43 Яну 678
Ну что ж, ночь уже достаточно плотна – время поговорить о вещах, которые днем призрачны, зато ночью предстают в своем истинном облике.
16 июля, 43 года назад родился Ян Никитин, режиссер ядовитого театра, чей-то человек на взлетной полосе, которого стоит припомнить за то, что в расколдованном мире, из которого вынули волшебство, он соорудил собственное. Поэт, музыкант, психореалист-постнигилист, в первую очередь он был мифотворцем исподволь – на стенах нашего бетонного лабиринта он незаметно нарисовал дверь, врата собственного творчества. И ушел в нее.
Не он первый – языковые эксперименты в сочетании с жизнью в собственном мифе это еще Хлебников и Хармс, председатель земного шара и чинарь-взиральник соответственно. Логично же что после жуткого соцреалистического обрубка их авангардный поход продолжает ересиарх плоторьяный? Творчество Никитина уже получило прозвание «гипермодернизм», хотя его источник, лейтмотив и главный источник притягательности, – экзистенциальное, эсхатологическое беспокойство, – всю историю порождало не столько искусство, сколько философский и духовный поиск. Однако Никитин на этом фундаменте производил некое делание – говоря словами Ольги Балла, искал выход во внечеловеческое. Вспоминая слова самого Яна – «музыка и есть один из основных видов оккультизма. Словоброжение, биение через край, чередование самозавершённых частиц, кромешная звукообласть во спасение и во имя гибели».
Увы и ура, выходы во внечеловеческое оказались не столько шахтами вкалывания на сверхчеловеческое или храмами ожиданий мессии&апокалипсиса, сколько червоточинами инакового. Может, и шахтами – только добывать в них нечего, разве что звездный сквозняк, и так веющий из их недр. Может, и храмами – но заброшенными, разрушенными и одержимыми неопределенным тысячеликим духом Пандемониума.
Отношения искусства и Искусства забавно наблюдать: никогда нельзя точно сказать, обращающийся к оккультным или духовным темам поэт, художник, музыкант их исповедует или из них лишь черпает, не мистифицирует ли он публику (впрочем, то же самое можно сказать о любом маге, чародее или колдуне…)? В этом плане интересно следить даже не за тем, как поэтическое наследие Никитина изучается после его смерти, сколько за тем, как его кончину ощущают знакомые и незнакомые люди. Не так давно у нас даже был об этом пост – о снах, в которых Ян запросто захаживает к скучающим друзьям и просто незнакомкам. Казалось бы, разве можно войти в нарисованную дверь?.. Оказывается, можно еще и улыбаться с той стороны незнакомым людям через 7 лет после смерти.
Приятнее этой новости про Яна только новость про его – финальную иноформу? детище? созданный им витиеватый эмоционально-экспериментальный контекст? запущенную им аристократическую теневую эпидемию? Ян, может, уже с той стороны, зато с этой стороны цветет и пахнет вирус инстинкта чистой – через 8 лет после смерти творца он не почитается горсткой помнящих фанатов, а вдохновляет таланты следующего поколения; не единственный голос Никитина звучит все тише и тише то здесь, то с той стороны, а множество голосов. Они могут быть какими угодно, сильными, слабыми, вторящими, оригинальными, музыкальными, визуальными, плодовитыми или мертворожденными – это даже не важно.
…потому что очаг заболевания не затухает, как можно было бы предположить, зараза распространяется по нашей общей изнанке – ядовито-театральная стрела магического творчества, пущенная в сердце непосильного заказчика, достигла цели. Никакого бОльшего признания Никитину, вероятно, и не нужно было.
Какие-то покойники остывают, но не все. Ян рано умер, для многих людей остался жив, но физически недоступен, и даже захаживает во сны людей вовсе незнакомых. А еще разрастается – как звездная зараза, как потусторонняя грибница, как чуждое поветрие вдохновения и зова. И потому стоит отпраздновать в сердце своем этот день рождения – как бы ни звали то, что произошло из Яна Никитина.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: