Бесцветное передать цветом, бесформенное формой: живопись Гулама Расула Сантоша
Начинавший с глубокой любви к Сезанну и кубистам, творивший в середине двадцатого века индийский художник Гулам Расул Сантош (Gulam Rasool Santosh) ударился затем в тантру и кашмирский шиваизм (параллельно увлекшись суфийской мистической поэзией) – как сам, так и в своем искусстве, – объявив, что призван «бесцветное передать цветом, бесформенное формой».
Сегодня его чествуют как одного из ярчайших «Нео-тантристов современной индийской живописи» – это значит, что Расул переплетает образы и абстрактные символы буддистской и индуистской тантры, используемые ими янтры и живописные мотивы тханок и ритуальных изображений, перенося их в современное индийское искусство. Но объекты и процессы, которые он изображает, больше имеют отношения к тантре, чем к живописи, так что если это и искусство – то не только.
Сегодня его янтры и йидамы выглядят немного наивно, но для своих индийских (!) 60‑х он был, пожалуй, не менее прорывным, чем в конце 19-го века Хильма аф Клинт со своими прото-абстракционистскими полотнами.
Нет доступных изображений.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: