THE OWLS ARE NOT WHAT THEY SEEM: David Lynch Tribute Remixes

Звуки из комнаты с красными занавесками

Посмотрел, наконец, «Внутреннюю империю» Линча. Такое ощущение, что Линч уже давно снимает один и тот же фильм. У него есть общая идея и каждый раз он пытается посмотреть на нее с разных углов. Ну и открывая каждый раз все новые и новые нюансы. В качестве разминки у него был «Синий бархат», потом идея уже начала оформляться и появились «Твин Пикс» и «Огонь, иди со мной», ну а потом уже «Шоссе в никуда», «Малхоланд драйв» и «Внутренняя империя». Мне кажется, что если не посмотреть один из них, то и остальные не будут до конца поняты. И после «Внутренней империи» открываются некоторые дополнительные смыслы и в «Синем бархате» и в «Твин Пиксе». Но наверное будет и еще фильм, после которого ко всем предыдущим прибавится еще какой-то кусочек. Хотел написать, что это все похоже на мозаику или пазл – но нет, в мозаике картина появляется только когда сложены все части, а здесь картина видна уже сразу, но при добавлении следующей части появляется новая картина.

Дмитрий Толмацкий.

Пост в ЖЖ _dmt_ от  десятого декабря 2007-го года.

Он пришёл к нам, успешно замаскировавшись. Под видом детективного сериала. Наверняка кто-то из зрителей тогда уже знал, кто такой Линч, даже смотрел «Синий Бархат» и «Голову Ластик», рынок пиратских вхс был бесконечен и непредсказуем. Но большинство из нас слепо пошли в ловушку, привлечённые красивой музыкой и детективным сюжетом. Никогда не забуду момент, когда в комнате появилась белая лошадь и стало понятно что происходит нечто неправильное. Другое. Эта неправильность привлекала, весь мир тогда был неправильным. Чёрный Вигвам, о котором мы ещё не знали что это в оригинале Ложа, начинался прямо за порогом дома и проникал в него с сумерками. Финал, в котором Купера пожрала тьма, мы смотрели в полном шоке. Это было уже совсем неправильно. Неожиданно. Но неизбежно.

Этот триумф зла, при всей своей внезапности, очень совпал с временем показа. С самим ощущением от девяносто третьего года за окном. Лично я не мог осознать то, что увидел, мне тогда было всего одиннадцать. Только такой опыт и без понимания остаётся в памяти как бомба с часовым механизмом, ожидая подходящего момента для взрыва воспоминания / ассоциации. Мне кажется, что у определённого процента моего поколения был схожий опыт. Возможно отсюда и постсоветский культ Линча, с явной гиперболизацией, вроде пафосных текстов о Чёрном Будде. В определённый момент этот культ начал раздражать. У Линча, безусловно, много хороших фильмов, включая отличные «Бабушка» и «Голова-Ластик». Но в большинстве случаев эти фильмы, при всей их талантливости, разочаровывали, так как я больше не переживал то ощущение шока от столкновения с чем-то совершенно новым. Стиль и приёмы Линча уже были вполне привычны, если не учитывать чудовищную «Дюну» и реально неожиданную «Простую Историю». При всём уважении к «Внутренней Империи» я всё таки предпочитаю «Celine et Julie vont en bateau» Риветта, затрагивающий схожие темы, но на совершенно ином уровне.

Я сделал это небольшое отступление что-бы объяснить, почему я пропустил первую компиляцию «NOW IT’S DARK: David Lynch Trib­ute». Её собрал мой хороший и очень старый с сетевой друг,основатель лейбла kult­FRONT, но я увидел фамилию Линч в заголовке и пролистал,  не вчитываясь в прес-релиз и список участников. Если бы вчитался, то понял бы, что сама идея сборника родилась из старого трека «Sal Solaris» с семплами из «Огонь, Иди Со Мной». Что ещё важнее – в первом варианте сборника успел поучаствовать Дмитрий Толмацкий, важнейший для меня человек, чья ранняя смерть была для меня настоящей трагедией. Каждая его запись, изданная после смерти, по умолчанию является для меня сокровищем. Дмитрий был не только музыкантом с энциклопедическими познаниями в истории самых различных жанров. Он ещё был настоящим синефилом, прекрасно понимавшим как авторское, так и эксплуатационное кино. Незадолго до смерти он увлёкся идеей переводить новые фильмы и успел закончить субтитры к поздним фильмам Роллена, Маринша и Минору Кавасаки. Приведённая выше цитата показывает, что он прекрасно разбирался и в Линче.

Забавно, но первый вариант сборника, ещё в те годы, фактически провалился, поскольку потенциальные участники не проявили энтузиазм. В 2008-ом только Tsaraas, DMT и Bar­dose­net­ic­cube записали по треку, получился минирелиз, выложенный в сеть только в через четыре года, в 2012-ом. Не думаю, что это связано с всеобщим скептицизмом к творчеству Линча, но совпадение любопытное.

Полноценный сборник 2016-го года не был посвящён конкретному фильму или сериалу. Каждый участник вдохновлялся тем, что ему ближе. «Шоссе в Никуда», «Голова Ластик», даже ненавистная мне «Дюна» привела к появлению хорошей композиции про спайс. Больше всего мне понравился трек Толмацкого, но я понимаю, что пристрастен. Остальные участники выложились по полной и у меня нет причин всерьёз их критиковать.

Новый альбом является набором ремиксов на предыдущую часть. Реально большой, издано два полноценных диска. Разумеется, изначальный концепт не изменился, ремиксы тоже посвящены разным аспектам творчества Линча. Ремиксов много и они разнообразны. Начиная от минималистического техно и заканчивая внезапным появлением «Maj­danek Waltz» с композицией в их классическом стиле, с женским голосом читающим стихи. В выходных данных указаны Блок и Пруст. Стихи и композиция хорошие, но несколько неожиданные в контексте сборника.

Сам куратор сборника объяснил, почему он искренне горд этим проектом. Во первых, это музыкальный трибьют на Линча как гениального музыканта и композитора, автора  минималистических сольников. Во вторых — ему было важно совместить на одном диске разные сцены, от техно до дарк-джаза. Отсюда и размер альбома ремиксов. Два с половиной часа разнообразных звуков, можно фильм снимать. И ещё останется. Ну и отличное оформление от поддержавших проект американских художников. Криса Марса на первом и Баррета Биггерса на втором. Фактически это первый «музыкальный проект» сайта welcometotwinpeaks.com – главного фанатского паблика в сети. Международный, но с российскими музыкантами.

Если сравнивать два альбома, то первый мне больше понравился за счёт своей компактности и цельности, однако мне кажется ошибочным разделять их. Это одно произведение растянутое на несколько лет. Как сериал, к третьему сезону которого приурочен выход альбома ремиксов. Планировался выйти к началу, но в итоге издан в середине сезона. По иронии судьбы выбранная заранее дата релиза оказалась на следующий день после указанной в восьмой серии годовщины прихода в мир Боба.

Это важный аспект, диск вышел очень вовремя. Третий сезон сделал для меня лично то, с чем не справились «Огонь, Иди со Мной», «Малхоланд Драйв» и «Внутренняя Империя». Вернул девяносто второй. Хотя я заранее знал что восьмая серия несколько необычна и даже прочитал несколько спойлеров – всё равно, сорокаминутный трип снова оказал полузабытое воздействие. Конечно, у Линча ещё хватает времени всё испортить, но уже по первой половине сезона ясно – оптимальным форматом для его идей является телесериал. Ему необходимо иметь пять минут экранного времени на показ подметания пола или покраски лопат в золотой цвет. Отсутствие такой возможности в поздних фильмах и порождало тот раздражающий эффект одновременной растянутости и недосказанности. Только «Шоссе в Никуда» более-менее избежало этой ловушки. Зато первые два сезона, при всех проблемах с продюсерами, этого ресурса – времени, хватало. В середине второго сезона его даже было слишком много. Возможно прямо сейчас некий подросток пересматривает по кругу восьмую серию и в нём рождается тоже преклонение перед Линчем, которое было в нас десятилетия назад.

Очень хороший и своевременный альбом. Уже жду третьего сезона, простите, сборника. Надеюсь не придётся ждать двадцать пять лет.

Раймонд Крумгольд

Альбом не случайно выходит в момент показа продолжения культовой ленты «Twin Peaks». «Огоньку? » – вопрошает герой фильма повторяющимся семплом из бархатной бездны тьмы. Один из ответов внутри «The Owls Are Not What They Seem: David Lynch Trib­ute Remix­es».

Проект был поддержан известным ресурсом, посвящённым изучению творчества Дэвида Линча – welcometotwinpeaks.com, художниками Chris Mars (chrismarspublishing.com) и Bar­rett Big­gers (studiomuku.com).

Рецензия от Roman KLMN (https://t.me/furherring):

«Если Красная комната – это ад, то добро пожаловать. Герметичная коллекция треков, ремиксов и ремиксов на ремиксы. Лабиринт, зазеркаленный сам на себя. Череда портьер, за которыми сидят неинтерпретируемые фигуры. Водитель мистической маршуртки, пересекающей МКАД. Агент Купер, озверевший и опустившийся. Бесконечная дурнота. Весь сжимается и прислушивается к смягченному занавесками, нереальному шуму. Пробует заигрывать и заговаривает с фигурами, издавая ртом электрические искры. Попытка засчитана, хотя и бесполезна. Красная комната остается нерасколдованной».

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: