Трэшовые поиски настоящего зла: анимация Скримерклауза

В комментарии под последнее творение Роберта Моргана нам прилетел любопытный #КонфидентКонтент – свежая, этого года короткометражка Скримерклауза, как мы затем выяснили, автора упомянутых там же в комментариях фильмов «Полёт чёрных птиц» и «Куда покойники уходят умирать». Про эти фильмы мы уже писали пару лет назад, и сказанное про них актуально для всего, что можно найти на канале художника: грязная, нарочито топорная 3D-анимация, сделанная не на коленке, а прямо на полу, ядовитая, тошнотворная психоделия, угловатая цифровая плоть и, конечно, впечатляющая харизма каждого героя – будто для их сочинения выписали из ада несколько давно сгоревших там сценаристов.

При всей целенаправленной ублюдочности всего, что делает Скримерклауз, его творения парадоксально отличаются любовной проработанностью и полнотой. В «Полёте чёрных птиц» интересно не только вникать в идеологии сталкивающихся миров, чёрно-белого Рая и зверски психоделического Ада, и изучать вывернутый наизнанку миф об искушении, но даже рассматривать пропагандистские плакаты. В «Покойниках…» заложен и во всех изломанных перипетиях сюжета выражен такой умопомрачительный эмоциональный импульс зла, что фильм вообще лучше не открывать, как говорится, детям, беременным, старикам и ослабленным. Ну а вот свежие «Скузики», «The Scuzzies», – наверное, апогей грязного графического мастерства и нигилистической эстетики, исповедуемой Скримерклаузом.

Как и в обеих полнометражках, мы имеем дело с миром, который, кажется, изначально был сотворён злым. Если бы ангел случайно попал на сегодняшнюю землю и разом объял всех живущих, то по возвращении в рай ему снились бы именно такие кошмары: развращённость, кажется, самого пространства, изобилие ненужного насилия, покрывающая всё живая грязь, гнилые, соблазняющие видения и кровавая расправа в финале. Как Скримерклауз умудрился кишащую паразитами мерзость запустения своих полнометражек в этих 14 минутах так усугубить – загадка.

И хотя каждый персонаж, от мала до велика, отвратителен и своей вывернутой наизнанку и уткнутой в камеру физиологией, и тем, что в нём есть от человеческой личности, их удаётся сделать запоминающимися. Пустыня же, в которой они копошатся, сделана из точечно подобранных и идеально подогнанных друг к другу осколков нашего мира – и не по логике правдоподобия, естественно, а именно что по логике зла: сочетай что гнить будет поярче и вонять подольше. Пожалуй, Потребитель Майкла Джиры мог бы жить в таком же месте и заниматься тем же самым, что и самый антропоморфный из героев «Скузиков».

Вообще «логика зла» – в центре творчества Скримерклауза. То, что 13 лет назад начиналось с трэшовых и смешных только самим создателям рекламок демонической экшн-фигурки, которой могут занять себя скучающие подростки-реднеки, то со временем переросло в сознательный творческий эксперимент, поиск, создание на коленке чего-то жизнеспособного и злого. Конечно, «сознательный» – не значит «рациональный»: до сих пор весь этот грязный психоделический поток строится отчасти на нездоровом (но понятном!) веселье, а миры строятся частично по расчётливому плану, а частично – уж куда больная творческая мысль заведёт (так, берём миф о Лилит и сдвигаем фигуру демоницы на уровень выше, теперь это божественный консорт, и‑и что у нас тогда выйдет?.. О‑о, ваще неплохо загнулось). Этим, впрочем, Скримерклауз и силён, что в сюжете, что в графике: не имея никакой подготовки кинуть кубики и потом всё, что плохо получается без мастерства, которое нужно добывать многие скучные годы, остранить и тем самым превратить в фишку творчества. Как ни странно, сработало.

Впрочем, «Скузиками», «Птицами…» и «Покойниками…» Скримерклауз не ограничивается. У него ведь целый канал на ютубе – там тебе и краткая зарисовка из погибшего мира, в котором с каждым выжившим долго и вдумчиво общается тень по имени Король Суицида, убеждающая оставшихся людей покончить с собой; и приключения сексуального маньяка то ли в своём кошмаре, то уже просто в собственном аду, причём он ищет и НАХОДИТ адское просветление в жопе одной из мёртвых жертв. И те самые приключения с экшн-фигурками 13-летней давности, и музыкальные клипы, и немало зарисовок из платного контента, доступного непонятно где и неясно за какие деньги (если вообще существующего).


Художники искали и изображали зло во все времена, но Скримерклауз среди них, конечно, стоит особняком: мотив-то давно не модный, и успешно обновить его – само по себе круто. Но ещё его творчество строится на своеобразном, но сильном чувстве юмора и иронии, переходящих то в злую усмешку, то в безумную истерическую гримасу; он ищет не потому, что хочет найти, а просто в качестве вектора творчества; даже сосредоточен он не на поиске, а на своём своеобразном творческом методе, в который своеобразно встроен принцип, близкий этому самому «злу», – принцип извращения, затемнения, злонамеренного абсурда.

Интересно, что будет, когда он наконец найдёт.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: