Dream Lover «Kustom Kar Kommandos» Кеннета Энгера

От редакции. В рамках ностальгической волны повторно открываем вниманию всех, кого может заинтересовать, телемитский текст про незавершённо-утерянные фильмы Кеннета Энгера «Death» и «Kus­tom Kar Kom­man­dos», написанный около десяти лет назад в рамках орденской работы для степени Минервал в Московской ложе О.Т.О. Когда-то давно он публиковался в древнем ЖЖ автора (bartlet_green), ныне окончательно уничтоженном, а также в печатной версии журнала «ИО Пан». Работа очень молодого автора – со своими недостатками, но и достоинствами.

Продолжительность «Kus­tom Kar Kom­man­dos» составляет всего 3 минуты. Фильм входит в довольно обширный перечень незавершённых, абортированных и утерянных проектов Кеннета Энгера. Причины, по которым первоначальный замысел, связанный с «KKK», так и не был воплощён в жизнь, назывались разные: недостаток финансовых средств, смерть основного актёра от наркотической передозировки, потеря интереса к дальнейшей работе над кинолентой.

Картина под названием «Death», снятая Энгером в 2008 году, длится и того меньше: 42 секунды. Дмитрий Волчек в одном из интервью сказал:

«Последний фильм Энгера “Смерть” идёт меньше минуты, а смысла в нём больше, чем во всех голливудских фильмах, снятых за последние тридцать лет»[1].

Это утверждение справедливо по отношению и к другим творениям режиссёра. Удивительная, исполненная чистых, нежных тонов трёхминутная лента, «KKK» содержит послание, подобного которому не найти в пустых и бесполезных поделках Голливуда, длящихся часами. Фильм датирован 1965 годом, а после «KKK» Энгер снял картину о некоем таинственном Брате-Демоне («Invo­ca­tion of my Demon Broth­er», 1969)…

Человек-легенда Кеннет Энгер – гуру, один из самых ярких и необычных представителей американского киноавангарда. Расхожая конспирологическая байка: искушённый в магии, в оккультных науках, Энгер, придумывая название для нового направления в киноискусстве – «клип», – якобы обратился к иудейскому эзотерическому учению, каббале, где «клиппот», то есть «скорлупы», «оболочки», – это нечистоты, скрывающие божественный свет и препятствующие его распространению в мире.

Фильмы Энгера загадочны, энигматичны, они непонятны совершенно, если не обладать достаточным знанием о мистико-магической доктрине, на которой базируется мировоззрение легендарного кинорежиссёра. Кеннет Энгер – телемит, посвящённый IX степени Ордена Восточных Тамплиеров (O.T.O.); его фильмы, многочисленные интервью и выступления изобилуют идеями, почерпнутыми из учения Зверя (Алистера Кроули) – Телемы, различными трактовками, интерпретациями кроулианства.

Эксплуатируя образы, взятые из западной массовой культуры, Кеннет Энгер заключил в эффектную, пёструю обёртку – скорлупу, оболочку – клипа сложнейший оккультный, мифологический символизм, завернул в неё, в эту обёртку, подлинную магию. Мир энгерианского кино, энгерианскую вселенную наполняют странные, тревожные обряды и ритуалы, её населяют божества египетского, индуистского, телемитского пантеонов, персонажи, сошедшие с карт Таро. При этом действие на экране зачастую сопровождается наивными музыкальными композициями, которые были популярны в пятидесятые-шестидесятые годы, а в кадре может появиться сам Кеннет Энгер, облачённый в мультяшные – как будто из диснеевской «Фантазии» – колпак и мантию «ученика Колдуна»…Картины Энгера – настоящие магические ритуалы, особым образом – посредством магики! – воздействующие на зрителя; характер этого воздействия зависит от природы сил, призываемых той или иной работой Энгера. Музыка и цветовая гамма имеют в энгерианской алхимии определяющее значение. Незатейливая лирика популярных песенок, наложенная на загадочный, малопонятный видеоряд, обретает новый смысл и – одновременно – помогает объяснить происходящее на экране. Алистер Кроули в фундаментальном труде «Магия в теории и на практике», в главе о магической теории Вселенной, пишет:

«Итак, существует традиционная система соответствий, достоверность которой подтверждена и современными опытами. Она опирается на естественные связи между определёнными буквами, словами, числами, жестами, формами, запахами и так далее, – связи, благодаря которым любую идею, или (если мы пожелаем воспользоваться этим термином) любого “духа”, можно скомпоновать или “вызвать” при помощи тех предметов, которые с ним гармонируют и служат выражением тех или иных частей его природы»[2].

Соответствия, знание о которых Алистер Кроули получил в Герметическом ордене Золотой Зари и которые он, Великий Зверь, собрал в «Книге 777», устанавливают связи между планетами, богами, духовными сущностями, цветами, различными веществами (в том числе и наркотическими), запахами, камнями, металлами, растениями, магическими орудиями, стихиями, алхимическими принципами, картами Таро и многим другим. Работая над созданием фильмов, Кеннет Энгер, маг-телемит, применял подобную схему соответствий, основанную на модели каббалистического Древа Жизни, символической карте микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной.

Цвета, преобладающие в «Kus­tom Kar Kom­man­dos», – голубой и розовый: нежные, лёгкие, пастельные тона, ассоциирующиеся с грёзами, идеалом или мечтой из песни, звучащей на всём протяжении фильма. «Dream Lover», известный хит, записанный в 1959 году американским певцом Бобби Дарином, в начале 60‑х годов был исполнен музыкальным коллективом «The Paris Sis­ters». На свой манер группа композицию переделала: Бобби Дарин пел о некой «girl», а «Парижские Сёстры» обратились к идеалу мужского пола. В короткометражке Энгера используется их кавер-версия:

«Every night I hope and pray a dream lover will come my way, a boy to hold in my arms and know the mag­ic of his charms»…

В названии фильма нарочно допущена «ошибка»: первая буква каждого слова заменена литерой «K», тогда как должно быть «ССС» («Cus­tom Car Com­man­dos»). «KKK» – укоренившаяся в западном сознании аббревиатура террористической организации расистского толка, «Ку-клукс-клана». Название фильма отсылает к образу тайного иерархического общества вооружённых мужчин, в крайне провокационной, экстремистской форме – это «реверанс» в сторону солярно-фаллической идеи, центральной в энгерианстве. Энгер бросает в зал, дразня своих слушателей:

«…В таких сексуальных образах и был весь Кроули. Его религия была солнечной, не лунной. Солнечно-фаллической, мужской религией, в которой женщина – лунный элемент – играла подчинённую роль. Но ежели вам такое не нравится – тогда ступайте к викканцам»[3].

Осклабившись, старый провокатор и хулиган «подкалывает» викканцев; сам же Кроули писал о «бессмертном творческом принципе» – Фаллосе, который присущ – в равной степени – и мужчине, и женщине…

«Do what thou wilt shall be the whole of the Law», «Твори свою волю: таков да будет весь Закон», – провозглашается в Liber Al vel Legis, Священной Книге Телемы. Смысл жизни каждого человека согласно телемитскому учению заключается в достижении Священного Ангела-Хранителя (именуемого также Даймоном, Адонаем, Гением, Авгоэйдом…), познании собственной Истинной Воли и – подобно тому, как по небесным траекториям движутся звёзды, – мужественном следовании ей. Телемит обязуется выполнить Великую Работу: в алхимии этот термин означает процесс получения Философского Камня, трансформирующего «свинец» бренной, преходящей плоти в «золото» нетленного, вечного Духа. Ангел и Бездна – ключевые пункты на карте магического путешествия; стремление к Познанию и Собеседованию со Священным Ангелом-Хранителем – это и есть Великая Работа для телемита. Маг, соединившись в Мистическом Браке со своим Возлюбленным, слившись с Даймоном, подступает к самому краю Бездны… То, что происходит потом, – пребывающая за границами интеллектуального постижения Тайна.

Инициат О.Т.О. Родни Орфей – музыкант и продюсер, бизнесмен (и ценитель фильмов Энгера) – пишет:

«Священный Ангел-Хранитель – это ангел, уникальный для каждой личности, особая духовная сущность, направляющая и защищающая вас. <…> Взаимоотношения со Священным Ангелом-Хранителем есть одна Любовь, поскольку сила любви – это единственная сила, способная соединить две разделённые вещи.

Вы должны сделать свою пламенную страсть к Адонаю тотальным смыслом своего бытия и каждую свободную минуту тосковать по Нему. Если вы когда-либо испытывали безответную любовь к особе, игнорирующей вас (а кто такого не переживал?), то поймёте, о чём я говорю»[4].

В «KKK» мелькают кадры – это первые мгновения фильма – с двумя молодыми людьми: один облачён во всё чёрное, другой – только в белое. Два полюса и два начала, Инь и Ян. Великая Работа объединяет противоположности: мужское – с женским, микрокосм – с макрокосмом, человека – с ангелом, душу – с Богом…

Кроулианцам хорошо знакома каббалистическая сказочка, герои которой – древнееврейские буквы Тетраграмматона, непроизносимого имени Бога (יהוה, Йод-Хе-Вав-Хе). Волшебный Принц спасает невинную деву от злых чар: поцелуем пробуждает ото сна Принцессу, дабы она взошла на престол Королевы и «освежила дряхлость» старого Короля. Невероятно, но эта сказочка описывает – бегло и кратко – весь путь инициатической реализации в Телеме.

Традиция оккультного толкования Таро исходит из того, что 78 карт, содержащихся в колоде, воспроизводят структуру каббалистического Древ

Жизни, а так называемые «придворные карты» – Рыцарь (Король), Королева, Принц и Принцесса каждой масти – соответствуют, занимая определённые места на Древе, четырём буквам непроизносимого имени Бога. Рыцари (Короли) – это буква Йод (י), Королевы – первая Хе (ה), Принцы – Вав (ו), Принцессы – Хе конечная (ה). Ангел, с которым маг вожделеет соединиться, – Принц-Вав из каббалистической сказочки; в картах Таро четыре Принца изображаются восседающими на колесницах.

Четыре Принца Таро Тота.

Лон Майло Дюкетт, известный телемит, посвящённый О.Т.О., пишет:

«…Предметом самого страстного желания для мага должен являться его Священный Ангел-Хранитель. Ничего удивительного, что опыт Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем многие описывают как в высшей степени сексуальное переживание»[5].

«KKK» насыщен сексуальной образностью, фильм предельно эротичен.
«Auto-Eroti­cism…», «Non-Nor­ma­tive Sex in “Kus­tom Kar Kom­man­dos”» – заголовки рецензий на короткометражку Энгера. Неспешное, плавное движение режиссёрской камеры в полной мере позволяет насладиться созерцанием чудесного багги и его «dream lover»-хозяина. В сверкающем корпусе спортивного автомобиля (хромированная мечта: ревущая, неистовая мощь, скрытая за совершенными линиями, идеальными пропорциями), в сверкающем корпусе отражаются, словно в зеркале, прекрасные черты его молодого владельца.

«Dream lover, where are you with a love, oh, so true?»…

Кэрел Роув, исследовательница творчества Кеннета Энгера, особое внимание уделяющая ритуальной, оккультной стороне энгерианского кинематографа[6], предлагает такую интерпретацию фильма: «dream lover» – это Брат-Демон из следующей картины режиссёра, то есть Священный Ангел-Хранитель западно-магической традиции, а в «Kus­tom Kar Kom­man­dos» присутствует аллюзия на VII Аркан колоды Таро – «Колесницу».VII Аркан Таро Тота – Колесница

Лон Майло Дюкетт объясняет смысл VII Аркана кроулианской колоды:

«Название еврейской буквы, связанной с Колесницей, – Хет. В полной записи (Хет-Йод-Тав) это слово даёт число 418, равное числовому значению магического слова «Абрахадабра», которое представляет собой формулу бракосочетания микрокосма с макрокосмом (или соискателя – со своим Ангелом-Хранителем). Это слово вплетено в вязь, украшающую балдахин над головой Колесничего. Кроме того, «Абрахадабра» означает соединение мужского и женского начал, изображённое на картах других арканов в таких алхимических символах, как красный/белый лев и белый/красный орёл»[7].

Синопсис, составленный Энгером к собственным фильмам, включает цитаты из книг Алистера Кроули: для непосвящённых – экзотическая с «черномагическим» привкусом тарабарщина. Вот уж действительно «Абрахадабра»! Сеанс кинопросмотра оборачивается магическим ритуалом: призыванием идеала, Принца из каббалистической сказки, инвокацией «Дрим Лавера», Тайного Возлюбленного, Священного Ангела-Хранителя. Зритель подвергается оккультному воздействию, перед экранами вершится – zap! – колдовство: ничего не поделаешь, теперь ты беременна, детка…

Мурлыкать под нос легкомысленную песенку шестидесятых, рубиновым пламенем выжигать скорлупы и оболочки, созидать, обустраивать внутренний Храм, «make love», делать любовь – по четыре раза в день – с солярным божеством, изматывать себя тоской по Звёздному Даймону – вот она, телемитская магика, mag­ick эпохи Бури Равноденствий. А когда Мистическая Свадьба наконец будет сыграна, волшебный багги устремится к самому краю Бездны.

«Some­day, I don’t know how, I hope he’ll hear my plea, some way, I don’t know how, he’ll bring his love to me…»

Александр Лёдов (Элевтерий)

Примечания

  1. Интервью журналу «ИО Пан», август 2009 e.v.
  2. Кроули А. Магия в теории и на практике. М.: Ганга, 2009 e.v.
  3. Из выступления Энгера в Музее Хаммера в марте 2009 e.v. Стенограмма выступления на русском языке публиковалась в журнале «ИО Пан», август 2009 e.v.
  4. Орфей Р. АБРАХАДАБРА. Понимание телемитской магики Алистера Кроули. С.-Пб., 2008 e.v.
  5. Lon Milo Duquette. Under­stand­ing Aleis­ter Crow­ley’s Thoth Tarot. Weis­er Books, 2003. Перевод: Анна Блейз, 2007 e.v.
  6. Carel Rowe. “Myth And Sym­bol­ism In The Work Of Ken­neth Anger”.// Rapid Eye 3, Lon­don. Cre­ation Books, 1995 e.v.
  7. Lon Milo Duquette. Under­stand­ing Aleis­ter Crow­ley’s Thoth Tarot. Weis­er Books, 2003. Перевод: Анна Блейз, 2007 e.v.

 

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: