«А был ли Водан?» Шоу германского языческого ревизионизма
В рамках рунологических штудий представляем вам мидрид Раймонда Крумгольда на тему ревизионистских теорий, отрицающих существование единого германского языческого пантеона, – такая теория исследователя Филиппа Шоу, при всей маргинальности высказываний, интересна в качестве пищи для ума, а также с точки зрения источников, приводимых в качестве доказательства.
Всегда интересно выйти из зоны комфорта и ознакомиться с критикой идей, которые нам кажутся очевидными. Обычно ревизионизм формата «никаких богов не было, и Велес – это просто святой Власий» возникает при обсуждении славянского язычества, но и германцы не избежали этой напасти. Ещё Софус Бугге утверждал, что вся Старшая Эдда – лишь неудачный перевод христианских и классических легенд, с Локи как Люцифером и Urðarbrunnr как искажённым Иорданом.
Мне особенно нравится ревизионистская теория, вообще отрицающая значение каролингских источников по язычеству. Её сформулировал британский учёный Филипп Шоу (Philip A. Shaw) в своей диссертации «Uses of Wodan. The Development of His Cult and of Medieval Literary Responses to It» и затем развил в серии статей и книге «Pagan Goddesses in the Early Germanic World: Eostre, Hreda and the Cult of Matrons». Его гипотеза основана на интересной предпосылке: самые ранние надёжные источники по германскому язычеству – это надписи на алтарях в Рейнском лимесе и описание англосаксонских месяцев и связанных с ними имён богинь в «De temporum ratione» Беды Достопочтенного. Эти источники вполне можно соединить в логичную картину локальных культов с уклоном в женские божества.
На самом деле, его анализ очень информативный, но Шоу вместо попытки интегрировать культ матрон с общегерманской мифологией атаковал саму возможность существования общегерманской мифологии. То есть подверг каждый источник, не соответствующий его собственной реконструкции, уничижительной критике.
Оказалось, что монахи времён Каролингского возрождения безумно комплексовали перед античностью по причине отсутствия национальной германской мифологии. Поэтому они нашли в «Житии святого Колумбана» («Vita Columbani») упоминание божества Водан (естественно – второстепенного и локального) и зацепились за сопоставление его с Меркурием. Согласно интерпретации Шоу, произошло недоразумение, уже в шестом веке на окраине империи франков воцарилось двоеверие и автор жития имел в виду святого Меркурия.
Прозвучало даже предположение, что Водан изначально был просто германизацией образа христианского святого (поэтому я оставил в подборке статью об этом святом). Впавшие в заблуждение монахи создали целую кабинетную мифологию – по тому же принципу, по которому Сигизмунд фон Герберштейн превратил фразу «ус злат» в бога Услада. Даже германизация дней недели, по мнению Шоу, произошла только в Каролингское возрождение.
Никаких доказательств этому заявлению Шоу предъявить не может, но без этой аксиомы вся его конструкция просто рассыпается. Этого уже хватает для оценки гипотезы, но самое лихое заявление Шоу связанно со старосаксонским обетом при крещении. В этом документе от принимающих крещение саксов требуют публично отречься от Thunaer ende Uuoden ende Saxnote. Шоу согласен признать только Сакснота как укладывающегося в схему «атомизированные культы локальных божеств отдельных племён».
Зато Водан и Донар наверняка были фиктивными божествами, о которых миссионеры узнали в книгах и отречение от которых навязывали сильно удивлённым саксам. Занавес.
Для критики теории достаточно указать на то, что Рейнский лимес был территорией, где соприкасались между собой римляне, германцы и кельты. Культ матрон выглядит скорее кельтским – учитывая галльскую богиню Эпону, которой поклонялись даже римские легионеры-германцы. Алтари с надписями, посвящёнными матронам, находят и на территории Галлии, но никому не приходит в голову отрицать на этом основании сам факт существования в древности общекельтского пантеона. Сам Шоу в своей интереснейшей, крайне информативной книге о языческих богинях приводит факты, указывающие на североиталийское происхождение культа матрон.
Для меня решающий аргумент против теории Шоу – пример со старосаксонским обетом. Это был чисто практический текст периода ожесточённой религиозной войны, продолжавшейся свыше тридцати лет между близкими по крови и языку народами. Миссионеры Шарлеманя шли с войсками с крестом в руке и топором за пазухой для уничтожения на месте священных рощ.
За отказ отречься от старых богов пленных саксов казнили на месте – включая близкий к геноциду эпизод Верденской резни, когда по приказу Карла Великого в один день были казнены 4500 упорных в своей вере пленников. Мне лично трудно представить, что эти люди шли на смерть за имена, которые впервые услышали.
Ещё сложнее представить, что стоявшие рядом с местом бойни священники были игнорирующими реальность книжными червями. Этот термин скорее можно отнести к автору вышеописанной теории.
На самом деле, при всей спорности, я лично прочитал эти работы с большим интересом. Пытаясь доказать недоказуемое, Шоу перелопатил гору литературы и вытащил много полезных фактов. Вопрос с интерпретациями стоит отставить в сторону: если Шоу Вас убедит в своей правоте, значит не зря писал. Если не убедит, то время, потраченное на внутренний спор над неглупой книгой, никак нельзя считать потерянным.
Статьи:
«Dead Killer? Saint Mercurius, Killer of Julian the Apostate, in the Works of William of Malmesbury»
«Hair and Heathens: Picturing Pagans and the Carolingian Connection in the Exeter Book and Beowulf-Manuscript»
«The Origins of the Theophoric Week in the Germanic Languages»
«The Role of Gender in Some Viking-Age Innovations in Personal Naming»
Книги:
«Pagan Goddesses in the Early Germanic World: Eostre, Hreda and the Cult of Matrons»
Студенческие/научные работы:
«Uses of Wodan. The Development of His Cult and of Medieval Literary Responses to It»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: