Перевод статьи «The Gnostic Generation: Understanding and Ministering to Generation X»

От редакции. Представляем вашему вниманию перевод довольно занимательной на наш взгляд статьи 1999 года: «The Gnos­tic Gen­er­a­tion: Under­stand­ing and Min­is­ter­ing to Gen­er­a­tion X» за авторством John R. Mabry. Переводчик – Артем Швыряев.

В этой работе довольно изящно увязываются идеи «Теории поколений» Нейла Хоува и Уильяма Штрауса (все эти поколения GI, бэби-бумеры, X, Y, Z и т.д.) с гностическими идеями, используемыми для объяснения разницы в отношении к этой вашей Духовности представителей разных поколений. Особое внимание, как водится, уделяется «иксам» – детям бэби-бумеров, рожденным в диапазоне с 1963 по 1984, чьи отношения с верой, знанием, познанием, восприятием реальности и препарируется. Мысль, которая, будучи озвученной, воспринимается, конечно, как нечто претенциозное, (поколение X – поколение новых гностиков) находит довольно любопытное развитие в наблюдениях, которые актуальны и для многих, кто родился позже этого временного отрезка. Ознакомиться с оригиналом можно здесь.

— IB

y76ZfFxxges

The Gnos­tic Gen­er­a­tion: Under­stand­ing and Min­is­ter­ing to Gen­er­a­tion X

На Международной Конференции Духовных Наставников 1998 года, ведущий спикер, Говард Райс, говорил об особых нуждах и способностях различных поколений, живущих ныне. Основываясь на комментариях Штрауса и инновационной работе Хове «Поколения», Райс представил поколения как возрастные группы, разделяющие культурное наследие, которое определяет их отношение к духовности. Он определил особые потребности и перспективы нескольких поколений и предложил методы для духовного наставления каждого из них.

Райс убедительно рассказал о патриотичной, но всё же глубоко светской «религиозности» «Гражданского» поколения (рожденного в период от ранних 1900‑х и до середины 1920‑х), о сильном и стремящемся к гуманности влиянии «Адаптивного» поколения (рожденного между серединой 1920‑х и 1940‑х), а также о креативных, бунтарских и крайне духовных «Идеалистах» (обычно называемых «Бэби Бумерами», рожденными с середины 1940‑х до конца 1950‑х).  Но, когда он добрался до «Реактивного» поколения – обычно называемого «Поколением Х» (рожденного с начала 1960‑х до начала 1980‑х) – Райс отметил своё замешательство. «У них нет героев, нет мифа», говорит он. И, несмотря на то, что он способен описать это загадочное поколение, он подчеркнул, что о его представителях известно крайне мало, а также, что лишь некоторые «Иксеры» приходят за наставлением.

Известно, что многие в сообществе духовного наставления озабочены духовными нуждами Поколения Икс. Они – следующая волна потенциальных учителей, учитывая то, что первая «волна» этого поколения (те, кто рождены в начале 1960‑х) сейчас как раз достигают своего 35-летия, точки, где многие люди начинают рефлексировать на тему их жизни и задавать вопросы, касающиеся великого смысла. Есть вопросы, которые мы, как духовные наставники, должны спросить: Почему Иксеры не обращаются к наставничеству? Каковы их потребности, особенности проблем, которые они разделяют? Какие необыкновенные дары они привносят в мир? Как можем мы, как сообщество, ответить на их нужды?

В этой статье я надеюсь обратиться к этим вопросам и предположить, каким образом можно сблизиться с поколением Икс, особенно теми его представителями в индустриализованных странах, которые разделяют обычную культуру «Иксера». Сам, являясь Иксером, я потратил многие годы в служении другим подросткам, пытаясь понять, что создает это специфическое поколение (и меня самого), а также создавая наставление, которое предлагало бы эффективную дискуссию для духовного проникновения и роста. Статья разделена на две части, «Понимание Поколения Икс», которое предлагает внутренний взгляд на склад ума и ущемлённость Иксеров, а также часть «Служение Поколению Икс», в которой я предлагаю две модели взаимодействия и инструменты для эффективного духовного наставления.

gnostic_zpsymvdqesn

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПОНИМАНИЕ ПОКОЛЕНИЯ ИКС

Сразу после «конфликта поколений», отделившего Бумеров от их Адаптивных родителей, Бумеры и Иксеры пережили собственный важный конфликт. Бумеры находили лень и циничность Иксеров источником большого разочарования, и, когда Иксеры начали нарушать молчание и утверждать свои взгляды и мнения, они часто встречались с нетерпеливостью и прекращали пытаться, будучи разозленными или расстроенными. Чтобы понять Иксеров, духовным учителям потребуется «пройти милю в их обуви» для того, чтобы увидеть мир с их точки зрения. Старшие не должны ожидать того, что они примут принципы Иксеров, но в качестве наставника необходимо уметь слушать с сочувствием к их нуждам и опыту.

Поколение Без Трансцендентной Миссии. Термин «Поколение Х» исходит из недостатка самоидентификации и из двойственности понимания их будущего. Их родители, в конце концов, были «хиппи», ведомыми желанием спасти Землю от опустошения от природных катастроф и войны; родители этих «хиппи» спасли мир от фашизма. В отличие от них, сравнения ради, Иксеры работают в Макдональдс. Отсутствие цели и сопутствующий дискомфорт преследовали Иксеров так же неустанно, как Гончая Небес.

Штраусс и Хове описывает представителей этого поколения как истинных детей 1960‑х и особенно 1970‑х:

…зарождающаяся эра, которая казалась эйфорической молодёжи, была для «Поколения Х» кошмаром самопоглощенных родителей, распадающихся домов … сконфуженные лидеры, культура, меняющаяся с рейтинга G на R, новые угрозы здоровью общества и экономика «Me Decade», обернувшаяся навстречу организованной старости и против немой молодости. «Растите быстро» был призыв старших. Что они и сделали, преждевременно вступив в «подростковый» реализм в литературе и кино и превратившись в … «Прото-взрослых», будучи ранними тинэйджерами … На каждой стадии жизни, Иксеры встречаются с миром даже более жутких происшествий, нежели что угодно … о чём когда-либо знали старшие поколения (Поколения, стр.  321).

Условие Образующих Иксеров Лет. Еще до того, как Иксеры вылезли из подгузников, они встретились со страхами и неопределенностью, неизвестной любому поколению до них. Будучи первым поколением, которое столкнулось с угрозой полного ядерного уничтожения, Иксеры научились «пригибаться и прятаться» во время бомбежек в детских садах. Иксеры отчаялись из-за судьбы Земли еще, когда были в начальной школе, взрослея и наблюдая за тем, как статистики природных катастроф становятся всё грустнее.

Иксеры до сих пор раздражены из-за того, что их мультики месяцами прерываются из-за Уотергейтского скандала, но травма от «падения» Ричарда Никсона и Уотергейт гораздо страшнее, нежели просто раздражение. Сложно переоценить урон от этого эпизода, нанесенный доверию Иксеров к публичным фигурам. Еженощный ужас Вьетнама по вечерним новостям бросил апокалиптическую тень на детство Иксеров. Было совершенно ясно, что они рождены не в мире телешоу «Оззи и Харриет». Вместо этого, Иксеры испытали мир жестоким, опасным и обреченным.

tumblr_m0uv55Btjg1qi6b7vo1_500

Последующие Эффекты для Психики Иксеров. Учитывая всё это, неудивительно, что Иксеры нетолерантны к персонам авторитетов. Подозрение Иксеров было подкреплено и зацементировано пока они смотрели, как их родители изменяли словам своих брачных клятв и становились свидетелями эксцессов кризиса среднего возраста Бумеров. Как сказала Мелисса Хаглс, 22х летняя старшекурсница Вермонта, «взрослые больше не ведут себя как взрослые. У нас нет примера; они говорят о сексе и терапии, злоупотреблении наркотиками, прямо как мы» («Американская Мечта 1998» Роллинг Стоун, Май 28, 1998, стр. 96).

Если Бумеры и могли мириться с Иксерским недоверием к власти, то к их проникновенному цинизму они обычно относились нетерпеливо. Для Бумеров важно осознавать, что, хоть и относясь к власти с недоверием, они могут сделать всё лучше, чем их предки. Бумеры критиковали тех во власти, но также направляли коллективный взор к утопичному обществу, которое собираются принести. Иксеры смотрели за тем, как идеалистичные мечтания их родителей Бумеров рушатся и горят в «Десятилетии Я» 1980‑х и не имели сравнимых идеалистичных воззрений. Как показало возрождение поп-культуры 60‑х, единственный способ, которым Иксеры могут воспринимать идеализм их родителей – это объединиться (в игривом восхищении абсурдом), как бы говоря, «было бы неплохо – но мы-то знаем, что это нереально».

Пережив больше нарушенных обещаний, чем сдержанных, Иксерам не хотелось верить ни во что, кроме того, что они могли видеть своими глазами.  Не говорите с ними ни о рае, ни о политических мечтах или обещаниях общественной безопасности. Они уже слышали это прежде и не поверили ни во что из этого.

Отринувшие иллюзии «абсолютной правды» и, не доверяя никому, кто предлагал бы её, Иксеры – первое поколение, которое взаправду обзавелось чувствительностью постмодерна. Ни одна виданная религия не имеет всех ответов, ни одна политическая идеология. Вместо этого, Иксерам нужно было построить своё собственное понимание, хаотический процесс ассимиляции, синкретизма и осознанного пересмотра. Для некоторых это оказалось слишком большой работой, поэтому некоторые Иксеры бегут под прикрытие религиозного и идеологического фундаментализма. Но для большинства нет «возврата домой», ведь там никогда и не было «дома», который в первую очередь мог бы вызывать доверие.

Вместо проповедников, учителей или телеевангелистов, которые предлагали «Ответы», пророки Поколения Икс – это экзистенциональные барды популярной культуры: певцы, режиссеры и писатели, которые разделяли и давали имена обыкновенному для них опыту разочарования и лишения прав. Пророки эти предлагали немного ответов, но вместо этого отлично справлялись c тем, чтобы правильно ставить вопросы, предоставляя Иксерам зеркала, которые отражали их опыт и давали скудное утешение в том, что они не одни в своём бедственном положении.

Чувство отчаяния Иксера – не притворство, однако большая часть культуры Икс, казалось бы, упивается им. Оно распространяется, потому что оно очень реально. Многие Иксеры носят свои чувства вовне, одеваясь в основном в чёрное. Музыка Иксеров кажется негативной и часто нигилистической для старших поколений. Однако «нигилизм» – не совсем точный идеологический ярлык; большинство Иксеров просто пытается справиться со всем как можно лучше, найти любовь и признание, где бы они ни находились в мире, который в их восприятии по большей части лишён трансцендентной надежды.

Интернациональное Явление. Культура Иксеров не ограничивается Соединёнными Штатами. Иксеры в любой индустриализованной стране мира разделяют схожие взгляды и воплощают региональные «оттенки» обычной культуры Икс. От Австралии до Канады, Англии и Германии, Иксеры одинаково недовольны. По всему миру Иксеры живут в недоверии к лидерам своих наций.

«У них нет уверенности в социальных институтах их стран. Они видят огромные социальные проблемы вокруг себя, от бедности, расизма и преступности до природных катастроф, расшатанной экономики и глобальных конфликтов. По их словам, «Всё неправильно» (Артур Левайн и Джинетт Кьюртон, авторы «Когда Сталкиваются Надежда и Страх: Портрет Современного Студента Колледжа. Цитируется в Свидетеле, от Сент. 1999, стр. 8).

tumblr_meeb8oFyII1r312weo1_500

«Плохие Дети». В своём главном докладе, Райс охарактеризовал Иксеров как экстремально циничных, опрометчивых, прагматичных, несентиментальных и крайне сомневающихся в своём будущем. В силу того, что более 50% Иксеров из неполноценных семей, они обременены крайне глубоким чувством уязвимости и всегда будут удивляться, что же такого они «сделали», что повлекло за собой всеобщий крах. Медиа также не помогает смягчить эту уязвимость, ведь Иксеры находятся за непреодолимым барьером из негативной прессы: Иксеры описываются как жадные, глупые, ограниченные и апатичные. Среди поколений, Иксеры стали «паршивой овцой» в семье, неся на себе коллективную тень нашей культуры. Как пишут Хове и Штраусс:

«Четверть века назад, дети оскорбляли стариков. В наши дни, всё с точностью до наоборот» (13й ГЕН, стр. 17). Иксеры не могут ничего сделать, кроме как усвоить мифы из описаний прессы. Как пел Курт Кобейн в середине 90х, «Я чувствую себя тупым и заразным» («Smells Like Teen Spir­it»).

Старшие поколения не улучшают положения, одобряя или соглашаясь с поверхностными портретами Иксеров, особенно, если они служат подтверждением их взглядам и продвигают их программы. Консерваторы спешат указать на растущее Поколение Икс, как на консервативное с финансовой точки зрения. Либералы ничем не лучше, они подчеркивают опасения Иксеров по отношению к социальной справедливости. Однако ни одна из сторон реально не понимает внутренние чувства и убеждения Иксеров и ни одна из них не может предсказать, как будут голосовать Иксеры. На самом деле, Иксеры финансово консервативны из-за недоверия к расплывчатым государственным системам, которые могли бы, а может и не могли бы, соответствовать их целям, они социально сознательны, так как знают, что значит быть лишённым прав, и хотят работать над изменением этого здесь и сейчас. Попытки адаптировать голоса Иксеров, вместо поиска и понимания тонкостей их опыта, служат лишь дальнейшему отчуждению оных и усиливают их недоверие к «системе».

Эти попытки классифицировать Иксеров на либералов или консерваторов также распространяются и на религиозный мир. В своих записях о католиках, Иксер Том Бедуин отмечает следующее.

Оба течения консерваторы и либералы хотят видеть Иксеров как поддержку их линий поведения. В то время как некоторые хотят видеть поколение в основном «молодым и консервативным» … либералы хотят, чтобы Иксеры привнесли проект Ватикан II таким, каким они его видят … Большинство Иксеров принимают гораздо больший плюрализм (духовный, расовый, сексуальный и т.д.), чем консерваторы хотели бы. И они находят привлекательными – зачастую с примесью иронии и сентиментальности – гораздо больше традиционных символов, чем либералы обычно могут переварить. Так же, Иксеры часто политизированы и мультикультурно чувствительны (особенно это относится к политике толерантности) для большинства консерваторов и слишком апатичны и буржуазны для большинства либералов («Gen‑X Refus­es to Buy into Oth­ers” Agen­das,» Национальный Католический Репортер, Апрель 24, 1998).

На самом деле, для многих Иксеров такие определяющие вопросы как: «Вы христианин или буддист?» «Гей или натурал?» «Консерватор или либерал?» или даже «Католик или протестант?» бессмысленны. Они часто являются всеми из вышеперечисленных и нетерпеливы к тому, что старшие пытаются наклеить ярлык на их восприятие или принизить их до существовавших ранее категорий.

С другой стороны, старшие зачастую ложно трактуют политическую двойственность Иксеров как апатию, их сексуальную неоднозначность как аморальность, а их не вовлеченность в организованную религию как бездуховность. Всё это основано на недопонимании мировоззрения Иксеров, а ярлыки вносят мало понимания. Вместо этого, этим поколениям взрослых необходимо использовать любой доступный инструмент для того, чтобы понять и помочь Иксерам направить то, что кажется самой нестабильной эрой, которую видел этот мир.

gnosticism-science1

Предки от Культуры: Гностики. Обо всём вышесказанном, я, конечно же, говорю в общих чертах, но это истинно для большинства людей, родившихся между 1960-ми и ранними 1980-ми в индустриальных странах. В то время как для старших поколений может быть трудно понять – или принять – испытания и культуру Иксеров, нам нужно лишь вернуться назад чуть дальше в истории, чтобы найти тех, кто сможет. Согласно исследованию Штрауса и Хове, последовательность поколений (Гражданского, Адаптивного, Идеалистов и Реактивного) циклична. В «Поколениях» они и описываются как внутренний цикл США от колонизации и до наших дней. Гражданскому поколению этого века предшествовало Реактивное, так же известное как «Потерянное Поколение» (рожденное с начала 1880‑х до 1990‑х). «Потерянное Поколение» имело много общих культурологических воззрений с Поколением Икс («Пустошь» Т.С. Элиота – прекрасный образец) и было разгневано схожим поведением старших.

Однако точно нам поможет понять мотивы Поколения Икс только история гораздо более раннего реактивного поколения. Когда Говард Райс отметил, что у Иксеров нет мифа, внутри меня возникла идея. Я встал и заявил, что верю в то, что у Иксеров на самом деле есть миф: Гностический Миф. Иксеры просто не знакомы с его классической формой. В то же время, я не понимал, ни почему Библиотека Наг Хаммади включает прикроватное чтиво моих прошедших пяти лет, ни почему я продолжаю видеть Гностические темы в популярной культуре. Несмотря на то, что Райс сокрушался по поводу отсутствия у Иксеров мифа, всё-таки всё внезапно встало на места. После гораздо более последовательного наблюдения, я верю, что Миф Гнозиса может помочь нам понять ненадёжное и полное страха мировоззрение Иксера. В последующих частях я предлагаю сравнение этих двух реактивных поколений, которые, как я надеюсь, докажут это озарение.

Иксеры как Нео-Гностики. Гностические Христиане процветали в первые четыре века нашей эры. Их космология и сотериология были сильно различными с «ортодоксальным» Христианством, несмотря на единый религиозный язык. Ортодоксальные Христиане воспринимали Гностические учения как угрозу сообществу и жестоко подавляли ересь. Гностики же не доверяли религиозной власти ортодоксального Христианства. Они чувствовали себя преданными духовенством из-за укрытия «истины» от них и видели Бога, проповедуемого церковью, как раздутого от Эго наследника трона. Так как они верили в испорченность Творца, они видели и само творение таким же. Таким образом, большинство древних Гностиков были радикальными дуалистами. Лишь дух был благ, и Гностики жаждали освобождения от оков злой плоти и воссоединения с духовной полнотой Божественности, истинного дома человечества.  Гностики чувствовали себя как «иностранцы в чуждых землях», пришельцы на этой планете, с которой они отчаянно надеялись сбежать. Свобода от власти архонтов – злых ангелов под командованием демиурга – включала получение «гнозиса» или секрета, экстатического знания, которое не может быть передано словом, но лишь пережито.

Большинство Гностиков формировало элитные круги среди противоположных им ортодоксальных Христианских церквей, часто выдавая себя поведением, которое логически выходило из их дуализма: крайний аскетизм или крайняя распутность. Плоть зла и сдержана должна быть, как говорили аскетичные Гностики, или же плоть не важна и может быть использована как инструмент духовного экстаза, как практиковали гедонистические Гностики. Несмотря на то, что Иксеры находят Гностический дуализм неприемлемым, их мировоззрение откликается на социальный и духовный опыт Гностиков, их эсхатологичную надежду.

Социальный Опыт. Мы можем увидеть из ранних записей Гностиков, что они также верили в то, что живут в мире, где «всё неправильно», что вся «система» против них, начиная с коварного демиурга, «бога мира сего», и его архонтов, и до религиозной власти, которая невольно служит им; от высочайших позиций правительства до местных политиков.  Все «спущены с цепей», чтобы подавлять их, чтобы держать их в неведении и вечном рабстве.

Это так же хорошо описывает и опыт Иксеров. Бог их родителей требует от них привязки к традиционной линии и, таким образом, предательства их внутренней сущности. «Архонты» превратились в безликие международные корпорации, жаждущие того, чтобы держать мир в их бесчеловечном рабстве. Кажется, Иксерам нет места в бизнесе или социальных «образованиях» и недовольство Иксера против институционализации – нечто большее, чем просто притворное пренебрежение. Это – «выход из игры», из всей системы целиком. Те Иксеры, которые «добились» в бизнесе – это те, у кого достаточно предпринимательского драйва для того, чтобы сделать всё «по-своему». Остальные из Поколения чахнут. Как и Гностики, Иксеры отказываются от «системы», так как «система» (космос, по-гречески: «мир») по большей части отказывается от них.

Мир для Иксеров, так же, как и для Гностиков, не кажется «домом». Он не кажется им приветливым, ему нечего предложить им, и они подозрительны к тем, кто пытается убедить их в обратном. Постмодернизм создает хаос смыслов и идеологий, в котором рождается Поколение Икс. Это помещает Иксеров в ту же ситуацию, что и Софию в отношении их происхождения: потерянные, одинокие и плывущие по течению, отчаянно ищущие потерянного рая раннего детства, девственной полноты.

Духовный Опыт. Духовный опыт Поколения Икс точно повторяет Гностический. Идея того, что образ Бога, представленный институциональной церковью, является злым наследником трона – великий секрет, пронизывающий гнозис – познан Иксерами интуитивно. Бога, которого дали многим Иксерам в детстве (посредством консервативных течений религии и популярной культуры Бэби-Бумеров) – это ложный Бог, зачастую воспринимаемый как злобный тиран, чьи детские разглагольствования и угрозы созданы ради принуждения подопечных к согласию. Ввиду отсутствия альтернатив подобным образам, данным Иксерам, они сильно отрицают институциональную церковь и синагоги – с их богами – как поддельные.

Вместо набивания себя «данной мудростью» церкви, Гностики считают, что ортодоксальные вероучения – фантастическое понимание веры, веря в то, что лишь прямое духовное переживание священного по-настоящему спасительно. Похожим образом, Иксеры подозрительны к догме, переданной другой половиной мира и двумя тысячелетиями назад, и гораздо более склонны верить экстатическим переживаниям, которые они знают из первых рук посредством музыки, танца, сообщества, секса, медитации и изменяющих сознание веществ.

Относя аутентичный религиозный опыт только к этому миру, Иксеры больше принимают от настоящего момента, чем их Гностические предки. В то время как древние Гностики видели мир со знаком «минус», Иксеры больше склонны видеть отсутствие значения как такового. Эта амбивалентность по отношению к миру и плоти воплотилась в практиках самоистязания, таких как тату, пирсинг и шрамирование, которые кажутся непостижимыми старшим поколениям. Всё же далекие от саморазрушения, эти практики на самом деле способ, которым Иксеры вкладывают значение в свои тела. Тату на предплечье в стиле компьютерных схем – символ принадлежности к «племени» среди киберпанков. Проколотый язык «сакрализирует» и выделяет рот как агента сексуального удовольствия. Каждый из них несет ритуальное и договорное обозначение плоти в отличие от обрезания верующих Евреев.

В этом смысле Иксеры отличны от Гностиков, конкретно в том, что Иксеры обычно отрицают доктрину испорченности плоти. Вместо этого, Иксеры настаивают на единстве духа и плоти, играя Аристотеля для Платона Гностиков, обменивая буквенную веру в миф на Дарвина и житейский сильно утешающий экзистенциализм. Если священность может быть найдена везде, если смысл может быть создан где угодно, он должен быть внутри. Конечно же, в обнаружении внутренней священности Иксеры парадоксально схожи с Гностиками, ведь миф говорит, что искра Истинного Бога пребывает во всех людях.

907a3ef853c5c7f90daf2edacf9b6361

Отсутствие трансцендентного смысла в мире также ведет Иксеров к двум экстремальным образам жизни, известным Гностикам, аскетизму и распутности. В силу того, что Иксеры так отчаянно жаждут принятия и любви, многие образовали объединения, подобные групповым бракам, чтобы почувствовать комфорт, принадлежность и поддержку соплеменников; полиаморное объединение, которое часто подразумевает секс. В ранних 90‑х Иксеров в большом количестве привлекали рейвы, танцевальные вечеринки на всю ночь, где каждый может забыться в гипнотических ритмах, почувствовать себя частью гораздо большего «племени» и насладиться такими комфортными наркотиками, как экстази, психоделиками и этноботаникой. На другом конце спектра аскеты, общности, такие как Стрейт-Эйджеры, которые рьяно отказываются от алкоголя, наркотиков, мяса, кожаных изделий и случайного секса и печально известные тем, что ходят группами и избивают любого, кто не разделяет подобных взглядов.

Большинство Иксеров, однако, проявляют подобный дуализм в скрытной манере. Их распутство больше склонно принимать формы распространенной практики «серийной моногамии» или «свободных» отношений. Аскетизм Иксера больше похож на технологическое разнообразие, приводя их к виду стереотипных немытых и плохо одетых компьютерных гиков, которые совершенно пренебрегают своим телом в пользу объединяющего присутствия в киберпространстве.

Эсхатологическая Надежда. Именно в киберпространстве многие Иксеры находят свою эсхатологическую надежду. Если Гностики жаждали однажды отбросить свои тела, чтобы присоединиться к полноте Плеромы, то для Иксеров это спасение даже более реально, для них это – воплощенная эсхатология. Им не нужно ждать смерти, чтобы отбросить тело; они могут (и делают это) сбежать от оков тел к Плеромному зазеркалью киберпространства.

И это очень реальное спасение. В киберпространстве никто не судим за возраст, пол или внешность. Интернет – великий балансир, который, по мнению любого Иксера, способен тягаться с архонтами, создать замки-сайты более совершенные (и полезные), чем самые большие корпорации. Это поле брани, на котором каждый Иксер победоносен, фронт, на котором они – пионеры и единственное место, которое у них есть, где они – старшие.

Так же, как и у Гностиков до них, у Иксеров спасение приходит через знание (хотя они скорее назовут это данными или информацией). Афоризм киберпанков «Информация хочет быть свободной» эхом отзывается в Гностической эсхатологичной надежде на то, что искра божественности в каждом из нас стремиться к освобождению. В киберпространстве данные = священность, и стремление Иксеров защитить эту слабую искру крайне сильно. Киберпространство, как и Плерома, это единственное место известное Иксерам, где архонты не имеют сил, и хакеры поклялись, что ни одно государство или корпорация не вторгнется или не начнет контролировать его.

Несмотря на то, что отношение схожести между Поколением Икс и Гностицизмом еще никогда прежде – по моим данным – не было допущено, Иксеры интуитивно тяготели к этой древней ереси. За прошлый год три популярных фильма были выпущены, три фильма на явно Гностические темы, свидетельство того, что миф жив и активен в воображениях Иксеров. Шоу Трумэна, Тёмный Город и Матрица, все они содержат главных героев в попытке сбежать из искусственной реальности, в которой они заключены. В каждом фильме есть знание, которое даёт ключ от их тюрьмы и позволяет каждому бороться с силами архонтов.

И Гностики и Иксеры – побежденная сторона, религиозно и социально. Понимание Гностического мифа, цинизм и отчужденность, которую он выражает, может помочь Иксерам почувствовать себя менее одинокими в мире, определить свою трансцендентную надежду (освобождение/побег) и предположить методы своего избавления (самопознание). Осознание Гностического мифа и его отношения к Иксерам также может помочь старшим достать Иксеров из бессмысленности, в которой они находятся.

tumblr_lgb7k0n9UU1qzdh9yo1_500

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СЛУЖЕНИЕ ПОКОЛЕНИЮ ИКС

Так же как в природе Иксеров отказываться и быть подозрительным к смыслам старших, в природе Адаптивистов и Бумеров взращивать и помогать своим детям, если, конечно, Иксеры дадут им сделать это. Всё же, большинство старших, как отмечает Говард Райс в своём ключевом послании, находятся в растерянности. Поколение Икс, как ведомая страхом собака, пойманная в стальную ловушку за ногу, не может освободить себя и готово вырвать гортань любому, пытающемуся подобраться достаточно близко, чтобы помочь. Любой, кто действительно понимает особенную позицию, которую занимают Иксеры, знает, что помочь может не участие, но сострадание к их положению. Они чувствуют себя покинутыми и проклятыми и находят толику надежды в политических или религиозных идеологиях. Когда они пытаются говорить с позиций опыта, его зачастую преуменьшают и, поэтому, остается лишь смолкнуть. Наоми Вольфе пишет следующее.

«То, что снаружи кажется инертным поколением, чьё молчание должно провоцировать презрение, на самом деле является запуганным поколением, чьё молчание должно вызывать сопереживание» (цит. по 13й ГЕН).

Ирония в том, что, как и каждый из созидающих типов, Реактивные поколения имеют духовную одаренность, которая важна и даже необходима для нашего выживания, однако лишь в том случае, когда они могут быть услышаны. Как духовные учителя, мы можем помочь Иксерам найти свой голос и поспособствовать духовной эволюции человечества, а так же помочь Иксерам найти место духовной общности, которое, казалось бы, аутентичным и полным смысла.

Иксеры и Религиозные Образования. Как говорилось выше, Иксеры в основном не приходят к духовному наставничеству. Вдобавок, церкви основного направления пытаются начать что-то делать с тем, что очень мало взращённых в их церквях детей продолжают развивать свою духовность в рамках традиционных течений. Образования, в которые старшие поколения так много вкладывали, кажутся бессмысленными для большинства Иксеров. Они не верят иерархии или объединениям, которые те поддерживают, в политике или в церкви.

Если религиозные институты действительно ценят Иксеров и хотят вовлечь их, церковным лидерам необходимо будет сделать первый шаг навстречу равенству с Иксерами и действительно прислушаться к тому, что они считают нужным. Могамед не собирается идти к горе. Если церковные лидеры не будут обращаться к Иксерам как к важным людям с настоящими, но очень иными, нуждами, Иксеры не заполонят входы церквей в ближайшее время.

Иксеры часто приравнивают «религию» к лицемерию и предпочитают говорить «духовность».  Религия (по крайней мере, Христианство) рассчитывает на то, что Иксерам кажется несуществующими землями отрицания в запредельном будущем. Иксеры вряд ли надеются на что-либо помимо несентиментального здесь-и-сейчас и часто возделывают индивидуальную и, зачастую, идиосинкразическую, духовность, которая больше основана на внутренних авторитетах, чем на тех, что определены иерархией извне.

Это недоверие к иерархии распространяется так же и на сеансы духовного наставничества. Там, где есть «наставник» и «ученик», подразумевается и неравенство сил. Однако чем больше мы говорим о переопределении отношений в качестве «компаньонских» тем менее вероятно это будет воспринято такими как Иксеры. Это особо правдиво, когда наставник видится как представитель институциональной идеологии или работает на базе наставнического центра, спонсируемого Романской Католической или Протестантской церковью. Неравенство сил в отношениях наставник/ученик неприемлемо для Иксеров. Они отзовутся лишь равным или же вообще не сделают этого. Это заставляет меня поверить в то, что пока они подвергаются глубокому и неожиданному сдвигу их коллективной психики, традиционные модели духовного наставничества один-на-один не будут работать с большинством из Поколения Икс.

1-gnostic-bruce-rolff

Две Модели и Инструмент для Духовного Наставления. Любая модель наставления духа, которая надеется на успех в достижении Иксера, должна быть чувствительна к этому неравенству сил и, если это вообще возможно, избавится от него. На счёт этого я предлагаю две модели для содействия Иксерам: Менторство и Круги Мудрости (форма группового наставления).

Менторство. Самая традиционная модель и метод, который кажется легчайшим для старших, это – очень давняя практика менторства. В менторских отношениях обе стороны уважают друг друга и общаются на равных. Роберт Блай, в фильме Собрание Мужчин, сказал: «если младший мужчина не уважаем старшим, он ущемлён». Эта истина указывает на самое главное в самовосприятии Иксеров полном боли. Иксеры выглядят не идеальными или уважаемыми по праву, но непостижимыми смутьянами и отступниками. Старшие, которые могут увидеть защиту Иксера как сильный инструмент выживания, которым она и является, и могут уважать их требование истины и неприкосновенности, пойдут далеко на пути исцеления ран, что разделяют душу Иксера и поколения. Бумеры особенно имеют отношение к большому произволу в обществе, который переживают Иксеры. Если старшие также могут сочувствовать отсутствию надежды, которое испытывают Иксеры, договор доверия может быть подписан, что позволит Бумерам поведать мудрость своих лет Иксерам. Мне самому повезло иметь такого ментора, и исцеление, что я пережил, как и доверие, порожденное меж нашими поколениями, было полным.

Неизвестно, будет ли «Менторская Программа», подобная этой, работать. Иксеры, которые остаются в церквях, вряд ли будут благодарны за то, что их искусственно сопоставили со старшим для «менторства». Менторы должны быть избраны, причем самими Иксерами. «Менторская Программа», которая сработала бы, возможно, должна включать курс культуры и философии Поколения Икс для старших. Может быть дано и руководство касательно того, когда именно Иксер нуждается в менторстве и поддержке. Ментор не способен заставить Иксера верить ему или ей. Предполагаемые менторы могут лишь просмотреть свои собственные жизни на предмет искренности и попытаться увидеть, как именно их воспринимают Иксеры в их среде. Если ментор готов – и реален – Иксер придёт.

Круги Мудрости. Более сложной для старших может быть модель, которая, в сущности, не нуждается в них. В Круге Мудрости, Иксеры (и представители других поколений, пожелавшие присоединиться) встречаются как равные и содействуют друг другу. Активности в подобных кругах обычно включают некую комбинацию дискуссии, молитвы и ритуала. Однако одному или двум людям нужно будет организовать такую группу, и эти люди не должны упражняться в контроле или авторитете, в противном случае, эффективность будет жестоким компромиссом для Иксеров. Книги, такие как Круги Мудрости и Сакральные Круги, могут быть полезны в собрании подобной группы, но человек, который уже участвовал в таких группах, знает, что вскоре они заживут собственной жизнью. Дух «неисповедим», и форма существования группы может кардинально поменяться.

Мне повезло быть частью трёх таких сообществ. Конкорд, Калифорния, ветвь Анонимных Фундаменталистов (АФ) в США (1991–1993) предоставили пространство, где представители всех возрастов разделяли свою боль с другими и исцеляли окружающих от духовной тяготы. Здесь я научился тому, что вне зависимости от религиозного бэкграунда участников (Баптизм, Католицизм, Харе Кришна, Свидетели Иеговы, и т.д.) мы все имели приблизительно одинаковые опыты духовного обременения и психотравм, и наша боль отражалась в историях других.

После того, как долгое исцеление было завершено, горстка членов группы АФ почувствовала, что мы готовы попробовать пережить то, что называлось бы «здоровым» духовным сообществом. Объединившись с учениками Создания Духовности, наша, по большей части Иксерская, группа образовала Круг Празднования Беркли (1994–1996). По общему решению, используя Оригинал Благословления Мэтью Фокса как «апостол», мы написали собственные ритуалы. Группа представляла форум для самооткрытия, выражений одобрения и возможностей для роста.

Спустя два года, некоторые из нас поняли, что мы исцелили достаточно, чтобы вновь столкнуться с Христианством. Так был сформирован Фестиваль Святых Имён (с 1996 по настоящий момент), продолжая модель единого мнения, которую мы использовали, мы переписали Мессу. Взяв на каждого часть Евхаристичной литургии, мы спросили, «Что выражает эта часть, и почему именно она перестаёт означать это для нас? И как мы вновь можем наполнить её смыслом?». Каждое слово в наших службах обсуждалось на планёрках, и наше поклонение было перемешано с большой долей скепсиса касательно традиции и священного писания, не говоря уже о частой брани.  На Фестивале мы пытались создать пространство, где мы могли быть свободны вопрошать любые неудобные вопросы, и, медленно, исцеление происходило. Большинство из нас теперь даже могло звать себя «Христианами»; черта, невозможная для большинства в те времена, когда мы начинали.

9884941_orig

Как видно из примеров выше, модель Круга Мудрости чрезвычайно гибка и может быть направлена на мирское (Анонимные Фундаменталисты), межконфессиональное / универсалистское (Круг Празднования) или специфично религиозное направление (Фестиваль Святых Имён). В каждом из этих сообществ, так как близость была высока, количества участников оставались маленькими, а связи порой недолгими. В том, что обычно называется мышлением «старой парадигмы», это – показатель того, что эти группы не были сильно успешны, но это вовсе не тот случай. Люди занимались какое-то время, испытывали исцеление и затем двигались дальше. В случае Фестиваля, некоторые были семинаристами, многие из которых испытали огромное облегчение в своих отношениях с церковью, которая освободила их для того, чтобы они служили ей в креативной и гибкой манере. Затем они взяли модель Фестиваля с собой в свои будущие службы, создавая меньшие, более близкие группы для определения и исцеления; это создало фрактальную модель сообщества, которое бесконечно подразумевало и воссоздавало себя, в итоге достигая гораздо большего количества людей, чем могло бы, будучи мега-объединением.

Эти группы – пример из моей жизни, пример того, как Иксеры постигли нужду в их собственных жизнях и взяли «церковь» в свои собственные руки для того, чтобы удовлетворить эту нужду. Старшие, которые хотят поддержать Иксеров на их духовных путях, должны постараться предоставить Иксерам пространство и поощрять их за «создание церкви» такой, какой они хотели бы, включая (особенно) написание и осуществление собственных ритуалов и служб. И хотя это не создаст проблему Свободной Церковной традиции, это может быть трудным для Католиков, Эпископалистов и остальных людей, оставляющих Евхаристическую привилегию святому писанию.

Страх некоторых старших о том, что Иксеры «сделают это неправильно» или «опустятся до ереси» далёк от сути. Иксеры нуждаются в таком богослужении, которое бы чувствовалось искренним (даже если это значит, что они вовсе не могут «поклоняться» в обычном смысле). Это подразумевает акт радикального доверия со стороны старших поколений и сможет показать, когда встреча умов и сообществ будет возможна. Старшие, которые понимают, что могут поддерживать и воодушевлять – и даже наставлять – найдут в таких группах много пользы и доверия Иксеров.

Гностический Миф как Инструмент. Я убежден, что Гностический миф, сделанный осознанным, может быть полезен Иксерам. Как только Иксеры знакомятся с мифом, параллели и аналоги их собственному опыту становится очевидны. Как только они поймут, что образ Бога, которого им дали в детстве церковные лидеры, родители и популярная культура – это не полезный образ, не их истинный Бог, они смогут обнаружить то, что Бог находится за гранью образа демиурга; истинный Бог, что призывает всех людей (и Иксеров) к здравию и полноте. На данном этапе перевоплощения Иксеры могут получить «учение», относящееся к другому духовном опыту, и вдохновиться для поисков их собственного.

Популярная культура – это один путь осознания мифа; Интернет – другой. Романы, такие как «ВАЛИС» или «Святое Вторжение» Филипа К. Дика, являются прекрасным ознакомлением, однако нужно большее. Некоторые недавние фильмы на Гностические темы уже были оговорены, и, без сомнения, возникнут другие. Некоторые рок-н-рол группы тоже распространяют «Гностическую Проповедь», например, норвежские «White Wil­low». Группа, в которой выступаю я сам, «Metaphor», готовится к выпуску первого CD, названного «Star­foot­ed», это – рок опера, основанная на Гностическом мифе. Эти и другие популярные медиа – важные средства привнесения мифа в сознание. Те духовные наставники, которые достаточно удачливы для сопровождения Иксеров один-на-один, увидят, что исследование мифа вместе с учениками может породить освободительные «ага», что подталкивают наставляемых к более полному пониманию себя и к более глубокому объединению с истинным Богом.

Я опасаюсь, что некоторые могут найти мою пропаганду Гностического мифа тревожной. Однако мне кажется, что осознание, а не принятие, мифа важно для Иксеров. Последней вещью, что я пропагандирую, будет усиление Манихейско-Августинского дуализма, который итак уже поразил церкви. Вместо этого, как в Дантовском Аду, где «down is out», я верю, что лишь вовлечённые в Гностический миф Иксеры могут надеяться двигаться за его грани. Так как они слишком долго были в рабстве демиурга и «его» архонтов, Иксеры будут бессильны действительно сбросить оковы и, наконец, действовать, вместо того, чтобы просто противодействовать.

the-gnostic-soul-universe

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание хорошо обоснованного недоверия Иксеров к власти, духовным учителям и другим лидерам может быть действительной поддержкой их духовных путешествий, учитывая, что такие путешествия могут завести в совершенно другие места, нежели их собственные. В конце концов, мир, в котором появилось Поколение Икс, совершенно иной. Наградой за такое служение будет польза всем поколениям, не только Поколению Икс. Ведь, если диалог между поколениями может быть налажен и сохранён, Иксеры смогут учиться на тяжелом опыте своих старших, в то время как старшие поколения будут награждены крайне реальными и важными духовными талантами, уникальными для Поколения Икс: пророческий голос, не выносящий коварства и дающий важные корректировки идеализму Бумеров. Духовность Поколения Икс подразумевает чётко осознаваемую эсхатологию, дух реализма и видение момента. Вместо создания запредельных образов тысячелетних царств, Иксеры скорее будут найдены в походных кухнях кормящими бездомных по соседству; вместо учреждения дорогостоящих государственных программ, которые лишь вероятно будут полезны в том, ради чего создавались, Иксеры скорее применят свои силы локально, чтобы помочь тем, кому меньше повезло.

Далекие от того, чтобы быть морально извращённым поколением, Иксеры обладают глубоким чувством сообщества и духовности, тем, что устойчиво к порче и в то же время жаждет изменить то, что, казалось бы, не может быть изменено. Духовные наставники могут быть сильными союзниками, помогая этому проблемному поколению достичь их полного потенциала, сопровождая их пониманием, воспитывая их самообладание и – поддерживая их попытки найти значимое сообщество на их собственных условиях.

Гностический автор, который написал «Thun­der: Per­fect Mind» так много веков назад мог так же говорить о Поколении Икс, когда писал:

Ты обрати вниманье на меня.

Я тот, кто опозорен был

И также я велик.

Внемли же бедности моей и моему богатству.

Не будь высокомерен по отношению ко мне

Ведь я же изгнан на земле,

И ты найдешь меня средь тех, кто лишь придёт.

MotheroftheWorld

Библиография

  1. Beau­doin, Tom. Vir­tu­al Faith: The Irrev­er­ent Spir­i­tu­al Quest of Gen­er­a­tion X. San Fran­cis­co: Jossey-Bass, 1998.
  2. Carnes, Robin Deen, and Sal­ly Craig. Sacred Cir­cles. San Fran­cis­co: Harper­San­Fran­cis­co, 1998.
  3. Garfield, Charles, Sedo­nia Cahill, and Cindy Spring. Wis­dom Cir­cles. New York: Hype­r­i­on, 1998.
  4. Robin­son, James M., ed. The Nag Ham­ma­di Library. San Fran­cis­co: Harp­er & Row, 1978.
  5. Strauss, William, and Neil Howe. 13th GEN: Abort, Retry, Ignore, Fail? New York: Vin­tage, 1993.
  6. Strauss, William, and Neil Howe. Gen­er­a­tions. New York: William Mor­row & Co., 1991.

Перевод – Артем Швыряев.

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: