Цена человечности в капиталистическом мире: Distraint

Даже неплохой человек в таком мире, как наш, легко теряет и человечность, и душу – и последней возможностью спасения для него остаётся натуральный катабазис во внутренний мрак. Примерно таков общий посыл странного пиксельного блуждания между жизнью, сновидением, галлюцинацией и лимбом – авторского проекта Джесси Макконена (Jesse Makko­nen) Dis­traint, хоррор-дилогии с заметным влиянием Silent Hill и Twin Peaks. Ну а что ещё может ждать выбрасывающего на улицу бабушку коллектора, если не тихий холм – пусть даже он не чудовище, а просто травмированный дурачок…

Мир Dis­traint сразу подкупает обещанием чего-то знакомого и любимого: небезосновательно кажется, что вот-вот мы получим одновременно и кофе, чёрного, как безлунная ночь, и зла, живущего в этих лесах, и ржавых клеток больного сознания, в которых блуждает бессмертный сюрреалистический немезис. И получаем! Несмотря на пиксельное исполнение, Silent Hill с Twin Peak­s’ом будут сопутствовать нам всю дорогу, и чем дальше будет заходить сюжет, тем стилистика будет органичнее смотреться и лучше использоваться. Но при всём при этом Dis­traint рассказывает другую историю – как ни странно, гораздо более простую и актуальную.

Главный герой – амбициозный, но не то чтобы преуспевающий молодой человек по имени (?) Прайс, вечно в деловом костюме и дурацкой кепочке – явно пытается жить не свою жизнь. Главный его ориентир – инфернальные боссы, во снах героя предстающие как всегда разговаривающие хором демоны в человеческом обличье, вечно пляшущие посреди мешков с деньгами и готовые принять его в свой круг и сделать партнёром преуспевающей компании, если тот выгонит из домов достаточное количество должников. Прайс справляется даже слишком хорошо, всю дорогу понемногу сходя от собственных действий с ума.

Центром дилогии является концовка первой части – по сути, начало конфликта, без которого вторая часть будет бессмысленной. Казалось бы, к последнему моменту первой игры герой подходит к определённым выводам насчёт своей жизни и судьбы. Но при этом мы не выясняем ни источника мотивации милого, по сути, человека к вышвыриванию людей из домов и подчинению жестокосердным и лупоглазым денежным мешкам, ни наличия у него любых альтернативных возможностей. Поэтому случается то, что случается, – вполне закономерно.

Вторая же часть ВНЕЗАПНО оказывается аллегорической драмой: достигнув дна самого жуткого кошмара, от которого не проснуться, герой погружается в глубины собственной психики, предрасположенной к самым дурным решениям и влияниям. Совершает натуральный катабазис во внутренний мрак! Там он встречает своих самых главных врагов и самых верных союзников – у многих из них его собственное лицо, а у кого-то лица (или вообще тела) нет вовсе, и сказать, кто есть кто, заранее не получится. Самые болезненные и опасные кошмары могут оказаться друзьями, ужасная личная немезида – старым, до слёз любимым другом, а набивающийся в друзья склизкий паренёк или, там, светящаяся абстракция – ну, вы поняли логику.

Центральный приём обеих частей, на котором строится вся сновиденная атмосфера Dis­traint, – вложенность. В первой части нельзя будет сказать, где реальность, а где сон, в которой эта реальность искажается, где воспоминания о работе, а где просто скрашенный галлюцинациями непростой быт героя – и всего этого будет вдосталь. Вторая же часть сама по себе будет строиться и как матрёшка, и как лабиринт: герой будет продвигаться к сердцевине своей психики, снимая слой за слоем мимолётные или травматические впечатления, падая иногда во мрак, а иногда возносясь к надежде… И прогрызаясь к подавленным воспоминаниям. Естественно, в этой толще ему придётся поплутать!

Dis­traint оказывается неожиданно искренней и обнадёживающей игрой, большим посланием в жизни маленького человека – и, чего уж там, на удивление хорошо сделанной для практически личного проекта Джесси Макконена. Как порядочные пираты мы её с лёгким сердцем украли – но стоило поиграть, как побежали кидать Макконену денежку на кофе на дождевой воде. Того стоило!

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: