Новая анимация Роберта Моргана: «Сон Белиала»
Среди всех любимых катабазических художников Роберт Морган, создатель «Bobby Yeah» и «Кота с человеческими руками», – самый кошмарный, отвратительный и интригующий. В 13–14 годах он выпустил убийственную «D IS FOR DELOUSED» и воистину жуткую «Invocation» и пропал. В 17 году до нас дошли вести, что он снял новую короткометражку, «Сон Белиала», и с тех пор мы ждали, ждали, ждали… И мы дождались. Три часа назад он стал доступен на ютубе художника.
Извращённый, не просто неизлечимо больной, но безвозвратно переменившийся инфернальный мир – настолько жуткого места Морган ещё не создавал. Вывернутый наизнанку биохоррор теперь помножен на тревожную неопределённость сновиденного кошмара, сюжет, вроде, пытается втечь в определённую канву толкования – и, обманув зрителя, взрывается красным шумом демонических воплей. Вожделение, отвращение, презрение, ужас – никаких перипетий, кроме инфернальных, чистота не замутнённого ничем человеческим сна.
Когда зрители из Штутгарта пожаловались на близость к нервному срыву в процессе просмотра одного из фильмов Роберта Моргана, он воспринял это сугубо как комплимент. С детства немного помешавшийся на теме насекомых, акул и монстров, он датирует начало этого своего увлечения просмотром фильма ужасов «Fiend Without a Face». Именно неизгладимый эффект, произведённый на чуткую детскую психику, и сформировал его неповторимый стиль – также как и стиль памятного иллюстратора Эла Коламбии (уже целое поколение творцов созрело и реализовалось, впечатлившись в детстве фильмами ужасов, надо же!).
Уже в подростковом возрасте впечатление это закрепили Фрэнсис Бэкон, Эдгар Аллан По, Ян Шванкмайер и Кроненберг. С таким списком фаворитов и личной историей Морган стал узнаваемым режиссёром уже после первого своего фильма, страннейшего «The Man in the Lower-Left Hand Corner of the Photograph». В этой картине уже проявился во всей красе авторский стиль создания уникальных тёмных миров, живущих по собственным сюрреалистическим законам, одновременно и смутно-угадываемым, близким, и максимально далёким от нас. Любовная история, в которой одинокий старик (но старик ли это или вещь, напоминающая мне старика?), подкармливающий домашних червей сырым мясом, получает в качестве венца своих усилий инсектоидную «бабушку», этакое «Превращение» шиворот-навыворот, – золотая середина между атмосферными, но затянутыми безумствами братьев Куэй и очень личной и тёплой «Бабушкой» Дэвида Линча. В результате возникает неповторимый эффект погружения сквозь отторжение, который не найти больше ни у кого.
Приём «зловещей долины» расцветает в творчестве Моргана во всей своей красе. В его фильмах (за редким исключением…) практически нет «людей», а странные антропоморфные существа, хрупкие, ранимые, стремящиеся к жизни, то открывают путь трогательнейшему эффекту эмпатии, то внезапно ведут себя столь чуждым, жестоким или непонятным образом, что становится понятно: это что угодно, но только не люди. Или же это мы – только приближённые копии, не достигающие настоящей человечности? Группа «Tool» так глубоко оценила фильм «Separation», посвящённый сердечной связи двух людей, неестественно, сверхъестественно сплетающей их в единое существо, что даже сделала из него клип.
Вершиной творчества пока что только набирающего высоту Моргана является картина «Bobby Yeah», получасовое приключение невнятного, но живого и испуганного существа (не безгрешного, впрочем) в мире, где эгоцентричные и визгливые дети-ангелы утопают в розовом шёлке, где нет ничего ужаснее, отвратительнее и несправедливее «естественного хода вещей», где за каждым углом неизвестность грозится стать фатальной, но в финале враждебно-чуждое обязательно сольётся нежно с драгоценно-близким, оторвёт тебе голову и отправит её в вечный дрейф по фиолетовым просторам Вечности.
А кроме короткометражек Морган ещё и рисует (чернилами получается очень похоже на Линча, кстати), его фильмы и картины можно посмотреть на его весьма атмосферном сайте.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: