«Внутренняя империя»: покадровый разбор проклятия польских цыган

От редакции. В рамках программы массового линчевания конфидентов (такой уж год, что поделать) публикуем практически покадровый разбор «Внутренней империи» – самого запутанного и ошеломляющего полнометражного фильма Дэвида Линча. Тем более, что буквально месяц назад эта препарация за авторством ЖЖ-юзера Xumen отметила свое десятилетие. Последовательный разбор примерно сотни сцен с почти двумястами кадров в качестве иллюстраций – едва ли за прошедшие годы в рунете были публикации по «Империи», уделявшие большее внимание непосредственно происходящему на экране.

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ». Вступление

Начиная наконец-то говорить о «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ», в первую очередь хочется сказать о необыкновенной открытости фильма для интерпретаций. Пожалуй, Дэвид Линч создал одну из своих самых лучших картин, ведь он всегда ставил во главе кинематографа магию и тайну, а также открытый диалог со зрителем. Именно поэтому режиссер так неохотно делится своими секретами, отказывается от комментариев, а на любые просьбы объяснить, как следует понимать тот или иной его фильм, предпочитает отмалчиваться. В этом плане «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» и вовсе достигает апогея. Интернет пестрит от различных трактовок, люди спорят друг с другом о событиях в фильме, какая линия в нем является главной, а какая второстепенной. И каждый из них по своему прав, так как любое обсуждение только подогревает интерес к фильму, заставляя пересматривать его неисчислимое количество раз, чтобы наконец обрести для себя истину. «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» способна оставить равнодушным лишь ленивого зрителя, того, кто не захочет разбираться во всех хитросплетениях сюжета, а заявит, что режиссер попросту вывалил перед зрителем неудобоваримый бред, где нет ни логики ни сюжета, и который смертельно скучно смотреть. Однако интерес дело наживное, он приходит от азарта и желания понять – и вот, глядишь, казавшиеся ранее безумно длинные три часа пролетают в один миг, каждая деталь важна и на своем месте, а смысл, при первом просмотре казавшийся недоступным и отсутствующим, теперь обретает свои очертания.

На сегодняшний момент в интернете, а в частности на форуме «ИМПЕРИИ», существует три трактовки фильма. Они таковы:

1) Героиня Лоры Дерн (Никки Грейс) реальна, героиня Каролины Гружка (польская девушка) нереальна.

2) Героиня Каролины Гружка реальна, героиня Лоры Дерн нереальна.

3) И героиня Каролины Гружка, и героиня Лоры Дерн реальны.

Первая подразумевает собой мистическое решение фильма, где актриса Никки Грейс попадает в ткань проклятого фильма «On high in blue tomor­rows» и путешествует между событиями и сценами этого фильма, а также оказывается в польском городе Лодзь, который является то ли ее вымыслом, то ли одним из ответвлений сюжета фильма, в котором играет Никки.

Вторая трактовка подразумевает, что главная героиня «ИМПЕРИИ» – польская девушка (обозначенная в титрах как «Lost Girl» или «Потерявшаяся девушка»), сидящая в гостинице перед телевизором и наблюдающая события с Никки, съемкой фильма «On high in blue tomor­rows» и его содержанием. Соответственно, отсюда вся реальность с Никки Грейс и происходящим с ней не более, чем вымысел, связанный с личными переживаниями польской девушки.

Третья теория, хоть и невероятная, но, тем не менее, самая распространенная, подразумевает, что события, происходящие с польской девушкой и Никки Грейс абсолютно линейны: Никки Грейс – актриса фильма, играющая Сью Блю, а польская девушка – часть сюжета «On high in blue tomor­rows», относящаяся к тем событиям, когда муж Сью Пиотрек Крол отправляется в Лодзь вместе с бродячим цирком.

Каждая из этих теорий по-своему хороша и верна. Однако, как и с каждым фильмом Линча, во всех них можно найти немало противоречий и условностей, относящихся в первую очередь к мелким деталям внутри фильма, постоянной смене одежды (иногда на протяжении одной и той же сцены), поступкам и фразам персонажей, а также последовательности их действий. Поэтому на мой взгляд самое разумное в этом случае предложить четвертую теорию трактования фильма, которую я и попытаюсь тут изложить. Эта теория такова: «И героиня Лоры Дерн (Никки Грейс/Сью Блю), и героиня Каролины Гружка (польская девушка) нереальны»

Погодите смеяться и уличать меня в некомпетентности, сейчас я попытаюсь все объяснить.

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» в контексте «Индустриальной симфонии №1»

Если кто помнит, был в 1990 году у Линча фильм под названием «Индустриальная симфония № 1: Сон девушки с разбитым сердцем». Там героине Лоры Дерн (какое совпадение, не правда ли?), брошенной в прологе Николасом Кейджем, снилась странная фантасмагория, где Джули Круз летала, пряталась в багажнике Кадиллака и вещала с экрана телевизора. А еще там были сирены, мигали прожекторы и бегал карлик с доской на веревочке, который являлся проводником всех тайных сомнений, переживаний и страхов Лоры Дерн (ее героиня в «Симфонии» была лишена даже имени), произнося ее диалог из начала фильма, таинственным образом прорвавшийся из реальности в пространство сна.

Происходящее с «Симфонии» снимало с себя всякое правдоподобие и логическую последовательность происходящего, так как являлось сном девушки. «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» имеет схожую структуру повествования (с прологом, основным действием и отсутствием эпилога), хотя сном и не является. Ключевым для понимания происходящего и в «ИМПЕРИИ», и в «Симфонии» является пролог, указывающий место действия, героев и дающий зрителю практически все необходимые для понимания ключи. Замечу, что подобная структура закольцованности пролога с эпилогом и расстановки приоритетов именно в начале столь же явственно проглядывалась в последних фильмах Линча «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв».

Кадр с пластинкой (да и само название фильма освещаемое в непроглядной темноте одним единственным лучом света – ведь зрителю придется по одиночке пробираться в непроглядной тьме сюжета, освещая для себя только те детали, которые они смогут заметить) первая, пускай и своеобразная, подсказка, которая будет понятна лишь поклонникам и знатокам работ Дэвида Линча. Произносимая в сцене фраза: «Axon N.» – самая долгая радиопостановка в истории» – намек на несколько новый формат подачи информации, избранный режиссером, но и своеобразная ирония по поводу продолжительности фильма.

Немного поясню: «Axon N.» – третий (после «Города дебилов» и «Кроликов»), до сих пор нереализованный сериал-проект Линча, заявленный в 2002 году на его сайте. Как и «Кролики» этот сериал должен был состоять из несколько на первый взгляд несвязанных друг с другом новелл. Открывать сериал должен был тот самый монолог Лоры Дерн у таинственного мистера К., который впоследствии был разбит на несколько частей и вошел в «ИМПЕРИЮ». Линч так и не снял ни одного эпизода «Axon N.» – понял, что может сделать что-то большее. В итоге получилась «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ». Но сам «Axon N.» все равно появляется в ткани фильма в виде загадочных надписей мелом, которые указывают на мистические изменения статуса героев и их перемещения в пространстве и времени.

Вторая фраза из сцены с пластинкой дает зрителю название радиопостановки: «Пасмурный зимний день в старом отеле», что тоже немаловажно, так как нам указывается место и время всех последующих событий фильма. Временные рамки фильма происходят за один вечер и ночь и заканчиваются рано утром, на что в фильме постоянно даются разного рода упоминания.

Пролог «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» происходит в старом отеле и решен в противовес всем остальным сценам в черно-белом цвете. Точно также обезличены и главные герои – их лица сознательно вымараны из изобразительного ряда, но сделано это вовсе не для того, чтобы зритель случайно не узнал их среди персонажей последующих событий. В «Индустриальной симфонии» два главных героя были также обезличены, но лишь путем потери имен. Обезличивание во «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» показывает большее – герои не входят в основное повествование, не являются участниками самого фильма, остаются за его рамками. Линч пошел даже дальше, не включив этих двух героев из отеля и в список актеров, играющих в фильме (первый персонаж, заявленный в начале и с которого начинается фильм – «Потерявшаяся девушка», которую играет Каролина Гружка), и это несмотря на свою давнюю любовь расписывать и давать имена чуть ли самому случайному статисту, мелькнувшему на полсекунды в кадре. Получившаяся таким образом двойная структура «фильма в фильме» позволяет режиссеру творить все, что его душе угодно, снимая запрет как на использование сюжетной нелинейности, так и на отсутствие внутренней логики происходящего. Глядя на картину под подобным углом даже название «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» теперь обретает новое значение, становясь отражением внутреннего мира девушки, брошенной любовником в номере отеля, одновременно плачущей и размышляющей над своими проблемами.

Но «Индустриальная симфония» хоть и дала Линчу идею для построения нового фильма, тем не менее была бессюжетна. В «ИМПЕРИИ» сюжет есть, причем развивается он по нескольким плоскостям. Как и было написано выше – каждая из предлагаемых теорий фильма в чем-то верна, но собрать их вместе почему-то не получается. Давайте же попытаемся разобраться, что происходит в фильме?

Препарация «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ»

Для начала разберем фильм на составляющие. Как и с «Шоссе в никуда», я постарался максимально отобразить все, что происходит на экране, а также дополнил происходящее своими наблюдения по этому поводу. Собирать все воедино будем чуть позже.

1. Самый первый кадр – крупный план, играющей пластинки. Голос с нее говорит: «Аxon N.» – самая долгая радиопостановка в истории. Сегодня вновь в эфире Балтийского региона. «Пасмурный зимний день в старом отеле». В нашем переводе «Аxon N.» убрали, заменив его словами «Сейчас вы услышите…». Заметим, что действие происходит в Балтийском регионе, в который входит и Польша. Также заметим, что транслируемая постановка идет в повторе, а еще является записью на пластинке, что рождает еще один из эффектов повтора. Мотив повторения – один из самых главных в фильме.

2. Темная лестница. Коридор в отеле. Мужчина и женщина с размытыми лицами, говорящие по-польски, заходят в один из номеров. Их голоса почти не слышны из-за шума. Мужчина обращается с женщиной довольно грубо, называет ее шлюхой и заставляет раздеться. Женщина раздевается, хотя не совсем понимает где она находится. Видно, что она находится под очень сильным впечатлением от чего-то (видимо, ссоры с любовником). 3. Мужчина и женщина занимаются сексом. «Мне страшно», – шепчет женщина, – «мне страшно».4. Женщина, голая, сидит одна на постели и плачет. Ее любовник бросил ее и ушел. Звучит песня (эта же самая песня будет и в конце фильма).

5. Зажигается свет, который светит через объектив кинопроектора. Начинается кино. Начинается «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» – мир одинокой, брошенной любовником женщины – отражение ее мыслей, страхов и сомнений.

6. На зеленой кровати сидит девушка, обозначенная в титрах как «Потерявшаяся девушка» (Lоst girl). Мы будем ее обозначать именно так, потому что дальше в сюжете фильма появится еще одна героиня, сыгранная Каролиной Гружка, но никак не относящаяся к этой девушке. Отметим, что комната, в которой Потерявшаяся девушка идентична комнате в отеле (стены и мебель, особое внимание обратим на кровать, застланную зеленым покрывалом, она, как и мебель, еще не раз появится в дальнейших сценах фильма), где сидела девушка из реальности. Потерявшаяся девушка также, как и девушка из реальности, голая и прижимает к себе спереди красное платье. Она смотрит телевизор, стоящий в углу, и плачет. На экране телевизора сначала помехи, потом появляется ситком про кроликов, потом таинственная посетительница в доме Никки Грейс (Грейс Забриски), потом изображение пропадает снова. Видно, что все появляющиеся изображения не просто идут по телевизору, а прокручиваются как бы на перемотке. Также обратим внимание, что на улице поздний вечер – окна темные, в то время как в событиях из реальной жизни окна были светлыми (был день или ранний вечер).

Потерявшаяся девушка – самый первый и самый приближенный персонаж к реальной девушке из отеля. Именно она воспринимает все события фильма через экран телевизора, как происходящие в Польше, в Лодзи, так и происходящие в Голливуде. Именно она реагирует на разные события, словно вспоминая о чем-то. Но она тоже не реальный человек, а всего лишь одно из отражений настоящей, обезличенной героини.

7. Нам показывают кусок из «Кроликов», не с начала, а с того момента, как приходит кролик Джек. Линч немного видоизменил сериал, переделав и досняв несколько сцен с других ракурсов. Ключевая фраза в этой сцене: «Когда-нибудь я все равно все узнаю», которую говорит Джейн. Нам обещают раскрытие тайны, но произойдет оно не скоро. Также кроликов в контексте фильма можно трактовать как образ тихой семейной жизни, к которому стремится главная героиня.

8. Джек выходит за дверь (на этом месте, как мы помним, заканчивается первая серия) и оказывается в апартаментах Никки Грейс (на это указывает архитектура, розовые стены помещения, а также мебель в нем, которая, кстати точно такая же как и в реальной комнате в отеле и в той комнате, где сидит Потерявшаяся девушка). Комната озаряется светом, и Джек исчезает.9. Вместо Джека в апартаментах двое людей – один из них Фантом (в нашем переводе Призрак) – главный злодей в фильме, другой – Янек, роль которого не совсем ясна. Известно лишь одно – на него будет работать муж Сью Блю Пиотрек Крол и вместе они будут разыскивать Фантома в Польше. Есть также теория (если принимать во внимание мысль о том, что кролики из ситкома могут переходить в наш мир и принимать там человеческие обличия), что Янек – это обличье Джека, но об этом позже. Фантом взвинчен и постоянно упоминает о том, что ищет какой-то проход. Что за проход не совсем понятно, но очевидно это проход в комнату Потерявшейся девушки, которая находится сразу за комнатой Кроликов. Фантом будет искать этот проход на протяжении всего фильма, путешествуя по разным отголоскам сознания реальной героини и символизируя собой образ ревнивого мужа и угрозы расплаты за ее измену.

Фантом и Янек исчезают – перед нами снова Джек, он оглядывается и уходит обратно. На дворе ночь.

11. День. Женщина странного вида, слегка безумного вида (Грейс Забриски) идет по улице. Обратим внимание на дома на улице – они напоминают дом Сью Блю.

12. Посетительница подходит к дому актрисы Никки Грейс. Сам дом заметно отличается от одноэтажных коттеджей, которые окружают его, он довольно старый (видно по обшарпанному входу), но тем не менее большой и роскошный. В доме есть дворецкий и прислуга, а помещения богато меблированы. Никки Грейс выходит встречать гостью из большого зала с колоннами (именно в этом зале будет происходить финальное действие, когда на экране пойдут титры).

13. В разговоре с Никки посетительница упоминает, что живет в кирпичном доме, скрытом за деревьями, в конце улицы (аналогии с домом в Лодзи), а затем начинает расспрашивать о фильме, в котором Никки скоро получит новую роль. Заметим странные запинки в ее вопросах «Это интересная роль?» и «В вашем фильме есть убийство?» Другие ее вопросы не менее странны: будет ли фильм о свадьбе (mar­riage – в нашем переводе не совсем правильно указано «семейная жизнь») и будет ли в нем как-то замешан муж Никки. На ответ «нет» гостья многозначительно хмыкает и рассказывает странную историю: «Маленький мальчик вышел поиграть. Он открыл дверь и увидел мир. Пройдя через дверь он создал отражение. Зло родилось. Зло родилось и пошло вслед за мальчиком», а за ней еще одну: «Маленькая девочка пошла поиграть. Потерялась на рыночной площади. Словно родилась лишь наполовину. Но не на самой площади. А на аллее за площадью. Это дорога к дворцу». Заметим, что обе эти истории по сути дела разные вариации одной и той же старой притчи, которая имеет какое-то отношение к прошлому Никки, но которое Никки не помнит.

Далее следует вопрос будет ли в фильме убийство. Никки какое-то время колеблется и отвечает, что в сценарии убийства нет, после чего гостья уверенно заявляет: «Думаю, вы на этот счет ошибаетесь». и начинает нести полную ахинею, заявляя, что не может вспомнить что сейчас сегодня, вчера или завтра и что, если бы сейчас было 21.45, то было бы уже за полночь (все эти слова позже найдут свое отражение в событиях в Лодзи и на голливудской Аллее звезд), о том, что у каждого действия есть свои последствия и о каком-то неоплаченном счете, о котором Никки тоже не помнит и. После всех этих речей, она протягивает руку по направлению к дивану напротив и говорит: «Если бы сейчас было завтра вы бы сидели вон там».

Никки смотрит по направлению ее руки. Тут многие думают, что Никки увидела саму себя, сидящую с подругами и ожидающую звонка от агента. На самом деле монтажная склейка построена таким образом, что нам не видно, что же на самом деле видит Никки – а видит она саму себя, одетую в голубую кофту с шалью – ту сцену, которую нам показывают в самом конце фильма до того, как идут титры. Именно тогда для всех героев «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» наступает завтрашний день, так как он наступает для реальной героини фильма.

14. Следующий день. Никки с подругами сидит на диване (одна из подруг, та что темнокожая, будет потом исполнять финальную песню под титры). Звонит телефон, это агент сообщает Никки, что она получила роль в фильме «On high in blue tomor­rows». Пока Никки радуется с подругами, сверху за ней наблюдает ее муж – Пиотрек Крол. Вид у него вовсе не радостный.

15. Голливуд. Съемочная площадка, павильон 32. Режиссер Кингсли Сьюарт произносит речь. Из нее становится понятным следующее: Никки – стареющая, видимо давно вышедшая в тираж актриса, которой дали шанс сыграть роль в фильме, на который все возлагают большие надежды и который станет настоящим прорывом в карьере режиссера и актеров и позволят им вернуть былую славу. («У тебя есть все, чтобы вновь воспарить и остаться на вершине»). Именно для этой цели в фильм приглашена молодая и очень популярная звезда – Дэвон Берк, который также слывет отъявленным ловеласом.

15. На шоу «Знаменитости с Мэрилин Левинс» ведущая спрашивает Никки готова ли та заполучить в мужья Дэвона (вспоминаем вопрос посетительницы Никки про свадьбу). Отсюда можно предположить, что изначальный сценарий «On high in blue tomor­rows» должен был закончиться счастливой свадьбой ее главных героев Сью Блю и Билли Сайда. Заметим, что печальный итог фильма пока никому не известен и никто про него не упоминает.

16 После шоу агент Дэвона предупреждает, чтобы тот не совался к Никки, иначе могут возникнуть неприятности с ее мужем («Он очень влиятельный парень в округе. Он все знает. Нет ничего, чего бы он не знал. Я могу тебе такое понарассказывать, что у тебя волосы на голове встанут»).

17. Съемочная площадка. Павильон 4, где будут почти постоянно проходить съемки «On high in blue tomor­rows». Заметим как светит солнце – точно также во всем фильме будут светить любые источники света – ярко, прямо в глаза, словно напоминая о наличии невидимого проектора, демонстрирующего кино. Никки и Дэвон рассматривают сценарий «On high in blue tomor­rows». Название фильма у нас перевели как «Высоко над печальными днями», но на самом деле это не совсем верный перевод. Blue переводится не обязательно в значении «грустный», тем более в мире Линча этот цвет имеет позитивный, почти мистический характер. Название фильма может звучать, как «Ввысь к светлому завтра» (а учитывать то, что фамилия главной героини Блю, то можно и вовсе воспринять название как «Ввысь к будущему Блю»). Заметим опять, что ни в репликах персонажей, ни в их отношении к фильму не видно, что сам фильм будет иметь печальный и даже жестокий конец. «Фантастика!» – заявляет Никки. «Все сияет от роскоши, и я весь сияю» – говорит Дэвон. Но, когда Никки смотрит на декорации, ее лицо странно меняется. Она узнает в них дом Смитти (это самый таинственный персонаж в фильме, который в нем так и не появляется), а музыка на секунду становится тревожнее.

18. В павильон приходят Кингсли с Фредди Говардом (кто это: помощник, ассистент или просто друг до конца не ясно) и решают вместе с актерами погнать сцену 35, которая происходит в доме Смитти. Во время сцены Никки внезапно сильно входит в роль и даже начинает плакать, несмотря на то что от нее не требовали правдоподобной игры. Странны и сами слова героев – Билли приходит к Сью и говорит, что хочет извиниться за то, что вчера сорвался и наговорил ей гадостей, а та отвечает ему: «Загляни в ту комнату» На этой фразе раздается шум, и Дэвон идет проверять откуда этот шум. Звуки приводят его к декорации дома Смитти, но дверь в них закрыта, а через окно ничего не видно, лишь какие-то смутные силуэты. Дэвон заглядывает за декорацию – видно, что это просто стена с подпорками сзади, а за нею тоже никого нет. По возвращении Дэвона Кингсли внезапно делится с актерами странной информацией о том, что фильм, который они снимают, – ремейк. Информацию об этом намеренно скрыли продюсеры. Оригинальный фильм так и не был закончен, потому что актеры, игравшие главные роли, были убиты. Также становится известно, что фильм был основан на сказке польских цыган и назывался по-немецки «47», а также ходят слухи, что он был проклят.

19. Вечер в доме Никки, у ее мужа в гостях два поляка – чета Жыдович. Они пытаются говорить с Никки по-польски, но та не понимает. Один из гостей побранивает странное слово «наполовину», а муж Никки заявляет: «Думаю, она понимает, только виду не подает» на что Никки отвечает, что все понимает, но не может разговаривать, хотя только что не могла вникнуть в смысл обращенного к ней вопроса.

20. В полицейском участке странная женщина, которая заявляет, что ее загипнотизировали в баре какой-то человек и вскоре она должна кого-то убить отверткой. На самом деле отвертка воткнута в ее собственное тело где-то в районе живота. Это Дорис Сайд, жена Билли Сайда, одна из героинь «On high in blue tomor­rows». Вот только что она делает в мире Никки и Дэвона?

21. Дэвон и Никки разыгрывают еще одну сцену из «On high in blue tomor­rows», происходящую в беседке. Это сцена любовного признания Билли и Сью. Из разговора узнаем, что Сью Блю жената, а у Билли Сайда жена и двое детей.

22. В беседе Никки и Дэвона с Фредди всплывает еще одна странная информация о том, что тот раньше разводил собак и кроликов, любит животных, их породу и способность находить выход из самых сложных ситуаций. Возможно, это ничего и не значит, но впоследствии в фильме в любви к животным и способности ухаживать за ними будут признаваться еще два персонажа.

23. В разговоре в гримерке вновь всплывает персонаж Смитти. Ключевой вопрос: «Кто играет Смитти?» Но важно не то, кто его играет, а кто такой сам этот Смитти?

24. Вечер. Никки приходит домой и узнает, что пока ее не было, к ним приходил ужинать Дэвон, а также становится свидетельницей неприятной сцены наверху, где ее муж угрожает Дэвону и употреблял ту же фразу, что до этого говорила странная визитерша: «У каждого действия есть свои последствия».

25. Пока осветитель налаживает оборудование (осветителя играет сам режиссер Дэвид Линч) (софит, как и все другие источники света до него, опять ярко слепит глаза) Никки и Дэвон ждут начала съемок. Оба молчаливы и подавлены, так как знают об угрозах Пиотрека.

26. Несмотря на холодность отношений Никки и Дэвон блестяще разыгрывают еще одну любовную сцену.

27. Лед в отношениях между Никки и Дэвоном начинает исчезать, и вот Дэвон уже приглашает Никки поужинать с ним, а та соглашается. Сразу после этого они отыгрывают еще одну любовную сцену. Никки пытается сопротивляться и шепчет: «Я не влюблюсь в тебя», но у нее перед глазам и мутится и встают непонятные образы.

28. Следующая сцена в фильме. Сью сообщает Билли о том, что муж знает о них и убьет их обоих. Никки, играющая роль, внезапно перестает играть и восклицает: «Черт, звучит как диалог из нашего сценария!», чем вызывает раздражение съемочной группы. У Никки начинается истерика.

29. Дэвон пытается добиться правды от продюсера о прошлом оригинального фильма, но тот отделывается общими фразами.

30. Следующую сцену можно принять за реальность, но это тоже сцена из «On high in blue tomor­rows» – Сью и Билли занимаются сексом в доме Смитти. На то, что это дом Смитти указывает и постель и торшеры около нее. Обратим внимание, что на постели точно такое же темно-зеленое покрывало, как и в номере отеля у Потерявшейся девушки. Каким-то образом в реальность фильма проникает муж Ники Пиотрек, он выходит из комнаты, стоит и смотрит на любовников. Во время сцены Никки, играющая Сью, внезапно говорит: «Это случилось вчера, но я точно знаю, это будет завтра. Та сцена, которую мы снимали вчера. Когда я еду на твоей машине за покупками и попадаю в переулок. Я припарковалась, потому что там всегда есть место. Эту сцену мы снимали вчера, и тебя в ней не было. И вот я вижу надпись на металлическом щите и начинаю вспоминать. На меня волной нахлынывают воспоминания». Но Дэвон не реагирует и ведет себя, как персонаж фильма Билли, продолжая называть Никки Сью. Когда Никки начинает кричать на него («Это я, Дэвон, это я Никки!» ), на его губах появляется странная усмешка. Пиотрек исчезает, а по стенам коридора у спальни бегут несколько теней от невидимых людей.

31. Сцена на рынке, которую снимали за день до этого и которую описывала Никки. Сью Блю подходит к припаркованной машине в переулке и замечает надпись на металлической двери. На двери написано: «Axon N.» Сью заходит в дверь, оказывается на лестнице и спускается по ней. Синяя вспышка, и Сью оказывается на съемочной площадке в павильоне 4 и видит через декорации репетицию (ту самую что была в пункте 18). Ее шаги привлекают внимание, и Дэвон идет искать кто шумит. В этот же миг Сью замечает, что Никки Грейс исчезла, ее больше нет на стуле с Кингсли и Фредди. Перепуганная Сью убегает. Где-то в декорации сзади в освещенном окне появляется муж Никки Пиотрек, одетый в зеленый пиджак (вспоминаем фразу в «Кроликах» – «Это был мужчина в зеленом пиджаке»). Зажигается яркий свет. В ужасе Сью забегает в декорацию дома Смитти и захлопывает за собой дверь. Она внутри дома Смитти, настоящем доме, а не обычной стене на подпорках, которую видел Дэвон. Стены в доме точно такого же розового цвета, как и в доме Никки. Дэвон пытается увидеть ее с улицы, но не видит. Сью зовет его, но зовет, как Билли, затем пытается открыть дверь, но у нее ничего не выходит. Внезапно павильон за окном исчезает и превращается в лужайку с оградой и воротами перед домом. Мир Никки и Дэвона исчезает. Навсегда.

32. Сью осматривает дом Смитти и заходит в спальню. Это та же спальня что и постельной сцене (пункт 30). Сью в прострации и никак не может понять что происходит. Входит Пиотрек, пряча за спиной зеленый пиджак. Теперь он – муж Сью. Он ложится в постель и выключает свет. Все погружается во тьму.

33. Сью заходит в комнату с красной лампочкой, садится у стены и начинает вспоминать Билли и о том, как тот признавался ей в любви в беседке. Внезапно лампа начинает мигать, и в комнате появляются незнакомые женщины-проститутки. Они общаются между собой несвязанными фразами, но от этих фраз Сью начинает плакать. Фразы проституток («Был человек, он так часто нас встречал»-«Потому что я люблю раздвигать перед ним ноги»-«Он делал с тобой это… Ну ты понимаешь?»-«Тебе было здорово?»-«Да…»-»«Я бы ему все позволила»-«Странные вещи вытворяет любовь») – прорывающиеся сквозь ткань фильма мысли реальной девушки в отеле, ее сомнения в любви любимого человека, который обозвал ее шлюхой, переспал, а потом бросил. Внезапно проститутки обращаются к Сью. «В будущем ты увидишь сон. Странный сон. – говорят они. – Когда ты откроешь глаза, рядом с тобой будет знакомый человек».

34. Сью закрывает руками глаза, а когда открывает, то оказывается на заснеженных улицах Лодзи. Заметим, что меняется и ее одежда (теперь она постоянно будет меняться в разных сценах, совершенно непонятно почему). Вместе со Сью на улицу переносятся и две проститутки. «Вот эта улица», – говорит одна из проституток. – Хочешь увидеть? Иди вниз по улице». Но Сью стоит на месте и закрывает глаза.

35. Ткань повествования рвется. Появляется изображение пластинки – намек на то, что Сью действует в условиях радиопостановки. Улица, на которой стоит Сью, та же самая улица, где находится отель из реальности. На фоне пластинки появляются два образа – Сью, спящая в это время с мужем в доме Смитти и безымянная польская девушка, похожая на Потерявшуюся девушку из отеля. Девушка шепчет Сью: «Хочешь увидеть? Нужно… (дальше неразборчиво)...сквозь шелк» и прожигает сигаретой дыру в блузке, а потом смотрит через нее.

36. Изображение резко меняется – заглядывая в дыру, Сью из дома Смитти видит, как она лежит на постели со спящим мужем, а над ней склонилась другая Сью, смотрящая на нее сверху. Отсюда действие фильма «On high in blue tomor­rows» начинает резко меняться – в нем оказываются два персонажа Сью Блю (каждая из которых всего лишь «наполовину», как говорила странная посетительница Никки Грейс). Одна Сью из хорошего варианта развития событий, где она и Билли поженятся и их ждет светлое будущее, другая – ее видоизмененное, плохое отражение, у которой нет будущего и которую в скором времени бросит Билли, а сама она умрет на Аллее звезд. С приходом новой Сью в фильм «On high in blue tomor­rows» его сюжет начинает резко меняться и приближаться к истории реальной героини из отеля.

37. В то время, как Сью – героиня нового «On high in blue tomor­rows» спит с мужем, другая Сью сидит в комнате с проститутками. Проститутки открывают окно, за ними – улица в Лодзи, на которой находится подворотня, ведущая в отель.

38. Утро. Первая Сью готовит завтрак и приходит с покупками. Другая Сью в это время прожигает сигаретой дырку в блузке (как видела в видениях на улицах в Лодзи), а потом смотрит через нее. Стрелки на часах на ее руке крутятся с бешеной скоростью – видно, что сейчас как бы находится вне времени и событий фильма.

39. Сквозь дыру Сью видит другую квартиру в Лодзи, где польская безымянная девушка, похожая на Потерявшуюся девушку в отеле ссорится с Призраком. Призрак говорит девушке про обман и про то, что этот обман ей дорого обойдется.

40. Сцена меняется. Другая польская полная девушка ругается с Пиотреком, только тот теперь с усами и выглядит немного по-другому. Девушку показывают со спины и ее лица не видно. «Я не позволю ей уйти с тобой!» – заявляет она, но Пиотрек не слушает ее и уходит.

41. Фантом избивает польскую девушку. Та кричит.

42. Пиотрек ждет на улице. Проходящий мимо прохожий спрашивает у него сколько времени. Пиотрек отвечает: «21.45» (еще одна фраза из слов посетительницы Никки).

43. Потерявшаяся девушка видит на экране телевизора изображение Пиотрека и перестает плакать.

44. Изображение меняется на «Кроликов» Двое кроликов (Джек и Сьюзи) мерцают в воздухе, словно растворяясь в пространстве.

45. Кролик Джек сидит за столом в грязной комнате. Через несколько секунд он превратится в мистера К., а в комнату войдет грязная и избитая Сью.

46. Таинственная рука в красном делает пассы вслед удаляющейся спине Сью. (как мы позже узнаем, это рука одной из работниц клуба, где Сью скрывалась от преследовавшей ее Дорис Сайд, см. пункт 71). Сью поднимается по лестнице. За окном – заснеженные улицы Лодзи. Лестница – та же самая, что вела в отель, где сидит Потерявшаяся девушка и девушка из реального отеля. В руках у Сью грязная отвертка и сумочка.

47. Первая часть монолога Сью у мистера К. В монологе содержится много интересных деталей и он разбросан по всему оставшемуся фильму. В этой части мы узнаем следующую информацию: героиня не доверяет мужчинам («Парни меняются. Не меняются, а раскрывают себя. Со временем показывают какие они есть на самом деле») и в том, что она связалась с плохим человеком, который что-то замыслил против нее. Также она рассказывает про то, то в 15 лет ее пытались изнасиловать, но она избила и покалечила насильника.

48. Действие вновь перемещается в дом Смитти. Вернувшаяся другая Сью удивленно глядит на прожженную блузку.

49. Сью сидит в комнате. День. Проститутки вновь передают мысли девушки в отеле. («Я думала вы и вправду долго будете вместе»-«А я видела что все к этому идет»-«Он был мужчина моей мечты»-«Я действительно так думала»-«Ну и что? Он ушел»- «Найди кого-нибудь другого»-«Это непросто, когда чувствуешь себя дерьмом»- «Сегодня мы все изменим»-«Сегодня все будет хорошо»-«С такими сиськами, как у тебя не пропадешь»)

50. Одна из проституток затягивает песню – и вот они танцуют в песне с содержанием «двигай попой-глазами не хлопай» и потом резко исчезают. Эта сцена очень сильно напоминает тот момент, когда у человека, который о чем-то думает, в голове возникает и также резко пропадает какая-нибудь мелодия.

51. Вечер. Сью обедает с Пиотреком. Выясняется, что раньше у них было плохо с деньгами, но сейчас все наконец-то наладилось. Тем не менее, Пиотрек злой, а сообщение Сью о том, что она беременна воспринимает негативно.

52. Ночь. Пиотрек спит. Сью в темноте пробирается в комнату и пытается дозвониться до Билли по телефону. Но трубку на другом конце снимает Джек-кролик.

53. Продолжение монолога Сью. Сью рассказывает как временный сожитель пытался убить ее ломом за измену, но она сама избивает его. Мистер К. спрашивает действительно ли Сью встречалась с другим мужчиной на что получает следующий ответ: «Подумаешь, трахалась с парой парней ради выпивки». Последний с кем она познакомилась был большим ловеласом и спал со всеми подряд, а также рассказал Сью про промышленный город, из которого он приехал, где людям снились странные сны и они не отличали где реальность, а где нет (ассоциации с упоминающейся далее Помоной).

54. Сью подходит к двум девушкам на своем дворе и спрашивает не встречали ли они ее раньше. Пиотрек, пытающийся делать хот-доги, проливает на себя кетчуп. Сью смотрит на пятно и видит в нем польскую девушку в церкви, просящую у Бога освободить ее «от этого проклятого видения, завладевшего ее сердцем».

55. Снова Лодзь. Девушка в плаще и с отверткой в руках подымается по лестнице. Это та же самая лестница, по которой Сью поднималась к мистеру К. Спустя какое-то время на улице слышен крик и звуки удаляющихся шагов. Девушка сидит на коленях на лестнице перед дверью. Она вытаскивает отвертку из живота и роняет ее на пол. Это жена (подруга) польского Пиотрека (того, что с усами). Нам показывают сцену, где она стоит после ухода Пиотрека (пункт 40). В кадр влезают лица проституток, которые спрашивают: «Кто она?». Кадр меняется – девушка на лестнице лежит мертвая, из ее раны на животе течет кровь.

56. По улице Лодзи идет польская девушка (та, что в пункте 41 избивал Фантом). На этой же улице она случайно натыкается на Фантома, который явно раздражен тем, что встретил ее так поздно одну («Мне привычней видеться с тобой дома, а не на улице ночью»). «Ты не тот за кого себя выдаешь» – говорит ему польская девушка. «Ты тоже», – отвечает Фантом, а потом сообщает, что этой на улице произошло убийство и он видел убитую с польской девушкой раньше вместе.

57. Кадр меняется. Нам показывают польского Пиотрека, лежащего на лестнице с пробитой головой. Он мертв.

58. Потерявшаяся девушка в отеле начинает снова плакать.

59. Продолжение пикника у Сью. На пикник приходят странно одетые люди. На вопрос Сью кто это, Пиотрек отвечает: «Это группа бродячих циркачей из Балтийского региона». Но это люди больше похожи на бандитов, чем на циркачей. Их появление пугает девушек, с которыми разговаривала Сью и те быстро скрываются. Пиотрек сообщает Сью, что собирается уехать вместе с цирком. «Зачем?» – спрашивает Сью. «Я буду ухаживать за животными. Говорят, у меня есть к ним подход», – отвечает Пиотрек.

60. Продолжение монолога Сью. Она рассказывает о том, что Пиотрек отправился в Восточную Европу с бродячим цирком. В этом цирке работал человек, которого звали Фантомом. Он гипнотизировал людей и заставлял их делать все, что хотел. Один раз в баре в результате драки, зачинщиком которой был Фантом, арестовали работников цирка, а Фантом благополучно скрылся. Также становится известным, что Фантом был морским пехотинцем из Северной Каролины и у него была одноногая сестра, которая убила троих детей в первом классе.

61. Ночь. Сью выбегает из дома и отправляется домой к Билли. Но дома Билли его жена Дорис Сайд (нам впервые показывают ее со времен сцены в участке), видимо, один из ее детей заболел и им пришлось вернуться домой. На крики Сью приходит Билли, но он совсем не рад ее видеть, так как не ожидал, что его интрижка раскроется, и велит Сью убираться. На заявления Сью о любви к Билли Дорис вскакивает и начинает избивать Сью. Одновременно с этим она внезапно вспоминает о том, как Фантом загипнотизировал ее в баре и понимает, что тот, кого она должна убить – это Сью.

62. Пиотрек с Янеком в Польше отправляются искать Фантома (видимо, за инцидент в баре) к некоему Ури, но тот заявляет, что Фантом уехал в окрестности Внутренней Империи (то есть где-то рядом с домом Сью).

63. Сью являются странные видения: она сама бежит в полной темноте по дороге, но этот ее образ слишком пугающ, да и она ли это? В этот момент к ней в дом приходит еще одна посетительница и начинает говорить о неоплаченном счете некому человеку, который живет по соседству.

64. Продолжение монолога Сью. Сью рассказывает про человека по имени Спазм.

65. Сью идет в дом по соседству. Дом больше напоминает наскоро сколоченный сарай, расположенный на большой ничем не застроенной территории. Из-за дерева выходит Спазм – он выглядит точно также, как Фантом, и во рту у него лампочка из дома Сью. В его облике что-то напоминает мужа Сью Пиотрека. Сью пугается и убегает, а Спазм исчезает.

66. Лодзь. Пиотрек с Янеком приходят в квартиру с тремя поляками. За столом сидит девушка, которую никто не видит, и она напоминает Потерявшуюся девушку. Девушка не понимает где она находится. Один из поляков произносит странную фразу: «Отведи коня к колодцу» и вручает Пиотреку пистолет. Время на часах – за полночь.

67. Пиотрек уходит, а поляки садятся и превращаются в кроликов. В их комнате слышны мужской и женские голоса, говорящие: «Это был мужчина в зеленом пиджаке» и «Это как то связано с вопросом времени». За окном дома кроликов под дождем сидит Сью.

68. Другая Сью сидит в доме в кресле. Внезапно камеру начинает трясти. Сью кричит.

69. Сью оказывается на Аллее звезд. Ее знакомые проститутки оказываются там же. Сью грязная и избитая, она в черной блузке, в той же, что она была у домика Спазма. Внезапное осознание происходящего посещает ее. «Я шлюха!» – кричит она – «Я уродина» и начинает смеяться вместе с проститутками. Одновременно с этим вторая Сью, возвращающаяся из дома Билли Сайда, замечает на стене надпись мелом «Axon N.» и видит первую смеющуюся Сью, стоящую на противоположной стороне улицы с проститутками, а потом замечает приближающуюся с той же стороны Дорис Сайд. Она понимает, что Дорис идет ее убивать и Сью пытается скрыться.

70. Картина меняется. Снова заснеженная улица в Лодзи. Польская девушка стоит с другими проститутками. «Посмотрите на меня? Встречали ли вы меня раньше?» – спрашивает она точно также, как Сью уже спрашивала у двух девиц в сцене с пикником (см. пункт 54).

71. Аллея звезд. Отчаявшись найти телефон, чтобы позвонить Билли, Сью скрывается в ночном клубе. Перепугав охрану известием о том, что ее пытаются убить, она идет с женщиной в красном к запасному выходу, но по дороге вновь теряется во времени и пространстве и оказывается на лестнице, ведущей в кабинет мистера К. (эта сцена является началом той сцены, что была в пункте 47).

72. Продолжение монолога Сью. Сью говорит, что не понимает того, что в ее жизни было до, а что после и что она окончательно запуталась. А так же упоминает про то, что ее муж от нее что-то скрывает.

73. Пиотрек избивает Сью. Та бросается на него, но ничего не может сделать, так как все рассказанные у мистера К. победы над мужчинами были не более, чем вымысел. Причина для ссоры в том, что Пиотрек узнает, что не может иметь детей, что подтверждает факт измены Сью с Билли. Заметим также, что Пиотрек в этой сцене очень сильно напоминает Фантома-Спазма, а сцена является зеркальным отражением той сцены, что была в Лодзи с польской девушкой (см. пункт 41).

74. Окончание монолога Сью. В этой сцене мы узнаем о смерти сына Сью и слушаем ключевую фразу, отображающую идею «фильма в фильме» («У меня не слишком получается думать о завтрашнем дне. Кажется после смерти сына у меня начались сложные времена. Все кружилось вокруг меня, я стояла посередине. Смотрела на все это словно в темном кинотеатре перед тем как зажгут свет» ). Звонит телефон. Мистер К. идет отвечать и Сью слышит его странные фразы: «Все еще здесь. Не думаю, что надолго» и «Коня к колодцу» (та самая фраза, которую поляки говорили Пиотреку в пункте 66), которая произносится на польском. Очевидно, приняв мистера К. за убийцу, Сью пугается и убегает.

75. Сью вновь в ночном клубе и выходит на улицу с черного хода. Там ничего не изменилось – по-прежнему стоят проститутки, а за деревом прячется Дорис Сайд. Сью достает отвертку и терпеливо ждет, когда Дорис подбежит и ударит ее отверткой в живот.

76. Сью кричит и вытаскивает отвертку. Она бежит по улице, пока не падает в изнеможении у дверей магазина, где сидят какие-то люди: негритянка на матрасе и негр в обнимку с японской девушкой. Негритянка заявляет Сью о том, что та сейчас умрет, а после чего начинает разговаривать с японкой о том как добраться до города Помона из Вайна. В ходе разговора выясняется, что в Помоне живет подруга японки Мика, которая живет с обезьянкой и носит белый парик, проскакивает фраза про людей, которые любят животных и у которых есть к ним подход времени (уже в третий раз после Фредди (пункт 22) и Пиотрека (пункт 59), а также упоминается, что времени уже за полночь (второе время указанное посетительницей в доме Ники Грейс). Сью истекает кровью и негритянка зажигает зажигалку и говорит: «I’ll show you light now. It burns bright for­ev­er. No more blue tomor­rows. You on high now, love». Фраза опять же двоякая, так как является перифразом названия фильма «On high in blue tomor­rows» «No more blue tomor­rows» наши переводчики перевели, как «Прощай, печальные дни» по аналогии с названием «Высоко над печальными днями», но здесь есть и другой вариант, значащий, что у героини Сью Блю нет будущего.

77. Сью Блюю умирает, а зритель видит камеру, снимающую ее смерть и понимает, что действие всего этого происходило в съемочном павильоне. Звучит команда: «Снято!». Никки Грейс, играющая Сью Блюю, встает. Кигсли говорит, что Ники играла великолепно. Но Никки не реагирует на его слова. Она словно в прострации идет в выходу их павильона.

78. Никки (будем называть эту героиню так, хотя теперь она уже ни Сью Блюю и ни Ники Грейс) стоит у входа в павильон 4 и смотрит в пустоту, словно видя что-то. В комнате с Потерявшейся девушкой Ники глядит на девушку с экрана телевизора. Ники выходит из павильона и переносится со съемочной площадки в зал кинотеатра. На экране показывают ее монолог у мистера К. Появляется мистер К. – он и на экране и в зале кинотеатра.

79. Никки идет к выходу из кинотеатра, в котором исчез мистер К. и оказывается в еще одном странном помещении. Один из выходов ведет к лестнице, по которой она поднималась в кабинет к мистеру К. На другой двери, расположенной у часов (на них время 00.15), знакомая надпись: «Axon N.» Никки проходит через дверь и оказывается в доме Смитти. Она идет в спальню и находит в тумбочке пистолет, который поляки дали Пиотреку (заметим, на руке у Ники появилась странная татуировка, которой раньше не было, а пистолет, который она берет, лежит на том самом зеленом пиджаке, который Пиотрек носил в пунктах 31–32). Ники выходит из дома Смитти и идет к третьему выходу. На часах заметим 00.25. Из одной из дверей выходит Фантом-Спазм и входит в дом Смитти.

80. Ники оказывается в коридоре с зелеными стенами. На одной из дверей мы видим цифру «47» (именно так назывался оригинальный фильм, по которому снимался «On high in blue tomor­rows»). Из двери напротив выходит Фантом-Спазм. Никки стреляет в него, но ничего не происходит, лицо Фантома лишь озаряется светом. Ники продолжает стрелять, пока лицо Фантома не превращается в ее собственное (как в сцене в пункте 63), а потом и вовсе теряет очертания.

81. Никки открывает дверь с цифрами «47» и попадает в комнату с кроликами. Комната пуста – никаких кроликов в ней теперь нет.

82. Ярко светит протектор. Начинает играть та же музыка, что играла в начале фильма.

83. Комната с Потерявшейся девушкой теперь ярко освещена – на улице день. Девушка одета совсем под другому – она в синей блузке и черной юбке. На экране телевизора – коридор отеля из реальной жизни (тот, что мы видели в черно-белом цвете в пункте 2). Коридор заканчивается стеной с окном, на котором ярко-красный квадрат. Точно такое же окно выходит из комнаты кроликов. По коридору отеля пробегают две проститутки (они бегут одновременно и по коридору отеля и в изображении на экране телевизора в комнате Потерявшейся девушки). В комнату входит Никки, она целует Потерявшуюся девушку, а затем исчезает.

84. Дверь комнаты теперь открыта (его номер 205). Потерявшаяся девушка выбегает в коридор, сбегает по лестнице (той же, на которой произошло убийство и той же, по которой Сью поднималась к мистеру К.) и оказывается в доме Смитти из «On high in blue tomor­rows». Открывается дверь и входит Пиотрек с мальчиком. Этот мальчик – еще одна из загадок фильма. Он не воскресший ребенок, о котором говорила Сью в своем монологе, а сын того загадочного Смитти, которому принадлежит дом и которого неизвестно кто играет. Можно было бы предположить, что Пиотрека Крол во вселенной «On high in blue tomor­rows» зовут Смитти, но в титрах это никак не отображено. Потерявшаяся девушка, плача, обнимает и целует Пиотрека.

85. Опять светит прожектор. Камера устремляется ввысь к голубым высотам, как бы проходя через свет. Ники Грейс стоит в комнате кроликов. На заднем плане зал рукоплещет странной фигуре (балерине(?)).

86. Свет прожектора, кадры с Пиотреком и обнимающей его Потерявшейся девушкой сменяют лицо посетительницы в доме Никки Грейс. Вновь тот день, когда они разговаривали о фильме. Ники Грейс из вчерашнего дня смотрит на диван, куда указывает посетительница и видит там себя в голубой одежде с шалью на плечах и заплетенными в два хвоста волосами. Это и Ники Грейс и Сью Блю одновременно. Конец фильма.

87. В зал с колоннами в доме Ники Грейс приходит одноногая сестра Фантома и находит это помещение милым. Остальные образы «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» материализуются, здесь есть место и японке Мико с ее белым париком и мартышкой, проституткам из дома Смитти и куче других непонятных личностей, среди которых насупленная Настасья Кински на диване вместе с Никки. Проститутки выходят танцевать под песню, которую исполняет темнокожая подруга Никки. Это уже не часть фильма, а его титры, здесь возможно вообще все.

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ». Финал

И наконец грандиозный финал: собираем кусочки воедино. Итак, как мы уже убедились, фильм состоит из нескольких временных и сюжетных пластов, которые объединяет один и тот же мотив: супружеская измена и последующая за ней расплата. И хотя события перемещаются из одной точки в другую и крайне нелинейны попытаемся выстроить их в логической последовательности.

Каждый событийный пласт как бы перекрывает другой по значимости и проистекает из предыдущего, то есть строится по принципу пирамиды. На вершине – представления главной героини о счастливом финале всей истории – они с любовником счастливо женятся и угроза со стороны разоблачения мужа пропадает. В самом низу – реальное положение дел: любовник бросает женщину, угроза быть разоблаченной мужем пугает ее и порождает другой страх – быть убитой либо женой любовника, либо собственным мужем.

Я не зря отнес события, происходящие с польской девушкой к событиям оригинального фильма «47», по которому снимается ремейк «On high in blue tomor­rows». Эти события, если и максимально приближены к тому, что происходит с реальной героиней, все равно никакого отношения к ее реальной жизни не имеют – это тоже ее страхи и мечты одновременно.

Пирамида сюжетных пластов:

1) Никки Грейс и Дэвон Берг – роман двух богатых и известных людей (после съемок «On high in blue tomor­rows» Никки вновь триумфально возвращается в кинопроизводство), который должен закончиться свадьбой. Но существует угроза со стороны мужа Никки Пиотрека Крола.

2) Сью Блю и Билли Сайд – зеркальное отражение романа Никки и Дэвона, которое в первоначальном варианте сценария видимо точно также должно было закончиться свадьбой. Угроза со стороны жены Билли Дорис Сайд.

3) Сью Блю и Пиотрек Крол – реальное положение дел в «On high in blue tomor­rows» (второй вариант сценария), где Билли бросает Сью, а сама она будет убита его женой на Аллее звезд.

4) Польская девушка и Фантом (Лодзь, фильм «47») – зеркальное отражение жизни Сью Блю и Пиотрека (сам Пиотрек выступает здесь в роли любовника). Вся ситуация повторяется, вплоть до избиения после признания о беременности. Но здесь есть одно исключение – на этот раз польская девушка убивает жену Пиотрека, а самого Пиотрека по всей видимости убивает Фантом.

5) Потерявшаяся девушка в отеле – прямой проводник мыслей реальной девушки, зритель фильмов «47» и «On high in blue tomor­rows» и пласта с жизнью Никки Грейс, события которых она наблюдает по телевизору. В финале обретает то, что хотела, переселяясь из комнаты отеля в дом Смитти (реальность «On high in blue tomor­rows»).

6) Реальная героиня в реальном отеле. Не входит в полотно фильма, а порождает его своими страхами и размышлениями сама.

Разбираем последовательность событий фильмов

– «On high in blue tomor­rows» (первый вариант).

Сью Блю – богатая и успешная женщина, которая встречает такого же богатого и успешного мужчину Билли Сайда. И хотя оба они женаты и замужем (у Билли вдобавок двое детей) это не мешает им крутить роман, который должен обрести счастливый финал в виде роскошной свадьбы.

– «On high in blue tomor­rows» (второй вариант).
Сью Блю – женщина, потерявшая сына, и всеми силами пытающаяся вырваться из бедности. По этой причине она выходит замуж за Пиотрека Крола и вместе с ним им удается добиться неплохого результата. Но Сью прельщают большие богатства и поэтому она начинает крутить роман с Билли Сайдом, который по социальному статусу гораздо выше ее. К несчастью Сью забеременела от Билли, что дало Пиотреку повод уличить ее в неверности. Пиотрек уезжает с цирком в Балтийский регион, где знакомится со странным гипнотизером Фантомом, который впоследствии бежит в Голливуд, берет фамилию Спазм, становится соседом Сью Блю и Пиотрека и гипнотизирует в баре жену Билли Дорис Сайд, чтобы та убила Сью. Сью, отчаявшись дозвониться до Билли, отправляется к нему домой и обнаруживает вернувшуюся с больным ребенком Дорис. Измена раскрывается, и Билли выгоняет Сью. Та отправляется домой по Аллее звезд, где видит, что ее преследует Дорис. Испугавшись Сью пытается скрыться в ночном клубе, но Дорис все равно настигает ее и убивает отверткой, которую Сью незадолго до визита к Билли подобрала у дома Спазма. Сью умирает среди бомжей и проституток у какого-то магазина.

«47»

Польская девушка (на протяжении всего фильма она так и остается безымянной, что приближает ее к реальной героине) с таинственным прошлым (видимо в прошлом она была проституткой) – жена или сожительница человека по имени Фантом. Имеет ли этот Фантом какое-то отношение к цирку неизвестно. Понятно одно, что он очень жестокий и своенравный человек, который всегда все делает по-своему. Это порождает измену – польская девушка начинает встречаться с любовником (его имя тоже неизвестно, но он очень сильно напоминает Пиотрека с усами). Их роман должен обрести счастливый финал, любовник хочет уйти от жены и сбежать вместе с польской девушкой. Но обман раскрывается – жена любовника приходит убивать польскую девушку отверткой, но той удается спастись и самой убить отверткой жену. Сам любовник в это время лежит мертвый на лестнице – его застрелили в голову и сделала это либо его жена, либо Фантом. После этих событий польская девушка вновь становится проституткой и алкоголичкой.

Действия и их последствия

Итак, как уже неоднократно писалось выше – сюжетные пласты являются воплощением страхов и размышлений женщины во время ночи, проведшей ею одной в старом отеле. «ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» – ее хоровод мыслей, ее мечта, которая медленно терпит крушение и героиня вместе с ее событиями погружает себя и вымышленных персонажей, которых она создает в надежде спасти свою мечту, в кромешный ад. Персонажи обоих фильмов «47» и «On high in blue tomor­rows» создаются не на пустом месте – они воплощение представлений женщины об идеальной жизни и браке. Где-то в реальности у нее есть ревнивый муж, который вот-вот узнает об ее измене, и это пугает ее, так как она полагает, что за измену муж убьет ее. Любовник бросает ее (возможно, в прошлом она была проституткой и он узнает об этом, возможно и нет, он просто называет ее шлюхой, чтобы отделаться и окончательно расстаться с ней, это неважно). Мотив бросающего любовника создает в воображении женщины другого, идеального и доброго, с которым у нее будет светлое будущее (отсюда и название фильма «On high in blue tomor­rows»), но этот любовник все равно с каждым разом либо гибнет, либо бросает ее. Упомянутая фраза «шлюха» разрастается во внутреннем мире женщины до катастрофических размеров – ее чувства к любовнику звучат из уст проституток, которые заполоняют ее уютное семейное гнездышко, в монологе у мистера К. она представляет себя полным убожеством и алкоголичкой, отдающейся мужчинам за пару рюмок выпивки, а смерть возмездие она находит среди подобных ей бомжей и шлюх.

Мотив идеального любовника и угрозы-мужа в фильме проходит постоянную трансформацию. В надежде обрести наконец долгожданное счастье героиня плодит в воображении все новых и новых персонажей. Но с каждым из них у нее так и не будет счастья.

Цепочка любовников в итоге обретает такие очертания: польский мужчина с усами->Пиотрек – муж Сью Блю -> Билли Сайд. -> Пиотрек – муж Никки Грейс -> Дэвон Берг. Заметим, что первый любовник гибнет в следствии раскрытия факта измены, его убивают или его жена или Фантом, но он тут же появляется в мире Сью Блю как ее муж (долгожданная свадьба все-таки происходит). Однако счастье, которого так ждала героиня нет, и вот уже любовник, поменявший свой статус на мужа, сам становится мужем-угрозой. Он плохо обращается с героиней, вечно недоволен и это заставляет ее искать нового любовника (Билли Сайда), а, когда тот бросает героиню, то моментально трансформируется в полностью идентичного актера Дэвона Берга (что немаловажно, в последней инкарнации герой уже не обременен узами брака). Пиотрек Крол в новом статусе мужа при этом практически полностью сливается с Фантомом, который обладал этим статусом до него, вплоть до манер поведения и приступов ярости (см. сцену избиения героини, пункты 41 и 73, которая в обоих фильмах является зеркально-повторяющейся).

Сказки-притчи и прочие ключи

Мотив повторения повторения – один из главных в фильме. В фильме все постоянно повторяется: от пластинки, передающей ретрансляцию радиопостановки до событий двух фильмов, один из которых перевоспроизводит события другого. В мире героини из отеля каждая вещь находит свой двойник-отражение, она расцепляет героев на составляющие добра и зла и снова соединяет их вместе. Раздваивается Сью Блю – героиня «On high in blue tomor­rows», представляющая себя то ухоженной домохозяйкой, то грязным избитым существом, раздваивается ее муж Пиотрек, поначалу жестокий и деспотичный, но впоследствии по велению реальной героини отправляющийся искать и убивать Фантома в Польше. Проходя через двери с надписью «Axon N.» героиня, по словам странной посетительницы Никки Грейс, создает злых зеркальных двойников, каждый из которых она сама, но лишь наполовину, а потом точно также объединяет их воедино. Ее цель – обретение счастья (пресловутый «дворец» в конце притчи), которое от нее постоянно ускользает. Путешествуя по мирам фильмов сначала в виде польской девушки, потом Сью Блю и Никки Грейс она не в силах изменить реальное положение дел. Именно поэтому в фильме и появляется четвертая героиня ее подсознания – Потерявшаяся девушка, вынужденная бездейственно наблюдать за всеми событиями и лишь плакать от бессилия. Но именно она в конце обретает долгожданное счастье, так как является последним оплотом реальной героини на достижение мечты.

Некоторые события «ИМПЕРИИ» выходят за рамки двух действующих в нем фильмов и их съемок и наиболее приближены к миру реальной героини. Это:

- польский язык. Так как главная героиня говорит по-польски, это первый мир, который рождает ее воображение – город Лодзь и та улица, где находится настоящий отель. Это место как бы объединяет все другие сюжетные пласты. Лестница, ведущая в коридор отеля находится сразу в нескольких измерениях: на ней совершается убийство жены любовника польской девушки, она же ведет и в кабинет мистера К. в событиях «On high in blue tomor­rows». Герои фильма «47» говорят по-польски, но польский язык и Польша прорывается не только в «On high in blue tomor­rows», но и в реальность Никки Грейс (ее муж поляк и принимает польских гостей в пункте 19).

- притча странной посетительницы Никки Грейс. Притча указывает не только на время действия событий, но и объясняет теорию двойников-персонажей, которых создает героиня. С приходом посетительницы пласт с Никки Грейс превращается в замкнутый круг, где она в итоге встречается со своим альтер-эго.

- монолог Сью Блю у мистера К. Этот монолог – последствие отчаявшейся женщины, которая уже не верит ни в мужчин, ни в их добрые побуждения. Героиня деградирует Сью Блю до грязного нищенского существования, приближая ее к своему пониманию слова «шлюха», которым наградил ее любовник. Она матерится и легко расправляется с мужчинами, каждый из которых теперь представляет потенциальную угрозу. Также немаловажна часть монолога про состояние-кинотеатр, в ней героиня наиболее приближается к пониманию происходящего с ней.

- мысли-проститутки. Еще одно виртуальное воплощение слова «шлюха». Они вечная компания как Сью Блю, так и польской девушки, смеются над ней, издеваются, передают ее мысли и опасения. От них не избавиться до самого конца фильма.

- яркий свет. На протяжении всего фильма нам постоянно дают понять, что происходящее перед нами – трансляция с проектора в кинозале (зрителю даже виден его объектив). Все другие источники света (солнце, софиты) светят точно также – ярко, прямо в лицо, камера намеренно выбирает подобные ракурсы и подолгу задерживается на них.

- Фантом/Спазм. Этот персонаж, как и персонаж Никки Грейс/Сью Блю на протяжении всего фильма обладает способностью путешествовать между сюжетными пластами (не путайте его с Фантомом, который участвует в фильме «47»). Облаченный в образ Фантома страх перед возмездием со стороны мужа не знает преград, он появляется и в мире Никки Грейс и в мире Сью Блю, он чем-то похож на Пиотрека Крола, но в финале, когда героиня Никки/Сью осознает иллюзорность сознанных ею миров и уже свободно путешествует среди них, он обретает свою истинную форму. Не даром после попыток убить его Никки/Сью терпит поражение и видит в Фантоме свой собственный искаженный образ. После смерти Фантом точно также теряет свое собственное лицо, обезличиваясь, так как главная героиня – реальная девушка – понимает, что этот пугающий образ создала она сама.

- кролики. «Кролики» в контексте «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» совсем не то, чем они были в обычном сериале. Складывается впечатление, что они своеобразные друзья и помощники героев мира девушки, способные точно также путешествовать между сюжетными пластами и обретать в них человеческое обличье. Они в частности обретают обличье Янека, мистера К. и трех поляков, которые помогают Пиотреку найти Фантома и дают оружие, способное убить его. За окном комнаты кроликов находится коридор отеля, в котором прячется Потерявшаяся девушка. И наконец номер двери кроликов «47» – тот же самый, что и у названия фильма, по которому снимается ремейк «On high in blue tomor­rows».

Счастливый финал

Финал «ВНУТРЕННЕЙ ИМПЕРИИ» неизвестен. Осознав все свои воплощенные страхи и сомнения, главная героиня должно быть одевается и уходит из отеля. Потерявшаяся девушка, освобожденная благодаря стараниям Никки/Сью, переходит жить в декорации фильма «On high in blue tomor­rows», где ее муж Пиотрек – не злодей, а хороший и добрый человек и обретает таким образом счастье. Никки Грейс, пройдя через все круги ада отчаянья и сомнений реальной героини возвращается туда откуда и начинала – в свой дом в Голливуде, видимо начинать все сначала, но теперь с успешным концом. Не зря же в финале звучит жизнеутверждающая песня, а сама героиня выглядит умиротворенной и счастливой.

Оригинал: https://xumen.livejournal.com

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: