Эпистолярное интервью с Джоном Бэлансом

1

Однажды ты упомянул, что на вас с Кристоферсоном оказали влияние работы Спейра, Леви и Кроули, а также Каббала и т.п. Расскажешь?

Да, эти люди и воплощаемые ими идеи и теории действительно на нас сильно повлияли. Давай я кратко изложу, к каким их чертам мы испытываем привязанность, хотя вообще главное, что они для нас представляют – это традиция и Знание. 

Кроули создал концепцию истинной Воли, учил поиску и обретению высшего я, познанию и собеседованию со “священным ангелом-хранителем”, отдельным духом или же, более вероятно, персонификацией и манифестацией нашего “сверх‑я”. И, конечно, его образ неразрывно связан с обладанием фундаментальным глубинным высшим знанием. Его жизнь была посвящена воплощению мечты, походу за совершенством, за опытом и ответами, она вся была пронизана духовным смыслом. Он находил причину и предназначение каждой мысли и действия. Высшее оправдание для непрекращающегося поиска и переживаний! Что вообще тут можно добавить? Веришь ли ты в постулаты Телемы или нет, близко тебе кроулианство или безразлично, завершённость и полнота его жизни достойна уважения. По крайней мере он попытался облечь в конкретные формы свои самые сокровенные желания – свою “истинную Волю”.

Лично я верю, что эон Гора – или Телемы, – на подходе. Но пока что нас ждет хаос – изменения через встряску, спутанное переходное состояние. Время жестокой и кровавой Птицы. Книга Закона описывает Новый Эон далеко не мирным и идиллическим, нет, это безжалостная и суровая пора. Тут мне в голову приходят древние идеи о цикличности времён. Однако и Кали-Юга, и последние времена – то есть окончательный цикл ацтекской системы летоисчисления, – это именно наше время. Поэтому я не удивлен разнообразным зловещим знамениям.

Думаю, группа Coil вообще и каждый из нас по отдельности должны попытаться влиться в этот поток, остаться в стороне будет просто невозможно. Правда, еще можно попытаться произвести как можно больше хаоса и неразберихи, ведь это ускорит разрушение старого порядка и приблизит появление Нового. Чем дольше корчится в агонии старый порядок, тем хуже для всех нас!

Да откроются Кровавые врата! Да рухнет старый эон!

Каббала – это огромный пласт знаний, и чем больше её изучаешь, тем больше это осознаёшь. Ты поглощаешь её, используешь и применяешь в каждом аспекте своей жизни. И внезапно замечаешь, что события и обстоятельства, суждения о явлениях и объектах, которые раньше казались совершенно случайными, внезапно обретают смысл – и становятся частью организованного хаоса (см.ниже)! Ты вдруг понимаешь, что уже давным-давно люди исповедовали основополагающую систему взаимосвязей и параллелей, изучение которой даёт прозрение и силу.

Каждый символ обладает потенциалом и является потенциально опасным (если использовать его со злым умыслом) источником личной силы. Каждый символ может тебе помочь – или разрушить тебя. Потому что сила нуждается в цели как молния – в земле, в заземлении, и если ее не окажется, то колоссальный психический удар получишь ты сам. Силу нужно облекать в подобающую форму, а энергия должна быть соответствующим образом направлена. Возможно, это прозвучит хиппово, но через каббалу приходит тонкое и глубокое видение взаимосвязей личного, микрокосмического, и макрокосмического, огромной Вселенной внешнего мира.

Северная руническая традиция учит тому же. Обе эти системы – карты, сети путей и взаимосвязей субъективного и объективного значения. Все, что мы наблюдаем и видим через эти модели, отражается на нашей музыке и лирике. Разными способами мы даём нашим слушателям подсказки-фрагменты и т.д.

Что касается Остина Османа Спейра, то для меня он был путешественником по таким психическим ландшафтам, которые редко кто пересекал так систематически и успешно, тем более чтобы потом это еще и задокументировать. Мне нравится, что он следует старой бретонской традиции магики, прослеживаемой до друидов и даже дальше. Но среди практиков он сильно выделяется своими творческими наклонностями. Мне его работы нравятся вне зависимости от того, что нарисовано, но рисовал-то он нечто невероятно важное – художественными средствами он систематизировал и персонализировал психические процессы. И предпочёл эти занятия возможным славе и богатству, и, возможно, заплатил за это ценой своих оккультных исследований.

Кроули называл его “чёрным братом” – то есть считал его жертвой соблазнов и побочных эффектов своих исследований, поверхностных проявлений и тому подобного. От этого он для меня в важности не теряет. Некоторые сюрреалисты пытались исследовать похожие внутренне-астральные области – но, насколько мне известно, ни один из них не преуспел в подобной точности и научности, и никто так не просвещал и не вдохновлял, как Спейр. 

Еще был такой Ральф Чамб – менее значимый, но довольно интересный с человеческой точки зрения, пусть и не так глубоко копает, как некоторые его современники.  Он жил на границе Нью-Форест в Англии и основал культ ГАНИМЕДЫ, где поклонялись юности. Это была не педофилия – скорее, её духовный эквивалент. Он издавал небольшие тиражи буклетов со стихами и гравюрами по дереву, близко общался с духом Блейка. Он был гениальным, передовым эксцентриком – типичным англичанином! Я нахожу это ценной редкостью. 

2

Кажется, “How to destroy angels” и большая часть “Scat­ol­ogy” – ритуальные материалы. Насколько глубоко магика вплетена в твое творчество?

Ну да, “How to destroy angels” – ритуальная запись. Используя математику и каббалу, мы строго определили – рассчитали! – направляющие, на которых расположили каждый элемент композиции. А потом всё это записали – и в игру вступил элемент случайности, подогретый нашими подготовленными умами.

Темой композиции было марсианское воздействие, поэтому мы использовали «мужские» инструменты из металла, в частности, железные и стальные, 5 огромных и 5 маленьких гонгов (5 – число Марса). Мы и самодельные инструменты изготовили, например, “Бычий рёв” – изначально он использовался в племенных ритуалах мужской инициации по всему миру, особенно в Австралии, Новой Гвинее и в культуре индейцев Южной Америки. “Бычий рёв” – это длинный плоский деревянный брусок с магическими отметками, который вращается над головой на длинной верёвке. Быстрое вращение создаёт мощный, пронзающий насквозь ураганный звук. То есть мы не только создали собственные инструменты, но и персонализировали их.

Звук записывался в определённое время в течение 17 минут – ещё одно марсианское число. Цвет обложки, её детали и прочее тоже подбирались в соответствии с темой. Мы вели кропотливую и сложную работу, направленную на достижение определённой, чётко выраженной цели, мы должны были справиться. Все эти детали, может, не так уж и важны для всех наших слушателей, но для каждого члена группы, для каждого из нас они имели ключевое значение.

Ритуал ведь может выглядеть как угодно. Но как заставить обычное действие выйти за пределы своей обыденности и превратиться в нечто магическое? Психическим двигателем этого процесса становится вера, она сакрализует процесс. Например, в христианских ритуалах так воссоздается тело и кровь Христовы в причастии. На физическом плане изменений, может, и не происходит – но для верующих этого прихода хлеб становится плотью, а вино кровью. Сказки людоедского апокалипсиса! 

Для примера вспомню Solar Lodge из Scat­ol­ogy. Эту композицию я считаю неким заговором, заклинанием. Я не вкладывал в эти строки все то, что там можно прочесть. Но если как следует вчитаться, то обнаружишь эвокацию определённой магической энергии. Мы определили ее и описали – мы ее туда заложили. И тем самым открыли энергетический портал! 

3

Что означает “чёрное солнце”?

Чёрное солнце можно рассматривать как алхимическое Sol Niger – состояние Хаоса, стадия перед путрификацией. Значений может быть очень много, все зависит от интерпретации. 

Чёрное солнце – солнце ночное, в наиболее магическом и мистическом смысле. Оно путешествует по подземному миру, по инфернальным психическим зонам, аду и чему там ещё. В японской мифологии это уходящий в глубины всадник на коне, у нас это Орфей. Чтобы солнце возвращалось из этого путешествия ацтеки приносили человеческие жертвы. Sol Niger в подземном мире/царстве мёртвых/месте разложения – путрификация нуждающейся в этом материи, естественная часть неизбежного, а также иллюзорное превращение первоматерии в Золото, алхимическая цель в физическом приложении. 

Солнечное затмение

Можно погрузиться поглубже, а можно пробежаться по верхам. Изложенное ниже мы узнали после того, как написали песню, до того Чёрное солнце было для меня всего лишь символом хаоса. Тёмной точкой, оставшейся на зрачке, когда смотришь на обычное солнце слишком долго – символом обсессивного поведения. Чёрное солнце = Soleil Noir = Теневое солнце.

Недавно мы дали совместный концерт в «Калифе» с Кристиной Амбросиа, Эриком Лоре, Монте Каззазза и Факиром Мустафой, потом наполовину повторили его в Лондоне. Приведу тут выдержку из заметок Кристин по Kage Hoshi – ритуалу теневой звезды. 

“Этот спуск в нижний мир начался с большой крутящейся пирамиды, над которой Кристин зависла на несколько минут под барабанный бой и звуки рога. Пока она медленно погружалась в транс, Монте Каззазза, Эрик Лоре и Факир Мустафа вращали её. Когда она спустилась, они заняли её место, повиснув вниз головой до конца представления и напевая. После этого её провели к занавесу, который она, пребывая в трансе, разрисовала, смешав немного своей крови с индийскими чернилами и анилиновой краской. Вроде бы простые манипуляции, но атмосфера в комнате накалилась до предела.

Обычно, когда мы судим о результате подобных работ, мы прежде всего смотрим на магическую успешность, и лишь затем на эстетическую и ритуальную составляющую. В данном же случае эстетическое и магическое переплелось так тесно, как мы и не мечтали“.

То есть Чёрное Солнце объективно несёт в глубокое значение, причем в контексте давно устоявшегося, но переосмысленного магического потока. Подробная расшифровка от обеих участвовавших сторон и их результаты будут опубликованы позже в журнале Anoth­er Room в США до конца года (1985).

4

Насколько всё это важно для тебя в обычной жизни?

Это её неотъемлемая часть! Смотри выше. Смотри ниже! А также в других интервью и записях Coil. 

Повлияла ли на твои мысли и творчество христианская религия?

Да, в христанстве есть интересующие меня темы. Например, ассимиляция – и христианизация, – древних языческих убеждений. Когда церкви строятся на старых местах поклонения – чтобы подавить потоки силы, которые там уже есть. Чтобы извратить старые, уже устоявшиеся порядки. Меня очень интересуют такие области пересечения. Например, Вуду Санторини и идолопоклонничество в Латинской Америке. Как христианские святые могут представлять древних духов природы, тотемы предков и т.д.? И ведь представляют! Христианские святые стали фетишами и идолами, тогда как их жизни – это просто кошмар психоаналитика. Демонстрация действительно странных желаний и подавленных убеждений!

Сам Христос, как старый бог, представляет собой типичный миф об Осирисе. Король-рыбак и бог зерна, жаждущий служить и обязательно приносимый в жертву. Это традиция, уходящая корнями в глубокую древность – римскую, греческую мифологии и ещё дальше. Миф о святом Граале и Парсифале – просто вершина всего этого. Архетип.

И эти детали мне интересны – помимо нескольких невероятных соборов и архитектурных конструкций. В Мексике мы видели красивые восковые скульптуры – которые буквально купались в крови! – и окровавленные изображения Иисуса. И это было великолепно!

Отрицание организованной религии не обязательно означает отрицание Духовного в принципе. На самом деле, религию начинают отрицать, когда понимают, что в ней больше не хватает духовности. С духовностью уходит сила, религия приходит в упадок – так начинается неизбежный процесс путрификации. Появляются Новые ценности, которые ищут воплощения – и должны быть воплощены. Без исключения! Это Эон Гора, Дитя-Завоевателя.  Эон Телемы? Что ж, это спорное дополнение. 

Вкратце – да, Христианство на нас, конечно же, повлияло. Оно влияет на нас в школе, из телевизоров, в залах суда, через моральные и принятые правила поведения. В каждом состоянии нашей личности. И, к сожалению, есть ещё один его аспект. Это вездесущее и очень коварное чувство вины. Нас учат идентифицироваться с Христом! С жертвой. С жертвоприношением. И таким образом мы приучаемся к унижению, к услужению – к тому, что нас подавляют.

И стоит задаться вопросом – действительно ли люди по происхождению своему призваны служить? Мы что, генетически предрасположены к тому, что нам нужен лидер? К тому, чтобы снимать с себя ответственность и перекладывать её на другого? Возможно, так и есть! Но нынешняя система духовности просто отражает и увековечивает эти предрасположенности. И поэтому “естественным образом” личностный рост и развитие оказываются противоположностью тому, чего желает вселенная – потому что идёт в обход Тела Христова! И всё автоматически становится грехом. Как мы сказали на одном из свох LP – “Мир Греха – это мир Запрета”. 

Людям внушили, что нужно быть ведомыми, услужливыми, не отличаться от других – конформизм и субординация считаются добродетелями. И это такой виртуальный анабиоз. Стагнация. Причем любая противодействующая реакция становится злом, диверсией. Но мы считаем, что для выживания истины – и духа! – важно чувствовать, что ты сам себе хозяин, а не погружаться в это древнее деградирующее состояние ума. 

6

Однажды ты написал мне: “да, в некоторой степени нам кажется, что у нас действительно есть миссия”. Поясни? 

Наша миссия заключается в том, чтобы сделать любое действие значимым – пусть даже эти изменения будут незначительны. Быть примером свободомыслия. Не проповедовать – но действовать и объяснять, и подтверждать каждое действие. Мы всегда сопровождаем это утверждение напоминанием, что наша цель – Хаос и систематическая дезориентация чувств. Потому что новый порядок – реалистичный личный порядок, – может возникнуть только после хорошей встряски. Это как очнуться от комы после двух тысяч лет! Неизбежно будет немного неприятно, странно и больно!

7

Есть ли у Coil планы на немузыкальные проекты? 

Проекты Coil помимо музыки?! В Британии планируется фанзин с компиляцией наших интервью и текстов. Думаю, это немного преждевременно, но его выпуск запланирован на следующий год (1986), так что, возможно, к тому моменту материала будет достаточно. Мы планируем приложить к журналу CD-диск – а также некоторые другие штуки. Пины и тому подобное!

Ещё мы планируем выпустить видеокассету Live at Bar Mal­doror, как только мы соберём воедино и ассимилируем все наши идеи по этому поводу. И на подобные вещи нам отчаянно нужны деньги. Обычно, если мы не можем себе позволить сделать что-то хорошо – мы не делаем это вовсе. Нам не нравится искать компромиссы вокруг потенциально хорошей идеи из-за недостатка средств.

Помимо этого (и специального расширенного европейской версии с текстами, которая тоже готовится к выпуску) у нас пока не планируется других релизов. Нам не нравится выкатывать длинные списки того, что мы собираемся делать. И без них понятно: у нас есть амбиции – и миллион идей! Мы – творческие парни! 

Возможно, мне бы хотелось расширить FORCE AND FORM за счёт релизов других людей. Но на самом деле я не нашёл ничего такого, что мне хотелось бы спонсировать и продвигать. Я вообще не люблю записи – и такая ситуация обескураживает. Мы сами выбрали музыку для продвижения своих идей и интересов. И всё-таки, я чувствую, что они становятся излишними и не такими мощными, как были когда-то. Революции или хоть сколь-либо значимые изменения редко начинаются с круга размером в 7 или 12 дюймов. Но опять же – попытка не пытка. Мы распространяем то, что считаем важным. И причина, почему я здесь сижу до 3 утра и пишу всё это, заключается в том, что кому-то написанное может показаться важным. Запустит воображение. Хочется на это надеяться.

Как мы говорили, будучи в PTV – и продолжаем говорить сейчас, – мы лишь ступенька на пути, катализатор, часть процесса пробуждения. Не то, чтоб мы обладали каким-то призрачным Знанием. Но первый шаг к самоконтролю – к возвращению себе себя – это понять, что с нынешней ситуацией что-то серьёзно не так. А также выделить и наглядно показать некоторые поджидающие на этом пути опасности. Все проявления всепоглощающего рака КОНТРОЛЯ – выражаясь пост-индустриальными терминами (тут должна быть табличка “сарказм”!)

Джон Бэланс, Лондон

 

Дополнение!
(Теория катастроф) Рене Тома

Теория катастроф, которая была представлена французским биологом и физиком Рене Томом, имеет некоторое отношение к поднятой нами теме. На наш следующий LP сильно повлияло то, что я читал по этой теме. Теория утверждает, что события, которые ранее казались непредсказуемыми и не поддающимися контролю, на самом деле обладают базовым легко вычисляемым паттерном. Многие формы и паттерны природы контролируются этими “незначительными катастрофическими” событиями.

Например, то, где и как волна набегает на берег, форма фьордов, листьев, складки на животе человека и так далее предопределены этими стрессовыми/катастрофическими событиями. И эта теория также применима и к мыслительному процессу – социальной организации, – к эволюции и так далее.

К сожалению, весь тираж его книг уже распродан – но я думаю, что сейчас его идеи, которые ранее были опровергнуты, изучаются более тщательно – и скоро опять попадут в научные круги.

 

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: