Ištar zumrā rašubti ilātim
Нисхождение Инанны закончилось воскресением: оставленный на земле советник навещает других божеств с просьбой о помощи, на которую откликается Энки, бог мудрости. Он создаёт слуг – буквально из грязи из-под ногтей, – и те умудряются убедить Эрешкигаль отдать им Инанну и воскресить ту с помощью живой воды и живой еды. Однако покинуть «Страну без возврата» просто так нельзя – и Иштар-Инанна оставляет вместо себя собственного мужа.
Миф этот – будто миф о Персефоне, вывернутый наизнанку: вместо властного Аида, бога смерти, – не менее властная, но богиня жизни, а вместо Персефоны – её муж, бог пастухов Таммуз-Думузи, столь легкомысленно ведущий себя после кончины супруги, что богиня отсылает его вниз. По одной из версий мифа, его сестра Гештинанна согласилась половину года заменять его там, так что каждую весну он возвращается к Иштар – и природа расцветает.
Так или иначе, богиня спустилась в страну мёртвых и вернулась, может, не смертью смерть поправ, но первую тропку снизу вверх проторив заметную: смерть, до того непоколебимая, сменяется циклом, в котором Жизнь всегда возрождается, а Богиня-Воительница возносится и над жизнью, и над смертью. Любой вавилонец же с тех пор в любом жертвоприношении повторяет: «Его грудь за мою грудь, его плечи за мои плечи…» – в залог, может, не бессмертия, но возрождения.
Иштар – богиня жизни, любви и страсти, проституции, коварства, раздора, но также и та, кто своим Катабазисом обеспечила человечеству Вечность. Она дарит королевскую власть, возглавляет завоевания как богиня-воительница – не хтоническая дева, а просто гимн латентному матриархату в основе нашей цивилизации и всему, что с ним связано.
ištar zumrā rašubti ilātim
litta’’id bēlet ilī nišī rabīt igigī!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: