Брайону Гайсину 106 лет
Ох, на что богат январь, так это на даты, связанные с катабатическими деятелями – мы даже за всеми не поспеваем. Вот вчера исполнилось бы 106 лет Брайону Гайсину, подарившему Берроузу разрезки, а нам – правильную расстановку акцентов в представлениях о Магии и Законе:
«Ну, идея Закона состоит в том, что внутри Закона каждый чист… [громкий звук полицейских сирен снаружи] и любой, кто не является чистым внутри Закона – аутсайдер… М‑м, преступник… А Маг, для того чтобы действовать, может быть только аутсайдером и преступником и должен находиться вне Закона, иначе его функции находились бы в пределах Закона и, таким образом, этим самым Законом и регулировались бы. Маг претендует на то, что имеет другое, особое разрешение, еще одно и – иное разрешение; он говорит, что оно лучше, более дорогое, более эффективное, какое хотите, но – другое, находящееся вне Закона… Собственно, вся Магия находится вне Закона».
Художник, писатель и мастер магии, чьи методы сегодня доступны каждому, но в свое время сделали Берроуза тем, кем он стал (лишь одним из них был cut-up), изобретатель Машины Сновидений, несравненный Брайон Гайсин почти всю свою жизнь провел в тени. Будучи девятнадцатилетним художником, он должен был участвовать в одной выставке с Дали, Пикассо, Беллмером, Дюшаном, Магриттом – но был исключен лично Бретоном. С тех пор дорога его вела во тьму – космическую темноту, в которой ему было суждено расписаться каллиграфией пламени! И при этом остаться в высшей степени человечным – игривым, сумасбродным, пугливым, восторженным.
Столько лет прошло – но Гайсин не забыт. Прямо сейчас его дело живет в экспериментах с дрим-машиной, отчеты о которых продолжат появляться у нас на сайте:
Если кто-то еще не видел – о Машине Сновидений можно посмотреть документалку «Мерцание» (Flicker) – удивительно, что такой фильм вообще есть, и он прекрасен!
А также короткометражку Джармена «Dream Machine» (1983), состоящую из нескольких коротких виньеток, таких как «Witches Song» (1979), «Broken English» (1979), «Ballad Of Lucy Jordan» (1979), «Pirate Tape» (Derek Jarman, 1983) и «T.G.: Psychic Rally In Heaven» (Derek Jarman, 1981).
Наша статья о его влиянии выходила в третьем Катабазине – и доступна у нас на сайте:
Также мы публиковали у себя целых три перевода интервью с Гайсиным, которые выполнил на коллега ichhantik:
Не так давно всплыли наметки материалов, из которых планировалось делать фильм о Брайоне Гайсине, снятые в его крошечной парижской квартире:
Из архива Пи-Орриджа: часовой материал к документальному фильму о Брайоне Гайсине
Также можно вспомнить о том, как за несколько лет до своей смерти, в 1982 году Брайон Гайсин с помощью импровизированного психоделического саунд-сопровождения устроил нечто среднее между лекцией, чтением священного текста и модерновым камланием, «Brion Gysin – Live in London 1982» (2007).
В честь одной из любимых своих картин, «Self-Portrait Jumping», Гайсин назвал записанный им в самом конце жизни альбом.
Ну и всем советуем историческую дискуссию за гайсиновскую магию!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: