Во славу С… Свободы! О фильме «Во славу Тьмы?» и дискуссии «Религия как протест» в «Иллюзионе»

Представивший нас на дискуссии «Религия как протест» (проходившей в рамках BEAT FILM FESTIVAL 2019) Алексей Ибсоратов зафиксировал свои впечатления от самого мероприятия, а также от фильма «Hail Satan?» и его героев. Слово ему:

Я решил написать некоторые заметки по следам прошедшего 2 июня кинопоказа фильма «Hail Satan?» в рамках Beat Film Fes­ti­val, в обсуждении которого я, как представитель проекта «Kataba­sia», принял участие по приглашению организаторов (за что им большое спасибо. Зовите ещё!). После официального обсуждения, которое было, увы, недолгим, мы с парочкой очень понимающих людей обменялись мыслями в частном порядке, и я позже немного плотнее ознакомился с предметом. Превзошло все ожидания. Вот краткий итог.

***

1. Фильм «Hail Satan?» (в русской версии – «Во славу тьмы?»), конечно, прекрасен. Интересный, неожиданный, смонтировано и снято всё как надо, даёт множество поводов задуматься. И он, разумеется, просто дико весёлый. Совместный просмотр всем залом вообще напоминал хорошую вечеринку.

Наблюдать за тем, как остроумные и свободолюбивые трикстеры лупят унылого врага его же оружием, – это всегда духоподъёмно. Даже когда это происходит в художественной литературе (ну там, Джубал Харшоу в хайнлановском «Stranger in Strange Land» или Хагбард Челине в «Иллюминатусе» Р. А. Уилсона). Когда это ещё и прямо сейчас и «по-настоящему» – совсем прекрасно. Воодушевляет на раз.

2. Но, как упомянули во время обсуждения, – не стоит забывать, что есть и унылые, догматичные сатанисты (ну или сОтонисты, классический пример тут – Варракс), и остроумные и не лишённые чувства юмора христиане. Было бы здорово увидеть в фильме и такое, но это уж перфекционизм. Да, кстати, любителям якобы иронично кривляться, выражая свой якобы скепсис в комментариях на той же Катабазии, стоило бы прийти на сеанс и поучиться и хорошему чувству юмора, и вообще открытому и жизнелюбивому мировосприятию у этих ребят – вместо того чтобы раньше времени истекать соками паранойи, жопоголизма и неприязненной подозрительности.

3. Как упоминали в обсуждении, в России, конечно, сейчас никаких аналогов подобному нет. Хотя бы потому, что здесь просто в принципе невозможна работа в юридическом пространстве, подобная показанному в фильме. Чтобы у нас сидели юристы, сдвинув брови, и пытались понять, окажется ли нечто дискриминацией религиозного меньшинства или нет, – это просто немыслимо. Юридического пространства здесь просто нет вообще.

Однако, если искать какие-то ну хотя бы отдалённо близкие явления, так, чтобы кто-то в общедоступных медиа настолько ярко, громогласно и остроумно «троллил попов», то это, на мой взгляд, никакой не «Макаронный монстр» и не Pussy Riot, а Александр Глебович Невзоров. Так сказать, чем богаты, тем и рады.

Люсьен Гривз

4.1 Теперь к самому интересному для меня моменту, а именно идеологическому бэкграунду ребят из The Satan­ic Tem­ple. И харизматичный спикер и сооснователь Люсьен Гривз, и другие участники вроде бы декларируют отрицание сверхъестественного (противопоставляя свою деятельность Church of Satan). Но при этом они дают понять: просто на отрицании движ не получится построить. Обычный атеизм – это «негативная идеология» (привет Невзорову). А вот у них есть эстетика, иконография, ритуалистика и т. д. Гривз, серьёзно изучавший нейрофизиологию и механизмы восприятия, думаю, понимает важность этого как минимум с «научной точки зрения».

По поводу Церкви Сатаны нужно сказать вот что. Сегодняшняя Church of Satan – судя по всему, выродившаяся организация, карго-культ, и её нынешний глава Питер Гилмор – тип личности, намного ближе к партийному функционеру, чем к тому хитрому и противоречивому трикстеру, которым были Антон ЛаВей или Бойд Райс. Именно Райса ЛаВей хотел видеть своим преемником, ну и Бойд в итоге поступил абсолютно в своём стиле: объявил себя истинным наследником ЛаВея, после чего первым и последним указом распустил организацию.

Бойд Райс и Антон ЛаВей (фото Карла Абрахамссона)

Тем не менее и Люсьен Гривз, и его ко-конспираторы имеют корни как раз в лавеевской Церкви Сатаны и в различных интервью о ЛаВее отзываются весьма комплиментарно. Лично я думаю, что самому Антону Шандору их деятельность пришлась бы по вкусу. В любом случае недавно укативший на бессрочную вечеринку в Ад замечательный Адам Парфри симпатизировал как раз Сатанинскому Храму – в отличие от постлавеевской Церкви Сатаны.

4.2. Что касается декларируемого рационализма, тут тоже всё не так просто. Нынешние функционеры Церкви Сатаны пытаются представить учение ЛаВея как чистый рационализм, однако я скорее согласен с Бойдом:

Рационализм и мистицизм несовместимы. Второй обращается к ценностям души, к неизведанному (которое человек стремится постичь). Первый представляет собой самонадеянность, позволяющую человеку думать, будто он контролирует всё (на самом деле нет). Я бы даже пошёл дальше и сказал, что рационализм – это полное отсутствие логики. И ему, конечно, нет места в «оккультных» доктринах.

И вот возникает вопрос: а какова в действительности позиция ребят из Сатанинского Храма? Понятно, что они далеки от суеверных глупостей и поп-эзотерики, но у меня есть основания подозревать, что сциентизма и «кондового материализма» там тоже нет.

Я сразу заметил на руке у Гривза татуировку с символом Процесса, а позже на экране появился Уильям Морриссон – клипмейкер и музыкант, много сотрудничавший со Skin­ny Pup­py, а также один из тех, кто в начале 90‑х принимал участие в «возрождении» Процессианского движения – вместе с Дженезисом Пи-Орриджем и Нивеком Огром. Морриссон опирался на идеи Маршалла Маклюэна и Нила Постмана и был заинтересован в соединении эстетики и мифологии со средствами коммуникации для реализации социальных изменений – вполне в духе Пи-Орриджа. Как видим, то, что делает Сатанинский Храм, очень близко к этому.

Иллюстрация из статьи Гривза о Процессе

В итоге оказалось, что Гривз, ранее известный как Дуг Меснер, был очень активным коллаборатором в этом движении, опубликовав множество статей на Process.org и соответствующих форумах, а также взял интервью у участников оригинальной Process Church of the Final Judge­ment и принимал активное участие в подготовке книг и фильмов об этой организации – вместе с другом и учителем Пи-Орриджа Тимоти Уилли.

Все эти люди, скажем так, весьма далеки от «кондового материализма», так что лично я могу сделать свои предварительные выводы на этот счёт. Как и по поводу «пародийности» этой религии.

Гривз в интервью прямо говорит, что их цель – отделить религию от суеверия. И, на мой взгляд, они намного ближе к Церкви СубГения, дискордианству и тому же TOPY/Process, чем к пастафарианству и тому подобному. То есть это «религии, притворяющиеся пародиями» в не меньшей степени, чем «пародии, притворяющиеся религиями».

4.3. Меснер, он же Гривз, он же ещё много кто, вообще, оказался крайне интересным и многоликим человеком. Одна из его важных деятельностей это изучение и критика «психотерапии подавленных воспоминаний», когда во время «сатанинской истерии» масса людей была посажена в тюрьму и как минимум подвергнута тотальному остракизму на основе якобы «вскрытых воспоминаний о пережитых травмах». Этим занимается организация The False Mem­o­ry Syn­drome Action Net­work.

Он же в своё время инициировал переиздание небезызвестной книги «Might is Right» – оказавшего большое влияние на ЛаВея и Бойда Райса манифеста «социального дарвинизма».

В целом, конечно, вся эстетическая сторона и Satan­ic Tem­ple, и лавеевской Church of Satan довольно близка к правому дискурсу – это же касается и артистов их круга вроде Мэрилина Мэнсона и тем более Бойда Райса. Да и процессианство, и деятельность Пи-Орриджа 70‑х и 80‑х годов тоже, очевидно, не обошлись без этого. С идеологической стороной всё, разумеется, сложнее, но сильно эмоциональным и не сильно умным людям достаточно уже эстетики, чтобы относиться к деятельности всех этих личностей в духе «смотрю в книгу – вижу зигу». И это мало чем отличается от реакции правоверных христиан на козлиные головы и пентаграммы, показанной в фильме.

Вообще тема это крайне интересная и сложная, достойная отдельного исследования (можно вспомнить даже и такое явление, как НБП). Могу только сказать, что все упомянутые личности – и ЛаВей, и Гривз, и Райс, и Морриссон, и Мэнсон, и Парфри, – при очевидной симпатии к определённой эстетике, всевозможному explic­it con­tent и маргинальной культуре, люди с отличным чувством юмора, жизнелюбивые, open-mind­ed, ну и вообще, вновь напоминающие о (позаимствованной, кажется, у того же Маклюэна) любимой фразе ЛаВея: EVIL=LIVE.

5. Так что Hail Satan, друзья! Кто не успел посмотреть – ищите дополнительные показы, 8 июня вроде бы будет, например. Ну и будем ждать неизбежного появления фильма в сети. И «открытия врат», разумеется))

Ibso­rath

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: