Карта — не территория, %username%

Мы подумали, что выкладываем тут неистового Ф. К. Дика, а ведь кто-то азов не знает про окружающий (и плотно сжимающий кольцо) мир.

I

То, что ты думаешь, что видишь, — это твоя иллюзия. Вокруг тебя стоят сотни фнордов, они ржут и тычут в тебя пальцами — они просто знают, как себя вести.

Давай, ком цу мир, разберёмся.

Чувак, чувиха, дискордианец, сочувствующий — ты должен помнить со школьной скамьи, что твои глаза работают по самому примитивному оптическому принципу — по типу камеры-обскуры. То есть, смотри картинку, — видят мир перевёрнутым.

Лишь благодаря твоему весьма гибкому серому веществу ты видишь мир не кверху тормашками — мозг адаптируется к такому видению в течение самое большее месяца.

Окей, %user­name%, ты провафлил перевёрнутый мир. Но это только начало.

Продолжаем смотреть в человеческий глаз: если ты сможешь рассмотреть глазное дно, не войдя в противоречие с действующим законодательством и этическими нормами, — то ты увидишь, что на дне есть бальшое такое пятно, показывающее плагплейс глазного нерва. А так как этот плагплейс у позвоночных расположен поверх всех колбочек-баночек, то видеть этим куском ты не можешь в принципе. Умные люди это называют Blindspot. Слепое пятно. И оно хехе, весьма немаленькое.

Сравни: Перельман пишет, что скипнутая площадь равна, если глядеть на небо и звёзды, — 120 дискам полной Луны.

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Хе, ну ты согласился, что ты мир уже бессознательно перевернул и выкинул из него нехилый кусок. Только вот это всё школьное знание, из учебников для самое позднее восьмого класса. Давай разбираться глубже.
Чувак, твои зрительные нервы — это не HDMI, не DVI и даже не VGA-кейбл. У них далеко нет такой пропускной способности. Но ты, %user­name%, любишь качать фильмы в Full­HD-качестве, и тебе заметно отличие оного от DivX-рипов для видеосиди конца 90‑х годов, isn’t it?

Секрет этого в одном очень простом факте: в Full­HD ты способен увидеть только 2% зрительного поля, качество остального падает по экспоненте — и на краю зрения ты нормально заметишь только перепады светимости да разве что резкие движения — без оного перка твои предки были бы пожраны ещё задолго до цивилизации и Интернета. И это, хехе, едва ли по типу линзы «рыбий глаз» из-за оптики глаза.

А теперь у тебя появился вопрос, мол, как так, в фуллхд я вижу усё, типа, поле зрения без рыбьего глаза. Ну, в общем, да — это происходит из-за кратких неконтролируемых движений глаз, называемых саккадами.

То бишь твой мозг приводит это к твоему удобоваримому зрению благодаря своим каким-то алгоритмам… Но так как мозгу не особо известен контроль чётности и прочий контроль восстановления, в общем дело это идёт не всегда удобоваримо. %user­name%, ты не сможешь увидеть в зеркале движение собственных глаз.

Так что появился даже термин sac­cadic mask­ing, ну и опять пикча, иллюстрация неудобоваримости. Из-за косячности обработки саккад.

Ну что, %user­name%, убедился в косячности собственного восприятия? Перевёрнутого, не целиком, и в два процента чёткости?

А мы ещё не упомянули чисто психологические косяки обработки типа куба Неккера (причём он переключается у тебя только перед глазами, в воспоминаниях он таким свойством нифига не обладает), известных иллюзий — какой отрезок длиннее — и тепе!

Так что, где ваши фнорды?

 

Куб Неккера. Голубая грань находится впереди или позади куба? А если присмотреться?

II

Сегодня, %user­name%, мы поговорим, как ты понимаешь одно базовое понятие. А точнее, что ты его нихуя не понимаешь, хотя оно одно из самых базовых вообще.

Итак, давай вернёмся в прошлое, на два с половиной тысячелетия назад, к древнему греку по имени Зенон Элейский. Сей Зенон изобрёл несколько логических парадоксов, рекомых апориями. Их четыре, но мы возьмём две — они изумительно друг друга дополняют.

Зенон Элейский

Итак — апория первая, зовущаяся «Ахиллес и черепаха»:

Ахилл бежал, а черепаха
Влекла его к земному краю.
Герой подумал не без страха:
«Я что-то тут не догоняю!»

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Тут можно долго говорить и размышлять, ломать копья, строить системы, говорить об актуальной бесконечности и бесконечности потенциальной — но факт есть факт: наше понимание пространства как «абсолютно делимого нечто» неверно — ибо в таком случае Ахиллес никогда не догонит черепаху — согласны, mes lecteurs?

И постскриптум: не стоит, пожалуйста, показывать мне какой-нибудь сходящийся ряд — мон ами, я попрошу вас показать момент, когда он сойдётся… когда последнее слагаемое придёт в эту сумму.

Ну ладно, хитрющий элекат доказал, что мы не можем понять пространство и время (см. также дихотомию) как абсолютно делимое нечто. Так, может, мы живём в дискретном мире из кусочков?

Но и на эту мысль сей неумный грек ответил апорией «Стрела»:

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

Итак — мы зрим, что в дискретном мире существуют моменты, не связанные с собой друг с другом — ибо они по умолчанию дискретны и отдельны. И таков Универсум, %user­name%.

И как тогда движется стрела?

Так что, друк, два предположения, что мы можем делить мир на мельчайшие части и что не можем, — приводят к большому противоречию… И ты нихуя не понял, а принял просто так, и не думаешь об этом — ты буриданов осёл, который забил на разрешение парадокса и попёр хавать случайный стог.

Где ты живёшь, %user­name%?

2011, Avial

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: