История «Достоевского под Лотреамоном»: психоделические бурши, прикладной сюрреализм и ЛСД
Во вчерашнюю 196‑ю годовщину дня рождения Достоевского мы опубликовали довольно неожиданный, но местами очень вкусный материал от нашего читателя о том, что психическая молодость и отечественное студенчество живы, хоть и чувствуют себя странно, о наследии Федора Михайловича и Лотреамона в философских кругах, использующих дексометорфан вместо топора, а ЛСД – как зеркало и для нравственного закона внутри, и для Мальдорора снаружи, и для априорных форм пространства-времени между ними по очереди. Но обо всем – по порядку.
Уже скоро год тому назад мы опубликовали #КонфидентКонтент-короткометражку, которая поразила нас гротескной гоголевидной смесью ночного Города, мелко покрошенных отечественных классиков, Изидора Дюкасса, библиофагии, алкогольного делирия с щепоткой оголтелой трэшанины – изысканное, хотя и своеобразное удовольствие. На ровном месте ЭТО ну просто не могло появиться – мы попросили автора рассказать, что же сквозь него вещало; и вот, наконец, ко дню рождения Достоевского получили ответ, который публикуем на нашем сайте.»
Эти ребята — жалкий отголосок могучей древней субкультуры психоделических буршей (по аналогии с немецкими буршами времен Гегеля), существовавшей некогда на философском континенте Санкт-Петербургского университета до его фактического уничтожения. Сочетание усиленных академических штудий и духовного поиска с неумеренными возлияниями… психоактивных веществ, и основанное на них экзестенциальное экспериментирование – сущностные признаки психоделического бурша.
Это был не просто юношеский анархо-гедонизм, сопровождающийся экзерсисами в прикладном сюрреализме. Эти ребята были способны не только под кайфом съесть почти половину любимого маминого персидского ковра, или после ЛСД сменить фамилию на Преображенский. У них была идея! Они решали проклятые вопросы философии! Они стремились к абсолютной истине и абсолютной революции! Один после ЛСД бросить пить и принял радикальный ислам! Другой в упрямой борьбе с детерминизмом завоевывал себе право на свободу, совершая спонтанные амотивированные поступки в духе «битнического дзен» — например, ввел в бедро внутримышечно 20 кубов скипидара «просто так», чем вызвал серьёзный затяжной отёк. Люди попроще синтезировали у себя на кухне гексоген, чтобы взорвать Макдональдс. Эти буддо-фашисты, марксисты, оккультные фашисты, кроулианцы, ультрашпенглерианцы… – это Кирилловы, Шатовы, Карамазовы, Базаровы и их прототипы – Бакунины, Нечаевы – переродившиеся в нашу постмодернистскую эпоху упадка.
Бродить вдвоём по улицам по тридцать часов сряду c большой философской энциклопедией под мышкой, не есть, не пить, подкрепляясь исключительно амфетамином, и заниматься при этом только одним – выяснением предельных оснований языка и мышления – это было в порядке вещей».
Иными словами, психоделические бурши – это те, кто может «соскоблить алхимический экстракт копоти наших сгоревших жизней и расфасовать по пилюлям», составить «карту русского бессознательного» и отлить «психоделическое зеркало реальности»; замешать Хайдеггера и Гегеля на поваренной книге анархиста и экзистенциальных экспериментах «ясновидения» по Артюру Рембо – в общем, ГОРЕТЬ так, чтобы со стен было что соскоблить!
Ну а огонь этот затем еще и перенести в короткометражку. И, как водится, все то, что привело к ее появлению, вовсе не уступает ее наполнению. Прочитайте текст, вдохновитесь, поностальгируйте, покритикуйте – сегодня хороший вечер, чтобы позволить себе сделать это.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: