«Самая старшая неба и земли»: праздник Инанны, Иштар, Астарты
Ištar zumrā rašubti ilātim
litta’’id bēlet ilī nišī rabīt igigī!
Вот и снова пришло время для праздника Инанны, Иштар, Астарты, «самой старшей неба и земли», первой богини, совершившей полнейший Катабазис за тысячи лет до Девы Марии. Прославляемая царями Вавилона как равная царю богов (в частности известен и воспевается профессорами лондонского университета гимн царя Амми-дитана – http://engur.ru/3320), она покровительствует любви и страсти, проституции, коварству, раздору, дарит королевскую власть, возглавляет завоевания как богиня-воительница – не хтоническая дева, а просто гимн латентному матриархату и всему, что с ним связано.
Геродот, например, писал, что «каждая вавилонянка должна однажды в жизни садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу…» (Геродот. История. I,99), и это подтверждает, что в Вавилоне проституция была делом не только легальным, но и священным, да еще и отнюдь не только женским (гомосексуализм богинюшка тоже поощряет!). А свобода такая была бы невозможна без могучей мифологической фигуры, одним своим восхитительным присутствием снимающей запреты и разрушающей условности.
С другой же стороны, это богиня мрачных и кровавых путей. В своем Нисхождении она смертью смерть попрала, но этот путь пролегал через потерю всех сил, божественности и самой жизни; Нисхождение ее было пыткой, грозящей потерей себя.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
The Anuna, the seven judges, rendered their decision against her. They looked at her — it was the look of death. They spoke to her — it was the speech of anger. They shouted at her — it was the shout of heavy guilt. The afflicted woman was turned into a corpse. And the corpse was hung on a hook.
Пройти путем Инанны – значит пройти путем кошмара, мутного, муторного, «где пыль их питье, а еда их – глина, где они не видят света и живут во мраке» и «все, кто сюда входит, лишены света». Но эта преисподняя преодолима – когда ее одолела Богиня, то отдала ей свою мужскую половину, бога плодородия Думузи (зеркального двойника Персефоны). После этого Богиня вознеслась над жизнью и смертью, а каждый поклоняющийся ей приносил смерти жертву вместо себя: «Его грудь за мою грудь, его плечи за мои плечи…»
И до сих пор пробирает по костям знакомое чувство, будто живем мы не во времена древнего Рима, как то чудилось Дику, и даже не в Третьем Риме, как то чудится нам до сих пор, а тысячи на полторы пораньше. Ощущается не власть и законы мира гордых и дисциплинированных завоевателей, но смутное влечение месопотамского столпотворения; не юридическая мощь бюрократического аппарата патрициев, но полупервобытные порядки обычая и суеверия; не стальная воля империй запада, а тупая пробивная сила азиатской деспотии.
Первое тоталитарное государство на свете возникло сорок веков назад. Тогда первые носители праиндоевропейского наречия, которому еще предстояло когда-нибудь породить санскрит и латынь (а также английский и русский языки, конечно), не знали про неплохую попытку могучего месопотамского царя и возлюбленного Иштар Саргона Проклятого собрать несколько десятков городов в единую могучую империю. Попытка умерла с его внуком, но остатки тех дерзаний превратились под натиском вернувшихся из небытия шумеров в первую на свете тоталитарную державу, известную как Третья династия Ура.
Урбанистическая цивилизация Месопотамии централизовалась – и с этого момента уже становится трудно понять, что же все-таки с тех пор переменилось? Все так же пьют после рабочего дня пиво, все так же жизнь бьет ключом в центральной метрополии и еле течет в мелких городишках, все так же процветают даже простые работники «великих организаций»-госкорпораций и борются за жизнь остальные, даже алфавитом пользуются принципиально тем же… И все так же правят хитрые и изворотливые мужи-«халдеи», искоса поглядывающие на выражение лица золотого женского идола.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: