Впечаляющая драма о могуществе тёмных сил: «The VVitch»
Явления истинно чудесные, пусть даже и зловещие, редко выходят на свет, предпочитая таиться там, где все грани размыты, в областях неоднозначности. Это очень хорошо понимал Роберт Эггерс, когда снимал «The VVitch: A New-England Folktale», фильм, в котором работа тёмных сил переплетается с личной трагедией героев, а реальная история смешивается с ужасной легендой – и в результате получается впечатляющая драма о могуществе тёмных сил.
Сюжет фильма разворачивается в Новой Англии в XVII веке. Английские пуритане, отстаивая чистоту веры и свою исключительную добродетельность в служении Богу, вместе со своими семьями массово мигрируют из погрязшей во грехе родины в Северную Америку, где создают первые колонии. Там неприветливая земля испытывает их веру; но что их вера перед напором воплотившегося ужаса из старинных суеверий?
Картина сразу подкупает фундаментальным походом к исторической достоверности: история жизни переселенцев-пуритан, их культура, быт и речь передаются дословно; актёров заставили разговаривать на йоркширском диалекте англосаксонского языка, а диалоги для них писались на основе реальных дневников и писем 1770 годов. Поэтому, хотя бы ради голосовой игры актёров, посмотреть её стоит как минимум с субтитрами.
Каждый герой фильма страдает от своего личного греха. Отец семейства Уильям – заносчивый и гордый человек, верующий слишком рьяно даже для пуританской морали, что приводит его и его семью к изгнанию из сообщества. Мать, Кэтрин, постепенно теряет рассудок от горя и тоски по дому, которого лишалась уже не раз. Старшая дочь, Томасин, переживает взросление, борьбу бунтующего свободного духа со строжайшим патриархальным воспитанием. Сын Калеб не может справиться с желаниями и боится божьей кары. Близнецы Иона и Мерси явно испытывают недостаток внимания со стороны старших, а младший ребёнок Сэм по вине гордого родителя остался некрещёным церковью, что лишает его божественной защиты. Есть где разгуляться тёмным силам – и они незамедлительно являются в образе лесной ведьмы.
Кстати, в основе фильма лежит реально существовавшая сказка времён XVII века, рассказывающая о лесных ведьмах, которые крадут детей, обваривают их жир и кости, а из полученной эссенции делают мазь, позволяющую им летать. Некоторые ранние кадры фильма иллюстрируют сказку практически дословно. Есть и ведьма, и тёмный лес, и похищенные дети, и… мазь.
При этом ведьма выступает не столько фольклорным персонажем, сколько настоящим воплощением зла, рождённого подсознанием набожных англичан, манифестацией их мрачных суеверий, их страхов перед вещами богопротивными (ведь мы говорим о пуританах, чья страсть к очищению души была особенно рьяной). Её образ трудно как-то чётко обозначить, она всегда появляется как бы на границе между реальным и вымышленным – её присутствие и ощущается во всём, и одновременно неуловимо, не предстаёт явно. Те секунды, когда мы видим её на экране, всегда имеют оттенок какой-то нереальности происходящего, словно это кому-то снится или просто привиделось в темноте. Ведьма, впрочем, является не единственным антагонистом фильма, однако это раскроется только ближе к финалу.
Всё это в сумме складывается в атмосферу вязкого страха, позволяющую почувствовать, что испытывали люди, пересказывавшие такие сказки триста лет назад.
Самобытность, проработанный сюжет, неповторимая атмосфера – «The VVitch» уж как минимум можно отнести к отличным фильмам ужасов, которые встречаются с течением времени всё реже и реже. Но это ещё и отличная сказка – какие рассказывали раньше, страшная сказка о настоящем, беспощадном зле, богооставленности – и мрачной магии в самом сердце того зла.
Ещё раз торрент с русскими субтитрами: https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=5558780
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: