилий это проходит. 

 

14/01/07

Правая рука, иногда правая ступня. 

В те редкие моменты, когда удаётся поддерживать осознанность, я обнаруживаю невероятную ясность сознания в повседневной жизни. Напоминает дхьяну. 

Практика повлияла на мою медитацию. Уходя в неё и поддерживая при этом внимание на части тела (надо отметить, что это не концентрация на одной части тела с исключением всех других ощущений, а скорее «разделение» внимания), я обнаружил, что могу мысленно отбросить эту часть тела и пребывать в состоянии ясного осознания. Осознанность будто выплеснулась за пределы тела в комнату. В этот момент я воспользовался wu wei и обнаружил, что у меня исчезли ноги и нижняя часть спины. Странно, что при этом стало трудно дышать, как будто я тонул; и это был скорее психологический эффект, чем эмоциональный.

 

15/01/07

Обнаружил, что перемещение внимания между разными частями тела даётся намного проще, чем до начала эксперимента. Ещё ловлю себя на том, что «вспоминаю», кто я и что я (человек на планете, занимающийся всяким-разным), и каждый раз смеюсь, потому что в течение дня я больше отождествляю себя с частью тела, чем с «личностью» (например, с реакциями и привычками). 

Кроме того, продолжаю переживать всплески «хорошего самочувствия». 

Насколько это заслуга гурджиевской практики? И насколько моя предыдущая работа повлияла на успешное применение Четвёртого пути?

 

16/01/07

Проснулся и немедленно осознал свою правую ногу.

Но работа сегодня продвигалась слабо; я часто забывал о практике, а когда вспоминал, прилагал не так много усилий, как раньше. Ещё я пропустил медитацию. 

Возможно, вчера не стоило пить. 

Гурджиевский эксперимент: Часть 2 (23 января 2007 года)

Результаты 17/01/07–22/01/07

Думаю, первоначальный период с удачей новичка совершенно точно окончен. Теперь, чтобы поддерживать прежний уровень внимания на части тела, мне приходится прилагать намного больше усилий. Есть ещё несколько причин, из-за которых мне трудно сконцентрироваться:

  1. Внезапно я обнаружил, что на самом деле я концентрируюсь на воображаемой части тела, а не на реальной. 
  2. Не могу найти выбранную часть тела – она исчезает!

Я насчитал три феномена, которые, как мне кажется, являются прямым результатом этого упражнения:

  1. Последние четыре дня в течение пяти-десяти минут после пробуждения я чувствую себя очень хорошо — без видимой причины. Помню, что подобное чувство у меня было в детстве, лет до шестнадцати или около того. 
  2. Упомянутое в первой части эксперимента внезапное «воспоминание» о том, что я — личность, а также удивление и веселье по этому поводу перешло в «воспоминание» о том, что я «заперт» внутри личности. Вот это уже не так весело.
  3. Некоторые эмоциональные привычки стали не такими яркими и увлекательными.

Думаю, эти три результата подтверждают идею, что с разделением внимания привычное отождествление с тем комплексом, который мы называем «собой», значительно снижается. К результату номер 1 напрашивается вопрос, как сильно я буду отождествляться с «собой» к тому времени, когда мне будет 70, если уже в 16 лет «я» полностью захватило моё внимание? Теперь понятно, почему старики такие странные.

Гурджиевский эксперимент повлиял и на мою практику медитации. Наиболее примечательные результаты:

17/01: Я «видел» то, что казалось внутренним эквивалентом восходящего солнца.

18/01: То, что я обычно считаю пределами своей осознанности, стало двумя горизонтальными вибрирующими «планками» или «лучами» по верхней и нижней границе моего «внутреннего» зрения. 

20/01: Повседневное ощущение себя как отдельной сущности – не более, чем ментальный конструкт или ставшая привычкой идея.

22/01: В какой-то степени я ощутил абсолютное ничто, но всё ещё осознавал себя, как тень на стене.

Рассказы Вельзевула своему внуку

Сейчас я на главе 12, или на 98 странице из 1238. Почти закончил, ага.

Хотя первая глава была раздражающе длинной, понять эту книгу оказалось намного проще, чем казалось. Ещё она очень забавная — и в основном своём повествовании, и в ощущении, что Гурджиев постоянно над тобой шутит.

Самая интересная идея, на которую я там наткнулся — это то, что на Луне живёт раса инопланетян, которые выглядят как гигантские муравьи. Они очень трудолюбивые и полностью выскребли Луну изнутри; а ещё они питаются энергией человеческой деятельности. Другими словами, инопланетяне — это эфемерные сущности, живущие внутри Луны, которые периодически подвергают человечество разным испытаниям, чтобы извлечь себе пропитание в форме самой сильной эмоции, которую легче всего вызвать: страха. Ничего себе! Держу пари, Гурджиев был знаком с LAM! (см. далее)

Что ж, Гурджиев сказал, что цель этой книги — безжалостно разрушить все представления читателя об окружающем мире. Что интересно отразилось на моих снах: в последние две ночи снилось существование в совершенно гурджиевских терминах и чувство, что что я полностью понял вселенную. Стоит ли говорить, что я не помню, каким образом всё это должно сойтись воедино, но точно могу сказать, что эксперимент определённо оказывает невидимый эффект.

 

Гурджиевский эксперимент: Часть 3 (14 февраля 2007 года)

Результаты 23/01/07 – 11/02/07

В этот период я добавил ещё три гурджиевских упражнения. Два «стоп»-упражнения, чтобы поддержать практику по разделению внимания, а также одно «новое» для перенимания точки зрения каждого встреченного мной человека.

«Стоп»-упражнения заключаются в том, чтобы напоминать себе об охвате вниманием тела (или части тела) каждый раз, когда я ем (Гурджиев утверждает, что христианская практика «застольной молитвы» — искажение этой древней эзотерической техники) и когда прохожу через дверной проём.

Честно говоря, я думал, что легко справлюсь с этими «стоп»-упражнениями, потому что большую часть времени я без проблем помнил о том, что нужно разделять внимание. Но я с треском провалился. В течение трёх дней я вспоминал о том, что нужно «остановиться» только когда съедал половину сэндвича или спустя три секунды после того, как захлопнул дверь. Выполнить их мне удалось всего дважды. 

Помимо этой неудачи, третье упражнение далось мне весьма слабо — я продержался всего день. 

Но при этом старая практика разделения внимания в какой-то степени вошла в привычку. Она не длилась непрерывно, но я часто просыпался и обнаруживал, что в поле внимания уже присутствует какая-то часть тела. Жутко раздражало, что сначала всё получалось легко, но в итоге на поддержание практики уходило слишком много сил. 

Можно сказать, всю эту неделю я хотел прекратить эксперимент. 

 

Отказ

Единственное, что удерживало меня от этого — результаты ежедневной медитации:

27/01/07 Во время практики заметил весьма любопытный феномен. Темнота под веками стала сферической и одновременно крохотной и очень глубокой. Однажды такое уже было (в прошлом году), и это было очень странно. 

31/01/07 Сразу после медитации впал в состояние изумления — всё вокруг казалось чудом. 

01/02/07 Подумалось, что жизнь очень похожа на трафарет, а сознание — это либо его обратная часть, либо контуры. 

Между 2 и 8 февраля я сталкивался с буддийскими мирами бестелесных форм и входил в состояние ничто. Надо сказать, что переживания при этом всё-таки были, но это было переживание отсутствия. Под «ничто» я не имею в виду «пустоту» (дальше расскажу об этом подробно). 

08/02/07 – Медитировал 3 раза по 30 минут. Снова наблюдал странный сферический феномен, но в этот раз нижняя половина сферы казалась вывернутой наизнанку.

Никто об этом не говорил

09/02/07 Медитировал 3 раза по 30 минут. Во второй раз случилось нечто ужасное: я проходил через серию трансов (джнян или дхьян), когда вдруг попал в такой транс, где физический мир начал «раскалываться» пополам. Это было ужасно. Я пытался применить технику «наблюдения» за страхом, но он захлестнул меня полностью, и я выпал из асаны в состоянии полного ужаса.

 

Не понял?

За день до этого я читал «Рассказы Вельзевула своему внуку». Я дочитал до главы 18, где Вельзевул вспоминает о совместном эксперименте с птичьим другом с Сатурна. Они вошли в специальное устройство, которое откачивает все явления, и два экспериментатора в специальных костюмах могут наблюдать фундаментальные силы природы «как бы снаружи». В итоге птичий друг парил над стулом и барахтался, «подобно щенку, упавшему в глубокий пруд» (Гурджиев, 2000). И это случилось потому, что «он чересчур напряг некоторые части своего планетарного тела». 

А затем идёт любопытный пассаж:

Произнеся это с улыбкой, Вельзевул умолк; немного погодя он сделал левой рукой очень странный жест и, с несвойственной его голосу интонацией, продолжал:

— По мере того, как я постоянно вспоминаю и рассказываю тебе обо всем этом, касающемся событий теперь уже давно минувшего периода моего существования, во мне возникает желание сделать тебе откровенное признание — именно тебе, одному из моих прямых наследников, который должен неизбежно представлять собой итог всех моих деяний за все периоды процесса моего прошлого бытийного существования, — а именно, я хочу искренне признаться тебе […] несмотря на все это, моя сущность позволила закрасться в мое существо и развиться рядом с моими упомянутыми странными переживаниями преступно-эгоистичному беспокойству относительно безопасности моего личного существования.

Однако, мой мальчик, для того чтобы ты в этот момент не слишком огорчался, нелишне добавить, что это случилось со мной тогда в первый и в последний раз за все периоды моего бытийного существования.

Кажется, будто кто-то хотел, чтобы я знал, что мне вот-вот предстоит пережить!

Вспомнив, о чём я читал днём ранее, я «вернулся» к медитации после десятиминутного перерыва, полный решимости расколоть эту аннигиляцию к следующей неделе. Медитация номер три открыла мне, что смерть существует только «здесь». Мы воспринимаем её в жизни, но с «другой стороны» (которую мы обычно считаем началом смерти) нет ни жизни, не смерти, но есть нечто большее, чем то и другое. 

 

Так сказал Вельзевул

Ужас больше не появлялся, и вплоть до сегодняшнего дня я наслаждался ощущением растворения всего. 

Я отмечал свой магический прогресс, пользуясь многими источниками — от алхимии до буддизма и A:.A:.. Но если говорить о том всеохватывающем ужасе и пытаться описать, чего стоит ждать, то нет ничего лучше процитированного пассажа. 

Исходя из моего собственного опыта и судя по словам Гурджиева, этот всепоглощающий ужас нередко встречается перед первым переживанием того, что он называет Бесконечностью, и если страх появляется, то лишь единожды. 

Интересно, что в магическом дневнике Кроули есть запись John St John (Crow­ley 2006), где он описывает весьма похожее переживание страха перед исчезновением, и было это лишь один раз. 

 

Ты же шутишь, да?

Как бы то ни было, в своей Исповеди Кроули приводит следующую дневниковую запись о событии, которое случилось спустя много лет после упомянутого в John St John.

Я чувствую, что смогу хоть немного намекнуть на колоссального героя этого откровения, если просто процитирую те нестройные слова, которыми в своё время о нём писал. Как вы увидите, я не осмелился прямо написать о том, что это на самом деле было. Помню, тогда мне пришлось собрать в кулак всю смелость, чтобы заставить себя сесть за дневник. Я чувствовал себя смертельно раненым солдатом, который собственной кровью пишет ужасающую заметку о том, как он в своих исканиях потерял жизнь. 

5:00 вечера. Послеобеденная медитация обернулась такой поразительной инициацией, что я даже не смею сказать ни слова. Это высший секрет Мага, и он настолько ужасен, что даже сейчас — спустя более двух часов, прошедших с 2:20 пополудни — меня бросает в дрожь, пока я пишу. В то единственное мгновение у меня в руках был ключ ко всей китайской мудрости. И в этом мимолётном свете истины все религиозные системы и философии обернулись абсолютным ребячеством. Даже Закон предстал не более чем забавным инцидентом. И я полностью ослеплён и ошеломлён знанием, что за образ скрывается в том святилище. Сложно представить, как мои братья-Маги, зная обо всём этом, смогли двигаться дальше. 

Было лишь одно предзнаменование об этом Видении Юпитера — назову его так — и это было самадхи, которое в какой-то момент прервало мою концентрацию на Саммасати. Примерно описать это можно следующим образом: я достиг слияния двух противоположностей, в том числе различия между «добром и злом». 

Этот опыт потряс меня до глубины души; потребовались невероятные усилия, чтобы заставить себя написать об этом в дневник. Этот секрет сопутствует пути Алеф в Хокму. Я мог бы обозначить его несколькими словами или одной лишь буквой — и большинство бы ничего не заметило. Но он обладает силой ввергнуть каждого Мастера Храма в Бездну, и обернуть каждого адепта Розы и Креста в Клипот. Не удивительно, что кто-то сказал, что Книга Т — это пепел в погребальной урне Мага! Пока не могу сказать, как всё это на мне отразится. Даже путь Дао кажется дурацким — но ведь он такой и есть! Видимо, на этом всё. И вся его свобода, в совершенно завораживающем и привлекательном смысле, находится за пределами моего восприятия (Кроули, 1989). 

Что ж, теперь я знаю, чего мне ждать. 

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: