Новое платье Иоанна
От редакции. А теперь шутки в сторону: наши многоликие и многоопытные интервьюеры перебросились парой слов с Иоанном Богословом о субкультуре фурей, том, как он превентивно затроллил Кроули и некоторых тонкостях написания одного из главных новозаветных бестселлеров. Самые преданные читатели четвертого катабазина разумеется в курсе, о чем идет речь.
Мы с коллегой неуклюже бредём под водой. Пожалуй, среди всех ритуальных приготовлений к интервью прогулка в водолазном скафандре по дну Дублинского залива должна занимать отдельное почётное место; однако и важность интервьюируемой персоны такова, что мы без колебаний соглашаемся. Организовать сегодняшнее интервью нам помогает г‑н де Селби, пожалуй, один из самых знаменитых учёных, которых подарила миру Ирландия. Когда мы доберёмся до нашего места назначения, небольшой пещеры в толще находящейся посреди моря скалы, г‑н де Селби, выступающий в роли нашего проводника, «активирует» небольшое количество открытого им вещества DMP, и мы сможем наблюдать, как привычное время превратится в безвременье, где можно будет встретить одного из христианских святых (по крайней мере, к де Селби являются они одни). Вода сегодня достаточно мутная и холодная, я наблюдаю, как передо мной неторопливо переставляет ноги наш проводник. К сожалению, это не так увлекательно, как в «Двадцати тысячах льё под водой». Мы добираемся до пещерки без приключений. Де Селби просит нас ещё раз проверить работу баллонов с дыхательной смесью и внешних микрофонов: при активации DMP, насколько мне удалось понять, делает воздух не вполне пригодным для дыхания. Наш проводник начинает обратный отсчёт до активации…
О. Время уже прошло? Где мы на самом деле? Это немного похоже на псилоцибин, который мы употребляли в рамках журналистского задания VICE News. В нескольких метрах от нас повисает призрачная, прозрачная фигура. Смутно различимые губы шевелятся, и мы начинаем слышать, как фигура монотонно перечисляет что-то: «Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия, Лаодикия. Что ещё? Всё. Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия, Лаодикия». Де Селби, глядящий на фигуру, произносит что-то вроде «Ио Пан». Я переспрашиваю, и в ответ получаю «Иоанн. Автор Апокалипсиса». Мой коллега достаёт планшет, призванный помочь нам с пробелами из-за нашего в высшей степени неклассического образования, и, установив вербальный контакт при помощи нескольких дежурных фраз, мы начинаем интервью.
ИНТЕРВЬЮЕРЫ (И): Иоанн, давайте проясним для начала один важный вопрос: вы ведь были одним из учеников Иисуса Христа?
ИОАНН (И): Что? Откуда вы это взяли? Я же ничего такого не писал.
И: Но многие церковные деятели утверждают это.
И: Да нет, нет. Я, конечно, видел Иисуса — если вы внимательно прочтёте содержание моих видений, он там появляется — но не более того.
И: А как тогда, кстати, вы узнали, что это был Иисус?
И: А кто это ещё мог быть? Парень, который умеет превращаться в барашка с семью рогами и семью глазами, или съезжает с неба на белом коне, зажав в зубах меч. Мне бабушка про Иисуса так и рассказывала.
И: Как вы думаете, насколько ваша эсхатологическая проза популярна?
И: Я думаю, я популярнее, чем… Так, стоп, вот это не записывайте. Ну, наверное, популярнее, чем проповеди апостолов.
И: Похоже на то; а как думаете, в чём может быть причина?
И: Знаете, людям всегда нравились таинственные предсказания — вот до такой степени, что даже Нострадамуса, который на самом деле в зашифрованном виде описывал события прошлого, носили на руках как провидца. Элемент хоррора, опять же: у вас же до сих пор существуют и пользуются популярностью комнаты страха?
И: Всё так. Вот вопрос относительно таинственности и иносказательности: правомерно ли считать, как это сейчас делают некоторые, что ваш Апокалипсис, заявленный как послание семи церквям в Азии, на самом деле адресован вообще всем христианским церквям, которые найдутся на момент его прочтения?
И: Нет, тут всё немного сложнее. Поглядите на мои руки.
И: А в чём… О. Вижу. Семь пальцев?
И: Несчастный случай в детстве. А может, счастливый. Бытие определяет сознание, так? Я хотел бы, пользуясь случаем, заодно опровергнуть миф о том, что в моей великой книге скрыта топорная реклама игровых автоматов — якобы «7 печатей, 7 труб, 7 чаш» намекает на выигрышные комбинации в «одноруких бандитах». Приглядитесь лучше к Тюру язычников с севера. Я с детства привык к числу 7. Оно классное.
И: Говоря о числах, как вы относитесь к тому, что по сути подтолкнули оккультную карьеру Алистера Кроули (даже переименовавшего себя таким образом из Эдварда Александра, чтобы соответствовать так называемому «числу зверя»), а вдобавок дали удобную субкультурную метку для малолетних и великовозрастных сатанистов?
И: Ирония истории с Кроули в том, что я смог разыграть такого крупного любителя розыгрышей; это доставляет мне определённое удовольствие. Честно говоря, это «число зверя» я вставил как раз для того, чтобы посмотреть, как его будут расшифровывать каббалисты. Когда Кроули начал трепетать от восхищения перед экспонатом номер 666 в каирском музее, мне было трудно сдержать улыбку.
И: Некоторая туманность образа «Зверя» до сих пор вызывает разногласия у толкователей вашего творчества. Как вы относитесь к теории, что «Зверь» означает принадлежность будущего мирового диктатора к субкультуре фурри?
И: Вообще говоря… Так оно и есть. Я просто не знал на тот момент, что именно так это называется. Да, это должен быть диктатор, переодевающийся в костюм дракона с большим количеством голов и корон. Это нужно читать буквально. И не путайте его с его помощником, тоже Зверем, у которого немного другой костюм. Я забыл их изначально назвать по-разному, а стирательной резинки под рукой не было; он дальше называется Лжепророком.
И: А как вообще читатель должен понимать, что читать буквально, а что — как метафору?
И: Ему должно подсказать сердце. [пауза] Что? Все пророки так говорят.
И: Хорошо. Вот возьмём конкретный пример: «144 тысячи сынов Израилевых», которым обещано спасение от несчастий конца света. Как это необходимо читать? Некоторых правых фундаменталистов, которые до сих пор винят евреев за то, что они распяли Иисуса, это сильно коробит.
И: А, ну так здесь речь идёт не о евреях, конечно. Вы дальше-то читали, про то, что они девственники и так далее? Про печать на лбу? Имеется в виду, конечно, что они — результаты генетических экспериментов, в которых, разумеется, нет никакой богохульной, еретической составляющей.
И: Вот, кстати, о ересях. Некоторые деятели церкви в древности заявляли, что ваша книга — писания еретика. Как вы это прокомментируете?
И: Да они сами еретики. У меня в книге, между прочим, отсылки к лучшим каноничным пророкам, к пророку Даниилу, Иезекиилю, Иоилю…
И: Вы имеете в виду пассажи про «погасшее солнце и кровавую луну» и тому подобное? Кстати, как получается, что вот у вас все звёзды падают с неба один раз, и небо сворачивается, а потом с неба падает «звезда Полынь», потом «звезда, открывающая кладезь бездны», потом «дракон сбивает хвостом треть звёзд с неба на землю»? Откуда эти звёзды берутся? Как работает «треть морской воды, ставшая кровью»?
И: А вы попробуйте сами что-нибудь напишите, когда горькую книжку съели, я на вас посмотрю.
И: А что это за книжка? Это грибы Psilocybe? Спорынья? Загадочная «сома»?
И: Так, давайте… Давайте следующий вопрос.
И: Когда двух злодеев-фурри побеждают, и Господь бросает их в огненное озеро и настаёт «тысячелетнее царство Христа», почему их товарища дракона-Сатану на эти тысячу лет просто помещают под замок, чтобы он восстал ещё раз и только потом началось воскресение мёртвых и окончательный разбор полётов?
И: А вы видели Сатану? Вы его мышцы видели? Его сразу в огненное озеро не бросишь.
И: Почему вы вообще разговариваете не так, как пишете в своей книге?
И: Но ведь мне здесь не с кем особо поговорить. Мои речевые навыки деградируют.
И: И почему вы с таким упорством громоздили катастрофу на катастрофу, описывали экологические бедствия, нашествия нелепых, но жестоких и опасных мутантов, войны и субкультурные диктатуры? Почему, если ваш идеал, как я могу понять — симметричный до предела город из драгоценных камней, вы соорудили кособокое пугало, которое до сих пор наводит страх на недалёких людей (хотя обещанный «совсем скоро» конец света не наступает уже тысячи две лет)?
И: Если честно… Если честно, мне просто было грустно и одиноко.
Расшифровка интервью: Дали Лама XXIII
Иллюстрации: Филифонька
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: