Dead Cat (1989): вновь обретённый фильм из закромов TOPY
В связи с болезнью Пи-Орриджа началась небольшая волна сбора средств, трибьютов и переизданий старого материала: с целью помочь оплатить по-американски огромные больничные счета. Среди уже появившихся изданий первое место по качеству занимает изданный британским лейблом Cold Spring трёхдисковый релиз с двумя вариантами старого альбома «Kondole» и первым в истории изданием едва не потерянного любительского фильма «Dead Cat» вместе с саундтреком.
Переиздание «Kondole» заслуживает отдельного текста, там очень интересная история создания и неприятный, но почти неизбежный, скандал. Только «Kondole» можно было услышать и раньше, в разных вариантах. Зато «Мёртвый Кот» считался полностью потерянным.
Этот фильм понравится далеко не всем, всё снято очень сыро и грубо. Только для ценителей любительского кино и малобюджетных экспериментов. Неприятных фильмов, словно провалившихся в щели между жанрами киноиндустрии.
В кино всегда существовал этот подземный поток из неправильных, не вписывающихся в доминирующую на данный момент культурную среду. Подобные фильмы редко бывают талантливыми, но даже самая лютая графомания может нести в себе энергию, не доступную «нормальному» кинематографу.
Первое впечатление от «Dead Cat» довольно негативное. Начальная сцена, в кафе, явно ставила фильм на одну полку со студенческими фильмами, в которых любил сниматься Джармен, вроде «Ostia» и «The Clearing». Неуверенная камера, скованная игра актёров, плохо слышимые, невнятные диалоги. И главное раздражение — жуткий мискастинг Пи-Орриджа. Понятно, что он хотел выглядеть зловеще, изображая взрослую версию хулиганов, издевавшихся над ним в школе. Но волчьи зубы на шее и партийная «TOPY-причёска» не делают из него желаемого монстра. Скорее подчёркивают беспомощность игры.
Вторая сцена, с Джарменом в монашеской робе, уже хороша. Но только с приходом героя в дом героини становится ясно, что именно мы смотрим. Это не фильм с индустриальной музыкой в саундтреке, это именно индустриальное кино. Разница принципиальная.
На самом деле «индустриальное кино» является примером нереализовавшегося, мертворождённого жанра. Создатели индустриальной культуры изначально находились под серьёзным влиянием киноэкспериментов Берроуза и Бэлча, поэтому идея взять в руки камеру была неизбежным шагом после ухода в музыку. Уже на начальном этапе, в 77-ом, был снят скучный, но экстремальный «After Cease to Exist». Затем были те злосчастные видео из «First Transmission».
Но если музыкальная составляющая явления быстро эволюционировала, выйдя за рамки чистого шума и шоковой эстетики, то фильмы недалеко ушли от изначальной смеси концертного видео с имитацией снафф-порно. Даже Кристоферсон с его исключительным визуальным талантом ограничился съёмками клипов: радикальных для себя с Трентом Резнором и коммерческих для заработка. Были исключения, в виде пары короткометражек Джармена: замечательного немецкого «Decoder» и вполне укладывающегося в схему фильма «Pig» Роза Уильямса. Но это именно исключения, полноценного жанра из них не выросло. Из музыки жанр вырос, из фильмов — нет. Только японское ответвление, родившееся из музыкального фильма «Halber Mensch» в ходе гастролей «Einsturzende Neubauten», в итоге расцвело дивным цветком «японского киберпанка». На западе аналогов так и не возникло. Важное уточнение — наличие индустриальной музыки в саундтреке не делает фильм «индустриальным», также как и наличие классики не делает «классическим». Если бы «Coil» остались в саундтреке «Восставшего из Ада», это был бы просто хороший хоррор с музыкой «Coil».
Уникальность «Мёртвого Кота» в его внезапном сходстве с возникавшем примерно в это же время японским киберпанком. Чем-то подобным мог бы стать менее экспрессивный европейский вариант. Параллельная эволюция, только с разным итогом. Фильм потерялся на десятилетия. Режиссёр стал близким соратником Джармена, он даже был вторым режиссёром при съёмках «Сада» и «Синевы». После «Мёртвого Кота» он снял только один фильм. Документальный. Со всё объясняющим названием «The Gay Man’s Guide to Safer Sex». Музыку для него тоже «Coil» написали, что вряд ли делает фильм индустриальным. Когда-нибудь всю эту красоту переиздаст на blue-ray Британский институт кино. Пока приходится довольствоваться доступным качеством.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: