Мрачная психоделия и трезвое зло: ASCETIC Скримерклауза

Ну что, Катабач, надеемся, ты уже достаточно мрачный и сентябрьский для чего-то неоднозначного, но чудесного? А именно чтобы вспомнить старика Скримерклауза (Scream­er­Clauz), одного из наших любимых чёрно-психоделических аниматоров, у которого несколько месяцев назад вышла новая работа – ASCETIC. Она небольшая, но на данный момент это самое сильное, что есть у Скримерклауза, – если, конечно, достаточно терпения и выдержки, чтобы продраться сквозь всю чернуху его работ и оценивать по существу.

Из всех его работ подробного упоминания стоят две полнометражки – «Полёт чёрных птиц» и «Куда покойники уходят умирать». Грязная, нарочито топорная 3D-анимация, сделанная не на коленке, а прямо на полу, ядовитая, тошнотворная психоделия, угловатая цифровая плоть и, конечно, впечатляющая харизма каждого героя – будто для их сочинения выписали из ада несколько давно сгоревших там сценаристов. При этом внимание аниматора поглощено религиозными темами, радикальными духовными вопросами и даже некими околомистическими переживаниями; «Полёт чёрных птиц» даже заканчивается некой альтернативной историей авраамического Бога и Лилит, а «Куда покойники уходят умирать» – одно длинное муторное откровение дьявола, данное в искушениях и практической «помощи» беззащитному последователю.

ASCETIC поднимает эти темы на новую ступень – внятности, искусности и трезвости. «Покойники…» выражали умопомрачительно мощный и при этом тупой эмоциональный импульс зла, такой, что фильм вообще лучше не открывать детям, беременным, старикам и ослабленным. Но при этом он во всём неряшлив: если нигилистическую эстетику ещё можно подать как подходящую форму антикосмизма, пощёчину общественному вкусу и основополагающим принципам культуры, то развитие сюжета, система персонажей и прочее сценарное мастерство просто настолько плохие, будто сделаны клипотическим бомжом (что по-своему отлично).

«Полёт…» уже сильно отличался – но всё ещё был скорее эмоционален, пусть его эмоциональность была гораздо более лиричной (проклято-лиричной, конечно). Его сюжет переполнен избыточными полуосмысленными сценами, а сами сцены страдают от наивного желания впихнуть побольше зловещих фантазий и неумения показать их лаконично; но этот трэш как раз кажется на своём месте. Оба фильма любовно проработаны, а в «Полёте…» уже появляются идеологии, вывернутый наизнанку авраамический миф и прочая подложка, привлекающая внимание гораздо лучше полоумного кошмара «Покойников…».

ASCETIC продолжает линию целенаправленной ублюдочности, просто более искусно. Тут будет предостаточно самой наваристой грязи, фонтанирующего абсурда, но теперь за этим тошнотворным мельтешением видны замысел и план. Вместо того чтобы поместить наиболее пугающие и мерзкие вещи в центр повествования, автор делает их обрамлением сюжета, тем самым подспудным сеттингом, которым хочется поинтересоваться, если действо привлекло внимание. Вместо того чтобы вкрадчиво и эмоционально обосновывать свою позицию, он делает её столь же подспудным посланием этого сеттинга – тоже эмоциональным, но преподносимым гораздо элегантнее.

Грязное графическое мастерство и нигилистическая эстетика Скримерклауза подкрепляются впечатляющей работой с нейросетями – кому не приходило в голову, что оказаться в мире, ими сгенеренном, это кошмар? Вот, собственно, и он; все ранние приёмы не только на месте, но и применяются ничуть не менее мастерски, чем в «Полёте…», например.

В общем, кажется, что художник перестал видеть анимацию как канал выражения эмоций, а сделал инструментом выражения оформленного мироощущения. За ней больше не видится полуподростковой ненависти – скорее ненавидящая трезвость, может быть, слегка брезгливая и насмешливая.

Многие «отвратительные» образы ролика выглядят как насмешка над собственной отвратительностью, будто аниматору надоедает бесконечно спавнить мерзости и он начинает над ними откровенно угорать. К сожалению, в данном случае насмешка не поднимает над отвращением, а, наоборот, погружает в него глубже. Издёвка над всем происходящим звучит как злорадство, воплощённая ненависть, направленная на самую необходимость случаться, на корень бытия. В мире ASCETIC отвратительно земное – и отвратительно небесное, мерзко низменное – и ещё более мерзко возвышенное, ужасно существовать обычным, ничем не примечательным человеком – и ещё хуже, не приведи боги, стать Избранным.

Извращение, затемнение, злонамеренный абсурд – этот вектор всегда руководил Скримерклаузом; но всегда в его работах присутствовали наивность, интоксикация изображаемым и неуправляемая эмоциональность. Он очень далёк от сознательного стремления к профессионализму, наоборот, он кидал кости – и выпавшую случайность делал своей фишкой. Теперь же мы имеем дело с гораздо более трезвым и методичным подходом, что вкупе с совершенно оригинальными эстетикой и тематикой выглядит очень многообещающе – опасно даже. Очень надеемся, что Скримерклауз ещё на пути к своему предельному высказыванию, вот только в какую сторону он изменит созданный им мир – большой вопрос.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: