Новое видео Феликса Колгрейва и пиджачки из глазных яблок и рабского труда
Вчера на ютубе вышел очаровательный ролик одного из наших любимых современных психоделических аниматоров – Феликса Колгрейва. Этот ролик заставляет нас прокомментировать ещё пока не повсеместную, но очень отрадную тенденцию, которая уже затронула нескольких важных или просто любопытных для проекта творцов. Его название тенденцию отлично демонстрирует: это «The Patreon Video».
Это не светлый психоделический мультфильм и не тёмно-сказочный бэд-трип, как обычно бывает у Колгрейва. Нет, в своей неподражаемо харизматичной манере, вплетённый в собственный анимационный стиль и видоизменённый до полного совпадения со своим видением себя, автор обращается ко всем, кто его смотрит и любит. Он рассказывает о том, что не очень хочет работать на производителей всякой гадости, пусть те ему и платят неплохо, что его свободное творчество приносит ему недостаточно средств, чтобы заботиться о себе и ребёнке, и что лучше уж он попросит каждого из зрителей заплатить ему через Патреон по доллару, но откажет корпорации ЯД в обслуживании.
Чтобы лучше всего понять, что мы в этом видим важного, конфиденту, который этого ещё не сделал, необходимо обратиться к одному из знаковых для всего нашего проекта текстов – «ТХТ: Несколько тезисов о копирайте» Раймонда Крумгольда. Там последовательно и вдумчиво растолковывается, что есть такое копирайт и как человеческое общество пришло к войне между «жадными авторами» и «информационными пиратами». Если же конфидент ещё и не вчера с луны упал (в этом нет ничего постыдного, мы ищем таких катабазистов и пополняем ими состав Редакции), то он понимает, что в 20—21 веках-то война идёт даже не между автором и аудиторией, а между праводержателем и аудиторией. Монетизированный бренд воюет с собственными потенциальными покупателями за право оставаться посредником между ними и автором, а с возникновением современных медиа – ещё и с ними!
Но в данном случае медиа и монетизированный бренд совпадают в лице YouTube. Лучше всего об этом рассказал другой наш любимый современный «художник», Дэвид Фирт, в ролике «Not Relying On Advertising». Фирт – это, напомним, уже легендарный, совершенно на всю голову ебанутый аниматор, рисующий запредельной мрачности сюр, которого мы признаём за певца изнанки современности (мультфильм «Крем» или цикл «Новостей» даёт нам для того основания).
В этом ролике он рассказывает, как ютуб стал сначала пространством свободы, привлекая к себе создателей контента, высосал из этой возможности всё, что смог, и благополучно превратился в Чёрную Золотую Тюрьму. Раньше нестандартные творцы приходили туда за тем, чтобы создавать нечто оригинальное и получать за это деньги, – теперь же они оттуда бегут, так как самое необычное, вызывающее или странное банится или демонетизируется. Ещё бы, ведь то, что они делают, отпугивает рекламодателей, общий градус адекватности-потреблядности ресурса нужно поддерживать!
Колгрейв, видимо, попадает в ту же категорию; а может, он, будучи человеком явно светлым и искренним, просто не находит общего языка с ящериками-держателями ТыТрубы.
Куда этим двоим бежать? Ну, альтернатива уже создана: это Патреон. Вообще-то, это тоже посредник, правда, он уже не контролирует массив рекламы каких-то левых «ЯДов», а только берёт пеню за использование технологии и площадки – ну, как Кикстартер на постоянку. Не идеальная версия, но на пути к миру, в котором каждый зритель будет сознательно давать или не давать деньги художнику за уже бесплатно полученное от него, это шаг в будущее.
Шаг, впрочем, не такой уж решительный. Оба автора всё ещё остаются на Ютубе, используя уже наработанную аудиторию для продвижения ещё не окрепшей альтернативы. О том, чтобы сунуться оффлайн, для них, кажется, пока речи не идёт вовсе: там благоприятных для самостоятельных художников тенденций как-то поменьше.
Пока что эта тактика выглядит разумной – её же придерживается недавно полюбившийся нам Уилл МакДэниэл, молоденький аниматор-кукольник, «Ноэль Филдинг курильщика опиума». Надеемся, он – и мы с вами! – увидит закат корпораций-праводержателей и рассвет мириад новых Звёзд всех цветов и оттенков (правда, в этот рассвет тогда уже придётся вложиться каждому из нас).
Для нас происходящее вполне естественно – разве что прискорбно медленно; но мы не удивимся, если вскоре увидим на Патреоне или какой-нибудь альтернативной площадке/в альтернативном проекте Цыриака, Кола Белова, Чада ВанГаалена… Ну и присоединяемся, конечно, к призыву Фирта: «Не кладите свои деньги в карманы этих замечательных пиджачков рекламных ящериков, всё равно эти пиджачки сделаны из глазных яблок и чужого рабского труда».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: