Оливеру Саксу 88
Поздновато уже, но не забываем помянуть выдающегося популяризатора нейропсихологии, галлюцинаторного мастера «духовной нейробиологии», общепринятого знатока жён-шляп, отъявленного жреца демона Саенса Оливера Сакса, который сегодня отпраздновал бы свой 88‑й день рождения. Сакс страдал прозопагнозией генетического характера (не умел различать человеческие лица), так что, можно сказать, был ещё и сам себе пациентом; а ещё он был геем, но из-за отношения к этому факту своей матери воздерживался от личной жизни первые 76 лет своей жизни (бедняга). Его методом популяризации были «клинические истории» (довольно популярный жанр ещё века с 19-го). Но все истории Сакса – это не только истории болезней. Это и истории возможностей человеческой психики, и притчи, помогающие взглянуть на наши миры с неизвестного ранее угла.
В каждом известном ему клиническом случае Сакс старался перекинуть мостики эмпатии меж столь разными мирами, что нам и приснится не всегда. Все мы живём в очень разных версиях действительности, и Оливер показал, что даже в самых странных случаях можно протянуть руку помощи – или даже обогатиться за счёт нового экстравагантного тоннеля действительности. Кто-то может спутать голову жены со шляпой – но также и свивать свою действительность из мелодий и ритмов, да так искусно, что вы не сразу заметите, что его мир не такой, как ваш, даже будь вы практикующий нейропсихолог. Кто-то, будучи глубоким стариком, считает себя юношей и осознаётся более чем полвека назад? «Время» – вообще не самый корректный инструмент восприятия, как и пространство. Нашли в постели чужую ногу, которая к вам приросла? Так может, и всё остальное тело к вам тоже, в конце концов, «просто приросло»?..
Все эти и многие другие случаи Сакс видит не как болезни, а как наши способности адаптироваться. Люди, физиологически живущие в разных реальностях, но пересекающиеся в одном обществе, могут спокойно жить и работать по соседству – пусть даже и каждый в своём собственном причудливом пространстве, очень далёком от наиболее распространённых версий действительности.
Сакс оставил богатое наследие: он написал 15 книг, множество монографий и статей, о нём и его работе снято несколько фильмов, на его канале в ютубе выложены десятки коротких роликов на любопытные темы вроде опыта выхода из тела, кошмаров и сонного паралича, пустотного эффекта амфетаминового экстаза или воздействия музыки на мозг. Сакс признал, что существует множество видов мышления, отличных от рационального (включая религиозное, мистическое и т. д.), и каждое имеет своё значение и свою ценность. Вот такие жрецы Саенса нам нужны!
Но главное сокровище, найденное им в приключениях, самый большой драгоценный камень из его сокровищницы таков: действительность, в которой мы живём, зависит не от «объективно существующих фактов», не от здоровья нашего мозга или данных нам когнитивных функций – она полностью зависит от нашей с вами договорённости. Как бы вы ни относились к людям, которые не различают цвета, в обществе, где таких подавляющее большинство, больным будете вы; в общине, где все слепы, «зрячий» будет лишь «галлюцинирующим».
Осталось тебе лишь найтись со всеми зрячими.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: