Леонор Фини (30.08.1908 – 18.01.1996)

Живопись её привлекла, как говорят, из-за опыта погружения в темноту, когда краски, формы и визуальные образы были отсечены из физического зрительного восприятия и вытеснены в зрение мысленное: из-за заболевания глаз девушке-подростку пришлось носить повязку. Зрение восстановилось, она стала рисовать. Была фактически самоучкой, анатомию изучала по трупам в местном морге, а теорию композиции – по книгам дяди и работам старых мастеров в музеях.

Леонор Фини – одна из наиболее значимых женщин-художников середины двадцатого века. Её имя для многих находится где-то там – в созвездии Леоноры Каррингтон, Доротеи Таннинг, Фриды Кало и Ремедиос Варо. Она редко упоминается в истории сюрреалистов – возможно из-за сопротивления авторитарности, мизогинии и гомофобии Бретона. Макс Эрнст подписал ей свою книгу роман-коллаж словами: «Чем больше я о ней думаю, тем больше я забываю дьявола».

Она родилась в Аргентине, её отец был потомком эмигрантов из России, а мать – итальянкой. Когда родители развелись, Леонор с матерью переехали в Триест, в Италию, где в круг общения её семьи входили поэты, драматурги и писатели, в том числе – Джеймс Джойс. Начав занятия живописью в Триесте, Леонор затем в 1925 году переезжает в Милан, а потом – в 1931‑м – в Париж, где знакомится с кругом сюрреалистов. С Эрнстом после краткого периода страсти и секса они становятся нежными друзьями, и эта нежная дружба в дальнейшем распространяется и на Леонору Каррингтон. Фини гостит у Эрнста и Каррингтон в их доме на юге Франции в Saint-Mar­tin d’Ardeche, пишет её портрет, потом они ссорятся из-за Тристана Тцары и Фини соскабливает портрет Каррингтон ножом. Их примиряют друзья и арест Эрнста, они обмениваются письмами, из которых сквозит настоящая преданность и непритворное товарищество. Фини становится героиней историй Каррингтон, а Каррингтон – героиней картин Фини. Уже в пожилом возрасте они вспоминают друг о друге с нежностью.

Именно Эрнст вводит Леонор Фини в парижский круг сюрреалистов, в котором она тут же выделяется особо эпатажным поведением, например, приходит на встречу с художниками в алой мантии католического кардинала. Она общается с Полем Элюаром, Сальвадором Дали, Мэн Рэйем, а Бретона терпеть не может, считая мизогином. Она выставляется с сюрреалистами – с Де Кирико, Дали, Эрнстом, Танги, но сама себя сюрреалистом не считает. Её приглашают в Америку, где она знакомится с американскими сюрреалистами. Она курирует выставку сюрреалистической мебели в Париже. Тексты к её выставочным каталогам пишет Жан Кокто, она дружит с Жоржем Батаем и Андре де Мандьяргом, пишет портреты Жана Жене, Анны Маньяни, Марго Фонтейн, Лучино Висконти, Мерет Оппенгейм. Она занимается дизайном для театра, оперы и кино. Ей посвящает стихи Поль Элюар, её фотографирует Ли Миллер. Её работы выставляются в крупнейших музеях. Она иллюстрирует, Бодлера, де Нерваля, Шекспира, Де Сада, По, Верлена и эротическую «Историю О».

Её картины – это сон, магия и страсть. Леонор не считает себя лесбиянкой, при этом признает, что у нее был опыт с женщинами. Она выходит замуж, разводится, потом в 1941 году влюбляется в итальянского графа, служившего консулом в Монако, уезжает с ним в Италию. Из-за неё граф бросает дипломатию и становится художником и очень интересным – Станислао Лепри. Она проживет с ним около 40 лет – с ним, с огромным количеством кошек и со вторым своим любовником – Константием Еленским, который появляется в её жизни в 1951 году. Кот (как она его называет) происходит из шляхтичей, но говорят, что он незаконнорожденный сын итальянского графа Сфорца. Станислао, Константий и Леонор они начинают жить вместе в атмосфере удивительной нежности и понимания. Это именно любовь, а не секс втроем. Константий работает переводчиком (он полиглот) и журналистом, организовывает выставки Фини. Они удивительно хорошо уживаются. А еще с ними живут около 20 кошек. Эти трое не умрут в один день, но будут похоронены в одном склепе.

Если Каррингтон себя ассоциировала с лошадью и гиеной, то Фини ассоциирует себя с кошкой и со сфинксом. Её картины полны кошек, женщин со взглядом сфинкса, фаллосов, нежных мужских тел, цветков клитора и любви.

Алена Крумгольд.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: