Ибсорат о тоске по ушедшим временам и чудесам
Баллард писал: «Люди говорят, дескать, жизнь коротка. Но на самом деле это совсем не так. На самом деле, жизнь длинна. Достаточно длинна, чтобы сделать гораздо больше, чем большинство людей когда-либо делают. Мы похожи на тех, кто всегда ходит в один и тот же ресторан и всегда заказывает одну и ту же еду. Не прилагая особых усилий, мы все могли бы получить гораздо более богатый и разнообразный, более захватывающий и интересный опыт».
Вдогонку этому. Известна этакая грусть по ушедшим чудесам молодости, ну, «всё вокруг казалось дивным, триста лет тому назад», или вот у великого А.В., более драматично:
Нам восхищенье неизвестно,
нам туго, пасмурно и тесно,
мы друга предаём бесчестно,
и Бог нам не владыка.
Цветок несчастья мы взрастили,
мы нас самим себе простили,
нам, тем, кто как зола остыли,
милей орла гвоздика.
Вот эту тоску по ушедшим временам и чудесам («исчезнувшее вдохновенье теперь приходит на мгновенье») можно услышать от людей – в какие там триста! – и в 40, и в 30, и даже в 20 лет. Иной раз поражаешься – но, чёрт возьми, КАК?
Кто-то рассуждает, дескать, каждый прожитый день отрезает целые кластеры «расходящихся тропок» возможностей, вот и становится пасмурно и тесно на горизонте событий.
А мне кажется, есть и другой фактор. И заключается он в том, что человек-то вроде как растёт и развивается, но при этом как-то останавливается на усвоенном когда-то наборе стимулов-опытов и тасует эти три-четыре карты, давно истрёпанные и засаленные. То время, когда карты были в новинку, он и называет утраченным детством, а ничего другого он почти и не видит – точнее, видит, но не воспринимает всерьёз. При том что у человеческой цивилизации есть мощнейший инструмент для расширения опыта, который может, аки психоделический препарат, любой булыжник сделать полным звёзд, и открыть небеса в бутоне, как рекомендовал Уильям наш Блейк.
Этот инструмент – человеческая культура. В её многообразии. Вся эта удивительная структура, паутина взаимосвязей, весь этот огромный дворец и одновременно набор чертежей, рекомендаций, вариантов, благодаря которым ты сам можешь выстраивать свой мир. Мир, который будет расти и развиваться вместе с тобой, как Идеальный Дворец почтальона Шеваля.
Ты не просто «отсмотрел» фильм, тебе не просто «зашёл» трек – ты увидел взаимосвязи, ассоциации, копнул глубже, дальше, в сторону, приволок в свой дворец пару новых камней, встроил их туда и украсил здесь. Обсудил, подискутировал, а там и ещё что-то засверкало… То же самое относится и к науке, и к мистицизму, и к кулинарии или к искусству одеваться, да и ко всему прочему. Культура, одним словом.
Да и на банальном нейрофизиологическом уровне – мышление гибче, восприятие тоньше, вариантов больше. Вот для этого нужен развитый кругозор, и для этого его стоит развивать дальше, а не только чтобы кидать понты. Это тоже способ прожить тот самый «гораздо более интенсивный опыт», о котором писал Баллард. “The mind is its own place and, in itself can make a heaven of hell or a hell of heaven.»
Оно, конечно, требует усилий – ну, как физкультура – но окупается и даёт обильные плоды. Альтернатива известна всем, и детям – лучше всего, но там как в недавно услышанной аналогии: «Кредит – это как обмочиться зимой. Первые пару минут тепло…».
Уот так уот. Перефразируя известный афоризм, стареешь не потому, что растёшь, а потому, что остаёшься ребёнком.
Впрочем, обо всём этом уже спето и снято классическое «РАНЬШЕ БЫЛО ЛУЧШЕ» НОМа.
P.S. На всякий случай – да, я знаю, что бывает и не так, и бывает физиология, и всякое давленье обстоятельств, и печальные стороны бытия. Я знаю, знаю. Я лишь о том, что часто – ну, мне кажется – бывает и вот так.
P.P.S. Великое стихотворение Введенского, процитированное тут, прочитайте и перечитайте, лишним оно не будет. А потом поищите анализ, много интересного найдёте. Культура. Всем мудрости, красоты и широты опыта. Привет.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: