Иконографическое противостояние: попирающие богов и уничтожительница Будд
В истории дхармических религий есть забавный момент иконографического противостояния тантрического буддизма и тантрического индуизма – это почти как противоборство советских и немецких художников-плакатистов во время Второй Мировой.
Маргиналы-психопрактики обеих традиций, ваджраянские махасиддхи и индуистские капалики, тусовались на одних и тех же кладбищах и обменивались между собой методиками, символическими системами и философскими концептами. Ну и конечно – вместе переёбывали с вертухи господствующему религиозному истеблишменту и «своим» косным ортодоксальным клерикалам, провозглашая торжество Духа, а не Буквы.
В основном всё это происходило в символическом поле, но Символ есть мир. Новые системы рождались и попирали символы старых систем. Дело не ограничивалось инклюзивизмом и постановкой старых богов себе на службу – их иногда люстрировали и дефенистрировали, чисто для профилактики. Так или иначе, чужие символические ряды активно использовались. Тот же Будда позволял себе зашифровывать психопрактические инструкции в довольно сильные для обывателя-ортодокса сентенции:
Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев, уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идёт невозмутимо. Убив мать и отца и двух царей из касты брахманов, убив пятым человека-тигра, брахман идет невозмутимо.
Это, конечно, означало необходимость отринуть страсть (мать) и гордость (отец), крайности нигилизма и этернализма (два царя) – и так далее, но данная форма, без всяких сомнений, должна была приятно щекотить своей смелостью воображение ортодоксальных последователей.
Индуистские тантристы поначалу были более конкретны: секта капаликов даже получила своё имя в честь носимых с собой черепов брахманов – потому что Шива некогда отрубил Брахме лишнюю голову. Ещё Шива любил попирать разных побежденных врагов – в основном Неведение в разных формах, от гнусного карлика до собственного же двойника. В силу того, что капалики очень часто тусовались на кладбищах-шмашанах с ваджраянистами, у них сформировались похожие символические системы иконографии – и разнообразие попираемых фигур в Ваджраяне происходит во многом именно из-за этих совместных кладбищенских посиделок.
Ваджраянские «божества» попирают в основном ортодоксальных богов Вед – среди них присутствуют «старорежимные» брахманистские божества, которые порядком утратили уже (к моменту расцвета Ваджраяны) авторитет даже у ортодоксов. Но иногда доставалось и тантрическим индуистским божествам. Впрочем, тут следует перечислить список наиболее попранных буддийской иконографией божеств.
Хеваджра попирает Брахму, Индру, Вишну и Шиву.
Чакрасамвара попирает Чёрного Шиву-Бхайраву и Красную Каларатри.
Калачакра попирает Камадэву, Рудру, Рати и Уму.
Ваджрабхайрава ПОПИРАЕТ ВАЩЕ ВСЕХ (Шиву, Вишну, Индру, Брахму, Картику, Чандру, Сурью и Ганешу).
Забавно, но симметричный ответ от тантрических индуизмов подоспел довольно поздно, когда буддизм в Индии уже фактически пришёл в упадок под ударами мусульманского завоевания и бхактических изводов индуизма. Coup de grâce нанесли кашмирские шиваиты, создав на погибель вражеским идеологиям особую форму Кали – Сугатасамхарини («уничтожительницу Будд»), которая является партнёршей Шивы-Бхайравы, на шее которого гирлянда из голов буддийских гневных божеств, а на теле – украшения из кусков трупов будд и скальпов буддийских богинь. Дублировала этих ребят (на всякий случай) Кали Трайлокьядамара, которая одной ногой стояла на отсечённой голове буддийского Махакалы (не путать с индуистским Махакалой, хотя оба они – вот парадокс – являются Шивой), а другой ногой – на скелете буддийского Херуки. Но в силу крайней редкости данных иконографических форм, такие изображения Кали вы вряд ли где либо найдёте – и слава Богу.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: