Щупальцекрылый Люцифер и Ктулху – о творчестве Жана Дельвиля
Мы уже писали про Жана Дельвиля – оккультиста, теософа, поэта и художника XIX и XX веков, автора картины «Сокровища Сатаны», на которой щупальцекрылый (sic!) Люцифер склоняется над лежащими вповалку золотистыми душами, истинными духовными сокровищами. Считаем своим долгом снова вспомнить о нём в рамках недели Лавкрафта: оказывается, не мы одни обратили на эту картину внимание; в параллельной вселенной «Провиденса» Мур ни много ни мало выставляет такого Люцифера прототипом Ктулху.
Именно так -в дневниках Блэка, которые вдохновят Лавкрафта в том числе и на «Зов Ктулху», есть запись от 3 июля (3‑й выпуск «Провиденса»), в которой он упоминает «Сокровища Сатаны» и размышляет о том, как бы создать рассказ о спящем в океанском инферно боге – человеке, осьминоге и драконе разом, – да ещё и в виде вразумительного повествования. Что ж, такой-то реверс мифологический инжениринг действительно очень любопытен.
Но вообще-то, символические полотна Дельвиля, жившего как раз во времена Лавкрафта, вполне могли бы того вдохновить – все они посвящены явлениям эзотерическим и герметическим («Богочеловек», «Колесо судьбы»), мифологическим фигурам («Орфей», «Прометей», «Парцифаль») и зачастую являются попытками символически представить неизобразимое: например, «Любовь душ», «Смерть» или уже упомянутые «Сокровища Сатаны». Впрочем, если было что-то далёкое от изложенных в «Мифах Ктулху» идей, так это воззрения Дельвиля.
«Великий контраст жизни создает все лишения, трудности и ошибки, производит лишь великий Хаос?
Каково заблуждение! Великое и Малое, Сильное и Слабое, Высокое и Низкое, Активное и Пассивное, Полное и Пустое, Внешнее и Внутреннее, Видимое и Невидимое, Прекрасное и Уродливое, Хорошее и Плохое, Эссенция и Субстанция, Дух и Материя – всё суть противопоставленные силы, вечно составляющие великое Равновесие Вселенского Порядка. Таков Закон, и никакая философия, никакая догма, никакая доктрина никогда этого не опровергнут».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: