Мистический полюс сюрреализма: творчество Леонидаса Кривошея
Чешский художник-сюрреалист Леонидас Кривошей (Leonidas Kryvosej) лет 30–40 назад инициировал собственную сюрреалистическую группу, влившуюся позже в чешский и словацкий союз художников-сюрреалистов. Его часто ставят на одну полку с Яном Шванкмайером, но эти двое – скорее два полюса сюрреалистического потока: в отличие от «певца Кеномы», Кривошей увлекается Дзогченом, активно экспериментирует в живописи с алхимической, магической, даже сатанинской и дзогченской символикой.
Какие-то его полотна, впрочем, представляют собой, скорее, провальную попытку создать некий символизм, которого ранее не существовало, они более сюрреалистичны и посыла в них, кажется, вовсе нет; другие, наоборот, претенциозны, но даже с пониманием значения символов отклика не вызывают. Зато есть и такие, в которых символизма поменьше, зато есть когда искрометный, когда просто добродушный юмор, сквозящий в ситуациях с Шутом – одним из главных персонажей Кривошея, переходящим из картины в картину, ‑или на полотнах, где пентакли Соломона сочетаются с выбивалками для ковров.
Ну и есть, наконец, серьезные полотна – неожиданные, сочетающие космическую и… демоническую? ангелическую тематику? Тематику инобытия и чуждости? Они похожи на зверей Леоноры Каррингтон, только совсем далеких и чуждых, ни на что не похожих.
Такие дотягивают местами до полотен Спейра или до лучших черномагических картин Ричарда Молта, открывая вот уж действительно секретную сновиденную калитку в холодной космической пустоте.
Нет доступных изображений.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: