Храм священной трепанации
«О том Дне чудес Святого Грааля в Кембридже не стоит и вспоминать, как и о том проклятом дне, когда мистер Козмик завалился ко мне с бутылкой виски и ручной дрелью. Я не люблю виски, но мистер Козмик заставил меня выпить больше половины бутылки и только потом объяснил, что у него на уме. Он только что встретил в Гондолфз-гарден буддийского монаха из Тибета, и этот монах ему сказал, что человек может пребывать в состоянии постоянного мистического кайфа, если только решится на трепанацию черепа. Мистер Козмик хотел, чтобы я просверлил у него в голове дырку. Если все окажется так же чудесно, как обещал монах, то мистер Козмик просверлит дырку и мне. Он забрал у меня стакан с виски и вложил в руки дрель. В нее было вставлено кольцевое сверло с острым центром, которое я должен был без колебаний вогнать мистеру Козмику в череп. Центральный клин будет надежно держать дрель в кости, пока я не выпилю у него в черепе аккуратное маленькое отверстие. Высверленную кость мне предстояло вынуть перочинным ножом. Тогда поток кислорода ворвется в черепную коробку мистера Козмика, и он получит доступ к вечному блаженству. Отлично. Я налил себе еще виски, пока мистер Козмик устраивался на полу. Я предложил пропылесосить комнату, чтобы она хоть немного приблизилась к стандарту операционной, но мистеру Козмику не терпелось оказаться на седьмом небе. Я попытался воткнуть клин. Первый раз я сделал это недостаточно сильно. Поэтому пришлось повторить, и на этот раз он немного вошел, и я стал крутить ручку. Кровь хлестнула фонтаном, мистер Козмик застонал, а потом я потерял сознание — и нашу акцию пришлось отменить. Так что и писать особенно не о чем».
В этом отрывке из романа Роберта Ирвинга «Ложа Чернокнижников» (в оригинале «Satan Wants You» – довольно забавная беллетристика про телемитов и психоделики) в «буддийском монахе», пропагандирующем трепанацию, без труда угадывается Лобсанг Рампа – нью-эйджерский самосвят, утверждавший, что является тибетским монахом, одержавшим при помощи техники переноса сознания тело потомственного сантехника Сирила Генри Хоскина. В 1956 году Рампа издал свою книгу «Третий глаз», в которой всячески рекламировал «тайную тибетскую методику пробуждения путём просверливания третьего глаза», кардинально меняющую восприятие индивида. Так он описывал это:
«Вдруг послышался треск — кончик инструмента прошел кость. Моментально лама-хирург прекратил работу, продолжая крепко держать инструмент за рукоятку. Мой учитель передал ему пробку из твердого дерева, тщательно обработанную на огне, что придало ей прочность стали. Эту пробку лама-хирург вставил в паз инструмента и начал перемещать её по пазу вниз, пока она не вошла в отверстие, просверленное во лбу. Затем он немного отодвинулся в сторону, чтобы Мингьяр Дондуп оказался рядом с моим лицом, и, сделав знак, стал все глубже и глубже всаживать этот кусочек дерева в мою голову. Вдруг странное чувство овладело мной: казалось, будто меня покалывали и щекотали в носу. Я начал различать запахи, до сих пор неизвестные мне. Потом запахи пропали, и меня охватило новое чувство, словно легкая вуаль обволакивает все мое тело. Внезапно я был ослеплен яркой вспышкой.
— Довольно! — приказал лама Мингьяр Дондуп. Меня пронзила острая боль. Казалось, что я горю, охваченный белым пламенем. Пламя стало стихать, потухло, но на смену ему пришли мгновенные вспышки и клубы дыма. Лама-хирург осторожно извлек инструмент. Во лбу осталась деревянная пробка. С этой пробкой я проведу здесь около трех недель, почти в абсолютной темноте. Никто не смеет посещать меня, кроме трех лам, которые поочередно будут вести со мной беседы и инструктировать. До тех пор пока пробка будет в голове, мне будут давать ограниченное количество пищи и питья — чтобы только не умереть с голоду.
— Теперь ты наш, Лобсанг, — сказал мой учитель, забинтовывая голову. — До конца своих дней ты будешь видеть людей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они стараются казаться.»
Несмотря на то, что Лобсанг Рампа был неоднократно разоблачён как шарлатан, различные истории разной степени охуительности стали достоянием движения нью-эйдж и не один шизотерик попытался просверлить себе череп в погоне за чистотой восприятия.
Впрочем, у трепанации во имя духовной и интеллектуальной эволюции был и другой апологет – бывший студент медицинского колледжа при Университете Амстердама, Барт Хьюз. Неизвестно, оказали ли на Хьюза какое-нибудь влияние идеи Лобсанга Рампы, однако в 1964 он опубликовал свою фундаментальную работу «The Mechanism of Brainbloodvolume (“BBV”) / Homo Sapiens Correctus». В неё он доказывал достоинства трепанации для эволюционного развития человечества: согласно его теории, после перехода к прямохождению в человеческом мозге нарушился баланс черепно-мозговой жидкости, а также ослаб приток крови, из-за чего работа мозга современного человека не так эффективна, как могла бы быть. Решить эту проблему (а вдобавок – проблему многих психических заболеваний), по мнению Барта Хьюза, смогла бы трепанация. Эту процедуру он и произвёл в 1966 году, претворив таким образом в жизнь свою идею о «Человеке разумном, исправленном». В последующие годы он продолжал пропагандировать свои идеи совместно с Амандой Филдинг, будучи на расстоянии вытянутой руки от Тимоти Лири, Альберта Хоффмана и Саши Шульгина. Бодимодификация Хьюза никак не помешала ему дожить до семидесяти лет, оставаясь при этом в здравом уме.
Собственно, именно оригинальной теории Хьюза и посвящается музыкальный альбом проекта Temple ov BBV, который мы представляем вам.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: