Особенности и проблемы восприятия музыкального произведения

Введение

В 2009 году у меня появилась возможность выступить с докладом на конференции звукорежиссеров ГИТРа. Я рассказывал про музыкальное явление «lo-fi» и о том, какой разной может быть музыка. Основной целью доклада было поведать о неизвестном стиле, приеме – дать возможность слушателю обратить внимание на вещи, которые раньше не были заметны.

Мой доклад сопровождался музыкальными иллюстрациями различных стилей с использованием lo-fi приема. По окончанию мне стали задавать вопросы: «Вы действительно считаете это музыкой?» Вопрос касался песни дуэта CocoRosie, записанной в домашней обстановке со звуками детских игрушек и позвякиванием стаканов. Я ответил, что, конечно, это музыка и у всех разные пристрастия, поэтому не стоит осуждать или умалять то, что тебе не понятно.

После конференции я серьезно задумался над этим вопросом, ведь вокруг все происходит ровным счетом наоборот: большинство людей не слышат и не хотят «слышать», то, что дальше их собственного носа. Среди моих знакомых есть те, кто является поклонником The Bea­t­les всю свою жизнь, не впуская в себя ничего другого, и те, кто слушает по 6 новых альбомов в день, свободно плавая в буре музыкальных стилей. Почему так? Меня увлекла тема разнообразия вкусов людей и их природа – различия в восприятии музыкального произведения.

Я решил выявить основные способы воздействия музыкального произведения на человека и под лупой рассмотреть его состав, чтобы выявить общие выразительные средства и другие элементы, представив их в виде наглядной таблицы.

Самое интересное, что в музыкальном произведении могут вообще не выражаться некоторые элементы, а другие наоборот – имеют монополию на внимание к себе. Но не каждый человек может их полно воспринять из-за отсутствия интереса, знаний или страха.

Состав современного музыкального произведения

На мой взгляд, в состав любого музыкального произведения входит 9 элементов: Мелодия, Ритм, Саунд, Значение, Тембр, Конструкция, Грув, Текст.
Все элементы – моя фантазия, они дополняют и пропитывают друг друга. Все вместе – одно целое. Я дам определение каждой детали, но и это будет условность, так как основная задача – показать разнообразность музыкальных стилей.
Под мелодией подразумевается организация звуков во времени, их сочетание, гармония и фактура. Все, что так приятно нашему уху и первым «бросается в глаза».
Ритм держит и направляет все остальное. Гуляющий или ровный каркас. Песенный скелет.
Саунд – оформление звуковой картины. Эмбиенция, которая создается в основном руками звукорежиссера и головой продюсера.
Контекст – история и биография музыканта, его принципы и философия. Эти детали неразрывно сопровождают произведение и влияют на его восприятие.
Тембр – музыкальная ткань, текстура. Главная составляющая минималистичной музыки или восточного фольклора. Детали, из которых состоят звуки, и их комбинации, тембр – элемент для разглядывания «под лупой».
Конструкция трека – его архитектура. Конструкция может включать в себя одновременно и саунд и ритм и мелодические пассажи, отвечая за их непредсказуемость развития или, наоборот, за его фундаментальность.
Грув – драйв, жизнь. Грув не имеет точного определения. Это могут быть и различные ритмические сбивки и фанковый бас. Несмотря на то, что он растворяется сразу в нескольких элементах, грув важно выделить, так как он зачастую проявляется во многих тривиальных треках.
Текст – это лирика. Смысловая составляющая. Основа «русского рока», бардовской песни или рэпа, так как именно на ней держатся эти направления, и музыка играет роль лишь окутывающей упаковки.

Каждый музыкальный стиль имеет множество разнообразных ответвлений в разные периоды своего развития, но в данном разделе я беру наиболее общие представления музыкальных направлений.

Для меня очевидно, что главными элементами в хип-хоп музыке будет текст и бас-барабан, под которые вещает чернокожий оратор. Имидж очень важен, репутация прямо пропорциональна количеству золотых украшений у него на шее.
Панк – прежде всего философия жизни. Маргинальная агрессивность. Протест и пафос. Социальный контекст присущ любому панк-движению в восприятии любого слушателя, даже не разбирающегося в этих грязных дилетантах.
Популярная классическая музыка, оправдывая свою популярность, всегда отличалась мелодичностью. Кого мы слышим в магазинных бакалеях и на мобильных телефонах?

«Оркестровая академическая музыка» – уже после этих слов понимаешь масштабы и значимость этого недавно элитарного, а ныне субкультурного музыкального направления.
Поп-музыка, в большинстве своем, кроме мелодии и талантливого менеджмента, ничего в себе не содержит. Важен парфюмерный саунд, без которого не получится рентабельного продукта.

Дискотеки – как библиотеки. «Почитал – положи на полку». «Оторвался» – иди домой. Ни о каком имидже и прочих значениях вместе с текстом не может быть и речи, а вот ритм и грув – части, без которых невозможно представить любое техно или хаус. Говоря об IDM (intel­li­gent dance music), необходимо выделить конструкцию трека, так как именно конструкция делает его intel­li­gent (умная – англ.).
Если мы будем говорить о восточной музыке (индийская рага, например), то для нее как раз характерен – тембр. Монотонная для европейцев мелодия – является для индийца красивейшей медитативной концентрацией, где тон смещается на несколько герц в час.
Джаз в силу своей импровизационности и неустойчивости выдвигает на первый план грув и свою непредсказуемую конструкцию.
В зависимости от музыкального стиля определенные элементы проявляются больше остальных. Ниже, в таблице, я покажу, в каких пропорциях располагаются элементы, распределив оценки значимости для каждого стиля. Для одного стиля разные элементы не могут иметь равное значение.

Способы восприятия музыкального произведения.

Основной идеей предыдущего анализа было представление музыкального произведения в виде сферы, которая включает в себя не только консонансные переливы, так приятные нашему уху, но еще и контекст, личность исполнителя, структуру трека и даже настроение самого слушателя в момент прослушивания. Все это имеет колоссальное значение для восприятия. И каждый раз оно будет уникальным.

Важно осознавать, из чего состоит твой переживаемый опыт. Важно знать весь инструментарий, которым обладает музыка и ваша собственная питательная система, ее впускающая, потому что при таком варианте вы сами становитесь художником, осознанно выбирая наиболее интересный слой, форму, элемент песни и каждый раз заново открывая для себя музыкальный трек.


Но, к сожалению, чтобы стать художником, нужно преодолеть 2 препятствия:

Мелодия

Каждый человек набирает в свою вкусовую «корзину» вышеупомянутые музыкальные частицы. (Здесь и далее по тексту я касаюсь людей заинтересованных в музыке – активных слушателей.) Меломан впитывает неосознанно папин рок, мамино диско или русский рок старшего брата. Или уже осознанно, скачивая и покупая новые альбомы, следя за новинками своих музыкальных пристрастий. И у каждого в голове бетонируется особенное соотношение элементов, без дальнейшего развития и гибкости, оставляя некоторые детали в тени. Люди находятся в своей тарелке, вкусе, и вкус этот боится нового, не понимает другого и плюется от третьего. Люди просто самоограничиваются. Справедливо заметить, что подобные ограничения зависят, отнюдь, не только от степени развития элементов, часто это обуславливается средой общения, культурой и прочими внешними факторами. Но выбор, что слушать, в итоге, делает сам слушатель.
Задайте себе вопрос – почему вам не нравятся тяжелые риффы или речитатив? Почему так раздражает гроулинг или скучна опера? «Не в моем вкусе» – ответите вы.

Но есть же люди, которые слушают другие «странные и непонятные» стили, и не все они с музыкальным образованием, не все они музыкальные критики и звукорежиссеры. А самое «страшное», что есть люди, которые слушают вообще всё без предрассудков и ограничений.

Я попросил 18 человек с совершенно разными взглядами рассказать о своей любимой и нелюбимой музыке и попытаться охарактеризовать ее с помощью элементов. Я прочитал достаточный объем очень интересных мнений и мыслей, но важная деталь этого опроса заключалась в одном единственном элементе, который набрал почти 98% по степени важности среди всех респондентов. Это мелодия.
Мелодия – самое эгоцентричное проявление музыки. Именно мелодия мешает заглянуть дальше наших ограниченных эстетических рамок. Мелодия – это то, что мы всегда ищем и всегда получаем с легкостью – распрекрасные комбинации нот и аккордов.
«Я продолжаю считать самой большой ошибкой в восприятии музыки желание расслышать и оценить именно мелодию, то есть испытать её на прилипание к своей душе: как она? хорошо липнет или нет?» — пишет музыкальный критик Андрей Горохов.

Чтобы распробовать мелодию, не нужно прилагать совершенно никаких усилий. Твои уши все сделают за тебя. На этом держится все музыкальные концерны и студии грамзаписи, на этом зарабатывают огромные деньги продюсеры и музменеджмент уже почти сто лет.

«Запасть на мелодию проще простого, мелодия очень хорошо внутри себя склеена. Даже не на мелодию, а на движение сильного голоса, обладающего выразительной интонацией. Восприятие воспринимает все сразу, мелодия встроена в саунд, как кости встроены в кисть руки. Мелодический ход настолько сильно притягивает к себе внимание, что фактически убивает все остальное. 

Интересно то, что происходит с мелодией, как она исчезает, как она ломается, как она расползается, распадается на части и собирается вновь, как под нее подкладывается другая мелодия. Мелодия идет по кругу, но не повторяется буквально. Вся игра построена на том, что наше восприятие стремится каждый раз съесть мелодию, а нам это то дают, то не дают. Вот мы и слушаем, развесив уши. Потому слушать надо не сами мелодии, не бит, даже не саунд, а то, что происходит с мелодиями, битом и саундом: стратегии наращивания и варьирования музыкальной плотности». 

Не стоит делать из мелодии страшную провокацию, а стоит использовать ее как мостик к другим элементам и формам музыкальной истории. Это очень важно понимать. Для меня самые гениальные произведения – те, в которых удается удержать баланс между мелодикой и новаторством остальных элементов.
Мелодия – это внешний вид человека. Привлекательность, красота, фигура. Именно поэтому нам достаточно послушать мелодичную поп-песню несколько раз, чтобы насытиться ей, ведь с человеком пустым внутри неинтересно.

Второе препятствие – гораздо сложнее мелодии.
Для его определения нам поможет книга известного философа, психолога и ученого современности Роберта Антона Уилсона «Квантовая психология». Я выделил важный момент, где Уилсон рассказывает о достижениях психологии в области личности человека.

В каждом из нас находятся несколько «личностей» или «Я», которые проявляются в зависимости от ситуаций, скажем «…“я”, которое усиленно трудится, кажется отличным от “я”, которое страстно и с наслаждением занимается любовью, а третье “я”, которое иногда выходит из себя по незначительным поводам, кажется третьей личностью, и т. д. И в этом нет ничего метафизического, так как даже энцефалограммы позволяют это зафиксировать…». «…Отдельные “личности”, или информационные системы, сущeствyющиe в обычном человеке, делятся на четыре основные группы».

Нас интересует только первая группа.
«Оральная система биовыживания. Эта система, похоже, содержит в себе импринты и кондиционирование, относящиеся к 1 раннему детству, а также основанный на них последующий опыт.»
Начиная с Адорно (1940‑е годы), психологи, обследующие большие группы (например, первокурсников), постоянно отмечают связь между отвращением к “иностранной” или “экзотической” пище и “фашистским” типом личности. Это, по-видимому, свидетельствует о существовании целого поведенческо-понятийного комплекса: “отвращение к новой пище — неприятие “радикальных” идей — расизм — национализм — сексизм — ксенофобия — консерватизм — фашистские идеологии”. Этот кластер составляет хорошо известный F‑диапазон (F означает фашизм).

Если в личности можно выделить более двух упомянутых черт, с большой вероятностью можно предсказать появление всех остальных.
Вероятно, это обусловлено наличием неофобического импринта в системе биовыживания. Те, у кого он присутствует, чувствуют себя все в большей опасности по мере удаления от Мамочки и “домашней пищи”. И наоборот — у тех, кто любит экспериментировать с незнакомыми и экзотическими блюдами, присутствует неофилический импринт, который определяет их стремление исследовать мир во всех его проявлениях — путешествовать, переезжать из городами в город и из страны в страну, изучать новое, “играть” с идеями, — а не строго придерживаться какой-либо одной статичной модели мира.
На этом младенческом этапе развития мозга у некоторых людей, похоже, возникает импринт типа “Мамочка, забери меня домой” или противоположный, подталкивающий к поиску и изучению нового, импринт типа “Посмотрим, что там, за горой”, однако у большинства из нас, по закону нормального распределения, появляется импринт, находящийся где-то между этими двумя крайностями — в чем-то консервативный, в чем-то новаторский.»

Значение ширины инструментария восприятия

Второе препятствие – это неофобия. Боязнь всего нового.
Это вполне логично. Мало из нас, кто любит переезжать, менять работу и стиль жизни. Более того, наш мозг устроен так, что он автоматически запоминает регулярные состояния, дабы потом было легче их воспроизводить с меньшими затратами (обратная дорога всегда кажется короче). Мозг обладает уникальным свойством считать себя уникальным и знающим все на свете. Из всего, что происходит вокруг нас, он выбирает только те кусочки паззла, которые подходят для его мозаики, остальные выбрасывает как ненужные. Именно поэтому он так не любит перемен. Ведь нужно думать, меняться, развиваться!
Подобное явление характерно и для музыкальных субкультур, главным препятствием которых является сложность ухода от привычного образа жизни к новому и «страшному».
Самое несправедливое, что в большинстве случаев человеку свойственно оттолкнуть новое, даже образно его не приняв. Из-за подобной цензуры складываются необъективные и предвзятые суждения и, как следствие, конфликты. В подобной системе теряется подлинность. Мы лишаем себя истины и чистого восприятия, вместо которых впускаем шум предубеждений и стереотипов.
Здесь для меня очевидная связь между шириной восприятия музыки и восприятия мира. Интересно научиться принимать другие взгляды кроме своего некогда единственно правильного. Ведь расширение восприятия даст возможность объективнее смотреть на себя. Воспринимая новое, человек получает информацию, развивается, думает. Он делает объективный выбор, исходя из собственных рассуждений и оценки. Действительно важно понимать, что в мире нет ничего определенного и единственно правильного, поэтому современный прогрессивный человек должен иметь возможность смотреть на вещи с разных сторон.
Упомянутые музыкальные элементы тоже являются способом взглянуть по-новому на привычные вещи. Расширяя свой вкус, музыка звучит не только саундтреком к жизни и имиджу, а также вдохновением. А вдохновение и творчество, пожалуй, – главные вещи в жизни.

© Антон Сергеев, 2010

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: