«Пиастры»: Лондономикон

От Редакции. Мы начали переводить«Лондономикон» — практическую половину «Пиастров», гримуара современной хаос-магии Гордона Уайта. «Лондономикон» почти полностью состоит из непосредственных хаос-магических приемов, от ритуальных до мантрических, но открывается заметками об инициации и ее связи с мифами Творения. Хотя нам не сильно нравится критика Уайтом орденских и иных современных посвящений (основанная на весьма специфичной «исторической справке»), его взгляд интересен тем, что в центр инициатического действа современный пост-хаосит ставит формулу «There is a crack in every­thing, that’s how the light gets in». Это та часть мифа Творения в инициации, которая связывается с нарушением Табу, грехопадением – но и приобретением магии и технологии, а также тот момент, когда Творение передается на завершение роду человеческому или культурному герою.

В эту публикацию также вошли три магических рецепта от Уайта. Инвокация духа Лондона (с практическими замечаниями о вызове духов мест) посвящена призыванию Богини этого места, способной не только помочь в конкретном городе, но и также с некоторыми ассоциируемыми с ней делами (например, в военном походе во Францию; только не нарвитесь там на магический культ Жанны Дарк). Любопытный медитативный эксперимент «Сад Господень» посвящен созданию некоего умосозерцаемого места, которое одновременно является подношением IAΩ. Ну а «Гимн Богу-Чужаку» из Кодекса Брюса – эдакий инициатический гимн в гностическом мифе Творения, инвокация, возвращающая к источнику бытия. Своего рода трансцендентный аналог Ритуала Безглавого.

fr.Chmn

 

P.S.: Если решите призывать духа Петербурга или богиню Москвы, учтите, что вторая может быть как уступчива, так и переменчива, а то и (к тем, кто ей не нравится, например) лукава, а первый так и вовсе жесток. У нее нельзя идти на поводу, хотя если вы у нее живете и никуда никогда переезжать не собираетесь – то это может быть очень заманчиво. Что касается его, то если он и будет на что-то щедр, так это на испытания и мытарства, но превозмогшему обязательно дает искомое даже в случае, если оно для самого искателя не вполне определено. В общем, осторожнее с отечественными городами, они у нас с норовом и стоят кто на крови, а кто на костях.

Лондономикон

Об инициации

Инициации потеряли свою значимость и перестали быть частью западной магической традиции после исчезновения Классических Мистерий. Если вам нужен фартук или значок, нет смысла вступать в оккультную группу, проще поискать по-настоящему влиятельное общество – Череп и Кости, например [старейшее тайное общество студентов Йельского университета – прим. пер.]. Даже от Ротари-клубов можно получить скидку в некоторых ресторанных сетях.

По мнению доктора Стивена Скиннера существует две основных проблемы с инициацией в западной традиции. Во-первых, линия прервана, и любая инициация в нее это по определению реконструкция, не оправдывающая доверия. Во-вторых, западные «инициации» сформированы по образу и подобию масонских, а потому антропоцентричны. Скиннер сравнивает их с китайскими традициями и находит важное отличие: там кандидат считается прошедшим инициацию, когда он/она сможет успешно призвать и подчинить себе определённый класс духов. И только после этого можно переходить к следующему классу. Такой подход кажется гораздо более эффективным. Тем более мы можем переделать его под жизнь отдельного западного мага так, чтобы он работал за счёт, ну, знаете… магии.

Откуда, по-вашему, среди людей появился первый шаман? Кто посреди Южной Африки научил женщину Срединному Столпу? Мирча Элиаде писал, что все истории Творения были попытками объяснить или хотя бы смоделировать обретение человечеством самосознания. Даже в анимистических культурах, которые придерживались более позитивных взглядов на физический мир (хотя и не тотально позитивных, как сейчас), люди понимали, что реальность немного отличается от того, что говорят в рекламе. В мире что-то надломлено – и сквозь этот разлом просачиваются и магия, и технология. Это-то и разыгрывается в «Настоящей» инициации, а последующая практика магии закрепляет её. В «Священном и мирском» Элиаде пишет:

[Инициированный человек] верит, что жизнь имеет священные истоки и что человеческое существование реализует все её потенциальные возможности в той мере, в какой оно является религиозным, т.е. участвует в действительности. Боги сотворили человека и Мир, Герои-основатели цивилизаций завершили Творение, а история всех этих божественных и полубожественных деяний заключена в мифах. Воспроизводя в современной жизни событие священной истории, повторяя божественные деяния, человек располагается и удерживается рядом с богами, т.е. в реальном и значащем. 

Вам будет проще понять глубокую двойственность моего отношения к концепции «правильной» инициации, если вы обратитесь к главе про ритуал. Если вы встанете на этот путь, то так или иначе «привлечёте их внимание», и цикл мифов всё равно будет разыгран в вашей жизни. Юнг признавал те же идеи, когда говорил о том, что незамеченные или игнорируемые аспекты бессознательного станут доминировать в вашей жизни, если вы сами не повернётесь к ним лицом. Элиаде видел то же самое, когда отмечал, что современная культура продолжает разыгрывать инициатические формы, хотя уже и в упадочном виде: 

Нередко «борьба за жизнь», «испытания» и «трудности», выпадающие на долю каждого в творческой или профессиональной жизни, воспроизводят в некотором смысле посвятительные испытания. Ведь именно «ударами», «страданиями», «пытками» морального или даже физического свойства, молодой человек «испытывает» себя, познает свои возможности, осознает свои силы и, наконец, становится самим собой, духовно взрослым, способным к созиданию (речь идет, разумеется, о духовности в современном смысле слова).

Инициация всегда найдет искательницу, которая найдет трещину в мире и решит проверить, не через эту ли трещину в мир попадает свет. Одна невероятно красивая и довольно трагическая история Творения — доктор Витцель отнёс бы её к историям Гондваны — известна от народа нанди в Западной Африке. Когда они столкнулись с менее технологически развитым народом доробо на территории нынешней Кении, то предположили, что те были более примитивными людьми — первыми людьми. Нанди сложили или получили такую историю Творения с их участием:

Когда Бог впервые спустился с небес, чтобы устроить нынешний порядок вещей, здесь жило только три существа: человек доробо, слон и гром. Однажды гром сказал: «Что за странное существо человек — может поворачиваться во сне. Мне чтобы повернуться приходится вставать». Слон ответил: «И мне нужно проснуться и встать, чтобы повернуться, когда я сплю».

Примечание: интересно, что беспокойство у слона и грома вызывает умение спать, искусство снов… сноровка в обращении с воображаемым. У человека есть отдельный от природного царства внутренний мир.

Гром заявляет, что боится человека и сбегает в небеса. Слон дразнит гром из-за этого и говорит, что человек слишком маленький, чтобы бояться его и сбегать.

«Но он плохой, – говорит гром. – Он может поворачиваться во сне».

Человек обрадовался, что гром ушёл, потому что он его боялся. Он пошел в лес, сделал себе лук со стрелами, а кончики стрел окунул в яд. Ими он выстрелил в слона, который закричал от боли и поднял хобот к небесам, взывая к грому о помощи и спасении. Но гром отказал. «Я не помогу тебе, ведь ты смеялся надо мной, когда я говорил, что человек плохой, а ты говорил, что он маленький».

Слон умер, и человек стал величайшим во всех странах земли.

В этой истории мы встречаем характерный мотив Падения/нарушения табу/возникновения магии, который не только лежит в основе сказаний о Творении по всей планете, но и ритуально разыгрывается при инициации, обычно заканчиваясь восстановлением мира, как, например, в герметизме. (Ещё в ней есть приятные лично мне мотивы древних пришельцев.) То же самое можно найти в истории о Симоне Маге, одном из наименее известных — что почти преступно — наших магических предков. В апокрифическом споре с апостолом Петром Симон утверждает, что Бог Закона несовершенен и — по определению — не может быть верховным богом. Сирийский епископ десятого века помещает в уста Симона такие слова:

Бог повелел, чтобы Адам не ел плодов дерева; но тот отведал их; поэтому он не остался таким, каким ему повелел оставаться бог; а значит создатель Адама немощен. […]

По какой вообще причине Бог проклял змея? Ведь если он обрушил своё проклятие за то, что тот причинил вред, то почему он не остановил его от этого поступка, то есть от соблазнения Адама? Но если проклятие было карой за то, что змей принёс пользу, то есть стал причиной того, что Адам отведал от хорошего дерева, то из этого неизбежно следует, что Бог несомненно неправеден и завистлив…

По такой логике Симон выстроил защиту своей магии и торговли с ангелами от апостола-кайфолома. Тут мы снова может наблюдать, как магия попадает в мир через трещину, табу, Падение. С точки зрения психоанализа в тот момент, когда ребёнок впервые успешно обманывает родителей, она/он узнаёт об отдельности своего взгляда на мир — отдельной внутренней реальности, не совпадающей с родительской. Ложь демонстрирует отделённость я. Именно эта отделённость мировосприятий лежит в основании историй о происхождении. В Эдеме всё обнажено — не только люди — но после нарушения табу Ева узнаёт об этом. В истории нанди гром понимает, что у человека собственное мировосприятие — именно этого он и боится. Таким образом, инициация — это особый вид ритуала, который резонирует или воссоздаёт момент Творения.

Ордена, если рассматривать их на протяжении достаточно долгого времени, оказываются просто способом передачи магической технологии, существовавшим до интернета. Но «магия» — чем бы она ни была — сама вас находит. Наверное, уже нашла, особенно если вы последовали моему совету касательно приключений. Если же хотите её поторопить, останьтесь на пляже на ночь и под грибами до самого рассвета и читайте морю Орфические гимны, вслух и громко.

Избранные заклинания

Маги обрастают заклинаниями как корабли ракушками. Каждый узор из ракушек уникален, но можно увидеть общие черты среди тех, кто бороздит одни и те же воды и оттого привлекает одни и те же виды ракушек. Движение кораблей от порта к порту приводит к обмену технологиями между несвязанными другими путями береговыми экосистемами. Возможно, так оно всегда и было.

Эту морскую метафору можно продолжить до неизбежного вывода о том, что бывает полезно время от времени вытащить свой корабль в сухие доки и осмотреть обшивку.

Обычно — хотя и не всегда — заклинания, которыми я обрастаю, относятся к ранним гримуарным линиям, так как для меня они работают лучше всего. У меня есть несколько вариантов объяснений таких предпочтений. Налетай: каждый найдёт, на что обидеться.

Первый. Работа в рамках исторически точной версии западной традиции — а не с постренессансным неоплатонизмом, эрзац-масонством и плохо усвоенной ка-бла-блой девятнадцатого века — это подарок, который не перестаёт радовать и за пределами магического круга. Питер Грей пишет о возрождении ведьмовства. Обращение к духам из гримуаров и разнообразие взаимодействий с этими духами, включая нестандартные подходы хитрых людей и тех, кого в Западной Европе обвиняли в колдовстве, может достичь такого же возрождения. По факту это часть одного процесса: возрождение гримуарной магии можно сравнить с восстановлением популяции волков в парапсихической экосистеме, разорённой золотозарейцами; неоязычниками; фанатами комиксов, ряженными под магов хаоса; и зашуганными психологами двадцатого века. Всё вместе может дать сетевой эффект, который повлияет на общую магическую культуру, и я беззастенчиво стараюсь его достичь.

Второй. Заклинания, основанные на гримуарных источниках, могут работать лучше потому, что они попросту обеспечивают «более эффектное шоу». Я не на шутку люблю историю, поэтому сам факт выстраивания моей колдовской работы в соответствии с известной исторической традицией может, так сказать, «глубже погрузить меня в поток». Стоит, однако, отметить, что я считаю это объяснение весьма маловероятным, по крайней мере, в качестве единственного объяснения.

Наконец, третий — подход, основанный на гримуарах, отлично сочетается с феноменологическим анализом. Можно даже назвать современную гримуарную магию «перформативной феноменологией». В разнообразных списках духов мы находим вековые свидетельства о столкновениях с обитателями Магонии [волшебная страна, подробнее о ней будет дальше по тексту — прим. пер. от локальных чудищ до иноземных богов бурь и изображений деканов [1/36 зодиакального круга — прим. пер.] на внутренней стороне египетских саркофагов времён Среднего Царства. Некоторые из них полезны. Другие устрашают. Некоторых нужно особым образом приглашать. Многих — изгонять подобру-поздорову. Если мы — по выражению доктора Крипала — кошки в библиотеке, то эти списки духов — ее карточный каталог. Ну или самое к нему близкое из всего, до чего нам на западе суждено добраться.

Магические «силы» (применим это слово просто за неимением лучшего) разных культур чрезвычайно схожи. Помимо гадания и широкого спектра подходов к практическому колдовству (сигилы), почти всё остальное можно отнести к одному из пунктов ниже (мои заклинания не исключение):

  • Контакт с Богом/миром духов.
  • Путешествие в мир духов.
  • Регулирование внутренней энергии.
  • Защита и изгнание.
  • Создание фетишей, использование объектов естественного происхождения.

Добавьте сюда рекомендации из Протоколов Хаоса и увидите, как вырисовывается полная система, контекст для которой можно найти в Star.Ships: A Pre­his­to­ry of the Spir­its. За всем этим безумием стоит своя методика. Нелинейный опыт, подобный магическому, по определению не может быть втиснут в линейные объяснения. Одна из ошибок мышления, происходящая из американской по большей части монокультуры, — полагать, что существует какие-то 7 Привычек Высокоэффективного Волшебника, и достаточно просто пробежаться по их списку. Я не собираюсь присоединяться к этому заблуждению или потакать тем, кто так считает. Как писал Юнг в «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях», «Не  существует линейной эволюции, есть некая замкнутая «самость»». Потому та единственная всеохватывающая книга, которую вы ищите, навсегда останется ненаписанной. Однако, если вы прочтёте три мои книги, то в некотором смысле сможете «разблокировать» в своей голове мою версию такой книги.

Так что приступим.

 

Пробуждение Города

Эта инвокация представляет собой обобщённое воззвание к духам места. Вы и вправду можете использовать её для инвокации Лондона (я пробовал из Австралии), но можете (и я настоятельно рекомендую поступить именно так) изменить её под свою местность. Взаимодействие с духами места — краеугольный камень магической практики. Немногого можно добиться без их… я бы не стал говорить «поддержки» — но хотя бы молчаливого согласия. Конечно, духи некоторых мест настроены к людям более благосклонно. Лондон нечасто будет вам помогать, но определённо может вами заинтересоваться. И это тоже можно использовать. Что касается подношений, то Лондон любит Бордо. Она когда-то владела этими местами и хранит о них тёплые воспоминания — как о летнем домике из детства.

Угодить духам сложных мест или чем-то заинтересовать их будет столь же эффективным решением, как и наладить отношения с вашими мертвецами или предками. Хотя обязательно нужно сделать поправку на особенности местности. Запертые двери для вас откроются, случайные встречи на улице будут приводить к удвоению зарплаты. Вы получите парапсихические ключи от города.

Что касается взаимодействия конкретно с Лондоном, у духов места есть свой собственный уникальный взгляд на события, связанные с ними. Потому, где бы вы ни находились, Лондон может помочь, если вы интересуетесь развитием точных наук, Блумсберийским кружком или елизаветинской драмой. Как вариант, вам просто может понадобиться немного нефизического содействия в открытии оффшорного счёта. Хотя, может, вы захотите попробовать силы в захвате Франции…

Лондон, цветок всех городов, я заклинаю тебя именем Божьим, дух Лондона, мачтами твоих флотилий, колоколами твоих церквей, песнями твоих доков. Я заклинаю тебя, дух Лондона, именами Гога и Магога, где бы ты ни была, пробудись, приди ко мне сей же час. Я заклинаю тебя твоей рекой, твоей глиной, твоим камнем, твоими дорогами, твоими поездами и мостовыми, где бы ты ни была, будь ты на небе или на земле, в статуе, дворце или крипте, в голосах на рынке, в эшафотах, королевских парках или ушедших под землю храмах, далёко ли, близко ли; где бы ты ни была и где бы ни обитала, приди сюда без промедления.

Сад Господень

Во время первой поездки в Барселону мне снились очень странные сны о временах мавританского владычества в Испании. Хотя мавры правили Барселоной только восемьдесят лет, архитектура и облик старого города являют пример мавританского подхода к жизни в местном климате со скрытыми садами и высокими зданиями, затеняющими узкие улицы от жара полуденного солнца. Это, возможно, один из красивейших городов на земле.

Меня всегда невероятно завораживала мысль о великих библиотеках Кордовы и Андалусии, о работавших там учёных и странствующих мистиках. Есть что-то вдохновляющее в образе людей из разных народов, обсуждающих смесь представлений о божественном поздними летними вечерами и окружённых витающим в воздухе запахом цветов апельсина. Такие чувственные образы приходят мне на ум, когда я думаю об IAΩ — хрестоматийном примере смешанного верховного существа.

  1. Подготовьте ритуальное пространство с благовониями или ароматическими маслами, которые навевают мысли о мавританской Андалусии.
  2. Сядьте спокойно, как при медитации. Начните вдыхать белый свет с золотыми искрами. Безмолвно поглощайте медленное вибрирующее имя, иииииии ааааааааа оооооооо.
  3. Продолжайте, пока всё ваше тело и пространство вокруг не будет вибрировать этим золотистым светом.
  4. Теперь на каждом выдохе начните вслух вибрировать священное имя, так чтобы на это уходило всё дыхание.
  5. В процессе представьте себе, как отблески мавританского сада проявляются вокруг, и с каждым выдохом становятся всё более и более детальными. Созерцайте его на вершине холма внутри городских стен, с видом на Средиземное море и солнце, что садится по правую руку. Увидьте апельсиновые и фиговые деревья вдоль стены сада, услышьте фонтаны и почувствуйте в воздухе запах воды, смешанный с ароматом жасмина, растущего возле арок, рассмотрите мощёные дорожки вокруг клумб.

Сад, который вы создаёте, — не просто место для созерцания, в которое можно возвращаться при необходимости. Это ещё и подношение IAΩ, и способ сонастроиться. И со временем он будет обрастать деталями и усложняться.

 

Гимн Богу-Чужаку 

Этот незаконченный гимн взят из Кодекса Брюса, купленного в Верхнем Египте в 1769 году и позже приобретённого Британским Музеем. Я только адаптировал его для простоты исполнения. В нём, похоже, разворачивается процесс Творения с гностической точки зрения и звучит призыв к искателю завершить Творение, вернувшись к источнику. Интересно видеть, как вода становится океаном, который становится морем с заключённой в нём Землёй. Это поистине космическое видение того, как Форма становится Пространством/Космосом, а тот в свою очередь становится Физическим, содержащимся в Пространстве, сохраняя при этом исходную сущность. Каждому этапу при этом соответствует своё вибрационное повторение божественного имени. Всё это очень по-лавразийски с метафизической точки зрения.

Я, конечно, уже приближаюсь к стилю кулинарной книги, но не могу не заметить: этот гимн прекрасно сочетается с небольшим количеством ладана в сумерках. Также он прекрасно работает для тесных групп, где каждому участнику достаётся по куплету, и все вместе вибрируют имена. Представляйте, что ваши слова оглашают просторы глубокого космоса, как в первых кадрах классического научно-фантастического  фильма. 

Услышь меня, когда я пою хвалу тебе, о Тайна существующая прежде всего непостижимого и всего бесконечного. Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, которая воссияла в своей тайне, с тем, чтобы тайна, существующая от начала, совершилась. И когда ты воссияла, ты стала водой Океана, чье нетленное имя таково:

AH-ZA

Услышь меня, когда я пою хвалу тебе, о Тайна, существующая прежде всего нетленного и всего бесконечного, которая воссияла в своей тайне. Очистилась земля посреди Океана, чье непостижимое имя таково:

AH-ZAE

Услышь меня, когда я пою хвалу тебе, о Тайна, существующая прежде всего нетленного и всего бесконечного, которая воссияла в своей тайне. Очистилось все могущественное вещество Океана, что есть море и все виды, которые в нем, и чье непостижимое имя таково:

AH-ZA-HE

Услышь меня, когда я пою хвалу тебе, о Тайна, существующая прежде всего нетленного и всего бесконечного, которая воссияла в своей тайне. И когда ты воссияла, ты запечатала море и все вещи, которые в нём, ибо взбунтовалась сила, которая в них, чье непостижимое имя таково:

AH-ZA-HE, AH-ZA-HE, AH-ZA-HE

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: