Злая и уродливая гностическая сказка: «Дом Волка»

Если бы Шванкмайер вырос в колонии Дигнидад (основатель которой, бывший парамедик Вермахта Пауль Шефер, бежал оттуда, преследуемый за растление 26 детей), то первым его фильмом была бы сюрреалистическая драма «Дом волка». Именно в таком стиле её оформили чилийские режиссёры Хоакин Косинья и Кристобаль Леон: рваный, замешанный на грязи мир, жизнь в котором складывается из мусора и в него же возвращается. В полку певцов Кеномы явно прибыло…

«Баварская Вилла», она же Колония Дигнидад, а для главной героини «Дома» Марии просто Колония, – это немецкая колония в Чили, на которую не распространялась чилийская юрисдикция. У местных не имели хождения деньги, не было документов, был запрещён секс, а основатель был единоличным диктатором. Население колонии достигало 400 человек; режим Пиночета использовал это поселение как пыточную и политическую тюрьму.

Жившие там люди утверждали, что более всего это поселение походило на концлагерь, управляемый культом «живого бога» Шефера. Поэтому «Дом волка» снят как поначалу обеляющий жизнь религиозной общины ролик, в котором голос Волка рассказывает о приключениях бежавшей из Колонии Марии, к счастью к концу фильма покаявшейся и вернувшейся на путь праведности.

Это истинно гностическая история с дурным концом. Кажется, будто Волк – это враг, охотящийся за тобой и твоими любимыми поросятами, дурной внутренний голос, нашёптывающий ложь, от которого нужно бежать, нужно скрыться. Но бежать получается лишь в одно место – и Волк оказывается его Господом, а его законы превращают во зло всё, что не от него. Призывание Волка ужасно: «Пожалуйста, вой, рычи и Дом разнеси!.. Вой, рычи и грусть сотри!.. Вой, рычи и радость принеси!» – и приводит оно лишь к тому, что выясняется очевидное – что Волк был здесь всегда, что всё тут принадлежит ему, и мир его – концлагерь. «Вот и сказочке конец! Пора домой, крошка. Ну а ты, поросёночек, хочешь, чтобы я о тебе позаботился?»

Мир фильма – рваное, изуродованное подобие реального. Густая, кромешная сюрреалистическая фантасмагория кошмара – адекватное отражение реальности Баварской Виллы. Постоянно выскакивающий религиозный символизм придаёт происходящему извращённую мистичность, будто перед нами кинематографическая адописная икона. Все персонажи неустойчивы и одновременно сказочны: они превращаются и морфируют, свиньи – в людей, беглянка – в патриота Волка, уродливые замарашки – в прекрасных подростков, последние близкие существа на Земле – в жестоких людоедов. Неустойчивый, фальшивый мир, мир кошмарной и уродливой сказки, где если поросят не съест Волк, то они всё равно сожрут друг друга.

Художественный метод режиссёров создаёт его в совершенстве. Обыденные вещи приобретают новое значение, меняют назначение, становятся частью кошмара или преображаются. Образ персонажа в одной сцене может быть нарисован на стене, стечь на пол и оттуда восстать в виде трёхмерного объекта (даже не из говна и палок, а прямо из брызг и эктоплазмы), не нарушая повествование. По его ходу он может морфировать натурально из настоящей свиньи с пяточком и бурой щетиной в зловещего пасторального Ганса, причём стадии превращения будут включать бессловесную тварь-человекосвинью, кошмарного и немого уродливого ребёнка, обожжённого калеку с головой на половину комнаты, медовую гору, etc, etc, etc.

Все эти приёмы в совершенстве помогают передать дух дурного Творения, созданного Господом-педофилом с очень, очень нечистыми намерениями и совершенно безысходного. Конечно, задачей режиссёров было показать абсурд, зло и безысходность конкретно Дигнидада и любого подобного места с подобными создателями и их риторикой. Но очень уж хорошо ложится этот фильм в проблематику фиолетового винкеля нашего Творения-ЧЖТ, менее ужасающего, зато более устойчивого.

Скачать уродливую сказку и убедиться можно на рутрекере.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: