«Убийство священного оленя»
Перелистывая паблик, наткнулись на свои старые рецензии на фильмы представителя greek weird wave Йоргоса Лантимоса «Клык» (педагогическая антиутопия, по настроению — что-то среднее между «Осиной фабрикой» и «Затворником и Шестипалым») и «Лобстер» (этот девятая редакция в комментах вообще одним из лучших фильмов о любви называет — никакого, дескать, псевдобуддизма). И вспомнили про ещё один фильм грека, снятый примерно в том же ключе, который пересматривали год назад, — «Убийство священного оленя» / «The Killing of a Sacred Deer» (2017).
«Успешный кардиохирург Стивен живёт обычной размеренной семейной жизнью с женой Анной и двумя прелестными детьми. Но вскоре спокойствие нарушается призраком из прошлого Стивена, и у одного из его детей без видимой причины отказывают ноги».
«Убийство…» — ещё один тягостный киноэксперимент Лантимоса; не самый сильный в его карьере, почти формалистский, с раздувшейся режиссёрской многозначительностью, голливудскими актёрами и неизменной камерой Тимиоса Бакатакиса. Но всё равно оставляющий очень-очень неуютное послевкусие. Притча — не притча, драма — не драма, триллер — не триллер.
Рассуждая о посыле картины, многие критики вспоминают и про Авраамову дилемму, и про проблему вагонетки; само название фильма (если его правильно по смыслу перевести) отсылает к мифу об Ифигении. Есть более материалистические версии и про то, что вытесняемое чувство стыда делает людей заложниками суеверий, предрассудков, когнитивных искажений — и толкает в дебри иррационального, магического мышления. Болезненная прелесть фильма в том, что в нём не даётся никаких ответов, в том числе и есть ли у героя вообще влияющий хоть на что-то выбор или просто shit happens и воля рока. В центре сюжета воронка самоисполняющегося талиона, но надёжность рассказчика, озвучивающего механизм его работы, вызывает вопросы. Собственно неуют вызывает чувство диссонанса: интуитивно нам понятно, почему на экране происходит то, что происходит, но в обычной жизни мы привыкли, что следствия и причины связаны как-то не так, справедливости нет, иначе это было бы слишком несправедливо, а трагическая «священность» чего-либо не должна познаваться лишь в момент совершения «святотатства» со всеми вытекающими последствиями.
Особенно когда «святотатство» начинается с легкомысленного отношения к предельно прозрачной технике безопасности и потакания своим слабостям.
Скачать можно на rutracker.org; есть раздачи с любым качеством и звуковыми дорожками.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: