Плечи, или криптоктеис Стивена Кинга
От Редакции.
Порой поиск оригинальных идей заводит в весьма странные места. Например – в пространство ума, которое своей семантической топологией наводит на мысли, что его обладатель – не вполне обычный человек. Да что там кокетничать, блядь, – порой нам пишут наглухо поехавшие персонажи.
Не всегда понятно, стебётся человек или действительно воспринимает реальность таким образом, что выверты его текстов дезориентируют своей нестандартностью.
Один из наших конфидентов откликнулся на наш призыв и рискнул прислать нам два текста, которые отрекомендовал достойными к публикации на сайте.
И если первый его текст мы пока не готовы представить в силу его… мм… неоднозначности, то второй текст оказался в той степени уравновешен, чтобы явственно балансировать на грани безумия и за счёт этого дополнительно индуцировать читателя.
Впрочем, о чём мы говорим – вы поймёте сами, прочитав данный текст. Слово автору чьи, орфографию, пунктуацию и инфографику мы трепетно сохранили (нет. – прим. кор.).
Лет десять назад я прочёл роман Стивена Кинга и Питера Страуба «Талисман». В книге была одна сцена, которая меня по-настоящему впечатлила – я могу судить об этом с уверенностью, потому что и спустя десять лет сцена стоит перед глазами, как живая: один из эпизодических персонажей, в целом безликий и непрописанный вспомогательный элемент, использовал в рукопашном бою два тяжёлых металлических цилиндра, которые зажимал в кулаках и толкал с плеча, что многократно усиливало удар. Конечно, такой технике недоставало шустрости, но представить только, какой сокрушительной силой наделяли эти снаряды оба кулака героя! Мне казалось, очень круто пиздиться такими кулаками.
На днях, размышляя над новым рассказом, я захотел использовать эту крутую фишку у себя. Позаимствовать у мэтра красивую деталь. Нашёл электронную версию «Талисмана», чтобы посмотреть, как это описано у Кинга. Забил в поиск «цилиндр» – поиск не дал результатов. Тогда набрал в строке поиска «плеч», потому что точно помнил в той суперской сцене упоминание плеча. Сцену так и не нашёл – впрочем, меня она уже мало интересовала.
Меня увлекло другое. В романе 76 раз встречаются слова с корнем «плеч» – 75 предложений (в одном – дважды), 701 слово. То есть каждое девятое слово в этих предложениях – производное от «плечо». Конечно, С. К. мастер, и притом весьма продуктивный – что не оставляет сомнений в том, что работает он по определённым шаблонам, и это влечёт за собой массу повторений и неявную тавтологию. Да он и сам этого не отрицает. Любопытно другое. Вот эти 75 предложений в том порядке, как они появляются на страницах романа:
Джек передёрнул плечами. Джек пожал плечами. Европейская женщина, повернувшись спиной к камере, улыбалась ему через плечо. Смотритель одной рукой обнял Джека за плечи, и они некоторое время сидели молча. Лестер встал, потом тронул Джека за плечо. С таким весом за плечами можно идти хоть весь день. Вдруг он споткнулся о сумку, из которой выглядывал огромный бутерброд с колбасой и сыром, и в тот же момент почувствовал на своих плечах чьи-то руки. На плечи была наброшена голубая куртка с рядом крючков и петель вместо пуговиц. Он встряхнул Джека за плечо. Капитан опять покачал головой и крепче стиснул плечо мальчика. Капитан оставил наконец в покое плечо мальчика. Из-под одеяла выглядывали только её лицо и плечи. Капитан рукой дотронулся до плеча, чтобы показать Джеку их длину. Он почти грубо схватил Джека за плечо. Капитан потряс Джека за плечо. Он похлопал Джека по плечу рукоятью хлыста. Плечи его вздрагивали, губы дрожали. Джек оглянулся через плечо. Через секунду цепкие пальцы Смоки вцепились в плечо Джека – в поисках наиболее уязвимого места. Джек пожал плечами и поморгал. Мужчина хрипел, направляясь нетвёрдой походкой к выходу и хлопая Джека по плечу. За плечом висело большое ружьё с деревянным прикладом. Его пиджак был небрежно наброшен на плечи, узел галстука распущен. Правой рукой Морган придерживал за плечи плачущую юную женщину в слишком большом для неё платье. Затем расправил плечи и услышал, как бутылка Смотрителя звякает о зеркальце. Их поддерживала радость, и неважно, были ли крылья прикреплены к плечам или росли из них. Тот, прежний Лестер был шире в плечах, его грудь казалась более выпуклой. Он встряхнул Джека за плечи. Его напарник положил руку ему на плечо и кивнул в сторону внимательно прислушивающегося Джека. Джек безошибочно узнал эти широкие плечи, это крепкое телосложение. Мужчина начал набирать номер, прижав трубку щекой к плечу. Юноша был высок и плечист настолько, что ширина плеч чуть ли не равнялась его росту. Элрой был не таким высоким и плечистым. Отбрасывая со лба прилипшие волосы, Джек глянул через плечо. Синее пламя обожгло плечо Джека, как будто ударило током. Волк втянул голову в плечи. Потом мальчик потрепал Волка по плечу. Волк пригнулся, подставив плечи. Волк посадил его на плечи, и они медленно двинулись на запад. Чей-то палец дотронулся сзади до плеча Джека и быстро пробежал по спине. Он попробовал упереться в дверь плечом, но дверь не поддалась. Рука Волка коснулась плеча мальчика. Его голова покоилась на плече Волка. Чёрные волосы на этот раз были гораздо короче плеч. Выспавшийся Волк посадил его на плечи и легко покрыл расстояние от сарая до Дэйлвиля. Волк сжался в комок, стараясь казаться как можно меньше, и втянул шею в плечи. Волк потряс головой и положил руку на плечо Джека. Преподобный Солнечный Гарднер обнял Волка за плечи. Гарднер со всего размаха всадил иглу в плечо Волка. Рудольф презрительно передёрнул плечами. Он увидел пленённого Джека, увидел шприц и сбросил с плеча своего друга руку Педерсена. Джек почувствовал, как в правое предплечье легко вошла игла шприца. Джек расправил плечи. Волк ударился правым плечом в стену, сбросив при этом фотографию Солнечного Гарднера на пол. Джек глянул через плечо и увидел высокого мальчика с тёмно-русыми волосами, спускающегося по ступенькам Спенс-Хауза. Ричард пожал плечами. Ричард тихо подошёл к Джеку и обнял его за плечи. Ричард пожал плечами: на мгновение в его лице появилось что-то жалкое. Джек толкнул приятеля плечом, чтобы тот пришёл в себя. Джек, стоя на коленях, изо всех сил потряс Ричарда за плечо. Ричард вздрогнул и повис на плече у Джека. Рука Ричарда опустилась ему на плечо, и Джек вздрогнул от неожиданности. Голова Ричарда покоилась на плече у Джека, и он, давясь слезами, рассказывал историю, которая давным-давно, много лет назад случилась с ним и его отцом. Внезапно чья-то зелёная рука дотронулась до его плеча, и в темноте злобно сверкнула пара жёлтых глаз. Он положил руки на плечи друга и посмотрел ему прямо в глаза. Ричард дрожащей рукой сжал плечо Джека. Джек, глядя на отель, положил руку Ричарду на плечо. Морган сорвал с его плеча мегафон. Джек подставил ему плечо. Его сын, которого он хотел сделать своим преемником, идёт, опираясь на плечо Сойера. Рука Ричарда придержала его за плечо. Ричард, опираясь одной рукой на плечо Джека, нёс в другой руке Талисман. Смотритель поднялся на ноги и обнял Джека за плечи. Внезапно он остановился, тронув Ричарда за плечо.
Итак, мы видим, что герои книги довольно часто трогают друг друга за плечи. Если точнее, они встряхивают, стискивают и оставляют в покое, снова дотрагиваются, хватают, трясут, похлопывают, вцепляются, придерживают, треплют, сжимают, обнимают за них, кладут на них голову, опираются и вкалывают в них иглы в общей сложности 39 раз, что составляет 51,3% от всех упоминаний плеча. Контрольный пакет за касанием в любых видах.
16 раз плечами пожимают, передёргивают, подставляют их либо втягивают в них голову – 21,1% отведено разным действиям с собственными плечами.
7 раз плечи упоминаются в описании внешности, 5 раз на них что-то висит, четырежды через плечо оглядываются, трижды плечом упираются, ударяются или толкают, однажды к плечу прижимают телефонную трубку и ещё разок плечи фигурируют в красивой метафоре про крылья. На основе полученных данных сама собой вытекает статистика:
Мне захотелось некоторой объективности, и я выбрал наобум ещё два романа для анализа: «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа и «100 лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.
И что же нам даёт такое сравнение? Часто ли Весёлые проказники Кена Кизи обнимают за плечи друг дружку? Часто ли члены семейства Буэндиа плечами пожимают?
Нет, не часто. В толстом романе Вулфа плечи встречаются лишь 26 раз, что почти втрое реже, чем у Кинга. У Маркеса – 28 раз. Что примечательно, диаграммы выходят несколько иными:
Оно и понятно: большинство персонажей романа Вулфа – широкоплечие и энергичные обкислоченные хиппаны, а у героев Маркеса зачастую имеется какая-нибудь ноша – в прямом или метафорическом выражении.
Сравнительный анализ объекта исследования с двумя другими, никак не связанными с ним и друг с другом романами позволяет сделать любопытные выводы. Поскольку через литературу автор выражает себя (Вулф не в счёт, так как хоть и гонзо‑, но всё же журналист; Маркес же не учитывается с его душевными болями по причине того, что не он меня высадил на бугага), то можно смело сделать вывод, что Кингу нравится ТРОГАТЬ людей за ПЛЕЧО.
Чаще всего персонажи «Талисмана» через такое прикосновение выражают сочувствие и поддержку. Реже – агрессию. Я вот задумался, часто ли кого-нибудь трогаю. Нет, не часто. Часто ли кто-то трогает меня? Да вроде, тьфу-тьфу-тьфу, не особо. Да ещё за плечо. Возможно, я чересчур закрепощён, но и за другими я таких замашек что-то не замечал. Может, пиндосы более трогательны нежели русичи? Общаются и трогают друг дружку за плечи. Семейный психотерапевт трогает супругов, профессор трогает студентов, усатый пожарник обнимает за плечо обгоревшего ниггера, официантка кладёт голову на плечо завсегдатая кофейни, тренер стискивает плечо главного подающего, сын поддерживает за плечо пожилого батю…
Наверняка есть какая-то психологическая подоплёка. Кто-то может усмотреть в этом нечто гейское: в «Талисмане» почти напрочь отсутствуют особы женского пола, так что трогают друг другу плечи сплошь одни мужики. Кому-то здесь привидится острая нужда в поддержке, незащищённость, чувствительность.
А мне лично кажется, что Кинг просто-напросто обыкновенный фроттерист. Вы посмотрите на его маньячную рожу. На что угодно спорю, он любит тереться. Отирается в очередях, метро, на конференциях, где угодно. При его наборе фобий мы слишком мало знаем о его наборе извращений.
Конечно, нужно следить за репутацией. Кинг – дядька неглупый. Притом, в человеческом плече не так-то легко обнаружить фаллическую или вагинальную символику. Но я его раскусил. Плечо = пизда. Мужская пизда. Это же очевидно.
Этим объясняется такое чрезмерное насыщение текста словом «плечо» – он же попросту одержим! Главного героя, мальчика, слишком уж часто кто-то трогает за плечо. Его друг, его Волк (!), взрослые и страшные дяденьки тоже не упускают случая потормошить или тряхнуть Джека за плечо. Если посмотреть на роман двух закадычных корешей, Кинга и Страуба, под таким углом, то мы увидим 51,3% содомии и 21,1% самоублажения.
Что же станет с мальчиком после всех этих передряг? Как это повлияет на его становление? И на его отношение к плечу? Соавторы удовлетворяют наш интерес: спустя двадцать лет они пишут сиквел. С тем же героем, постаревшим на двадцать лет. «Чёрный дом», гыгы.
И что же? Писатели оттянулись по полной. Превзошли сами себя. 112 плеч в романе. Всю дорогу настоящие мужики то и дело хлопают друг друга по плечу. И иногда щекочут, толкают, впиваются и прижимают к плечу лицо (54 упоминания из 112).
И если прежде герои оглядывались через своё плечо (всего четырежды за роман), то в «Чёрном доме» повзрослевшие персонажи предпочитают смотреть на что-то через чужое плечо и не упускают возможности через чьё-нибудь плечо перегнуться – аж целых 10 раз. И вот, что у нас получается:
Тенденция не претерпела существенных изменений. Старикан продолжает испытывать потребность ТРОГАТЬ ПЛЕЧИ. Только теперь, при почти таком же размере текста, количество плеч возросло в полтора раза. Что говорит о возрастающих аппетитах старого извращенца.
Я ничего не утверждаю. Я лишь предоставил вам информацию. Сопоставить цифры вы можете и сами. Сегодня, когда человеческая нравственность терпит ужасные метаморфозы, когда люди всё более и более уподобляются животным с их низменными плотскими желаниями, сегодня нам следует пристальнее всматриваться в скрытые знаки.
Быть может, упустив из виду подозрительную плотность слова «плечо» в зарубежной, буржуазной литературе, мы тем самым подвергнем себя массированной атаке плотоядных педофилов и извращенцев. Одна-две книги с плечами – и наша психика может понести урон. Подумайте о детях, которые прочтут эти книги. О детях, которые увидят плечи по MTV. Ведь однажды может статься, что Вы проснётесь от дружеского похлопывания по плечу. И Ваш внук, нежно гладящий Ваше плечо, прильнёт к Вам, пожмёт плечами и улыбнётся. И Вы тоже улыбнётесь.
P.S. Разумеется, после прочтения ЭТОГО Редакция не смогла удержаться от того, чтобы выяснить, сколько раз плечи встречаются на Катабазии. В подражание нашему чудесному автору:
Его обесцвеченные волосы достигали плеч, он носил яркие шёлковые сорочки и восточные наряды, красил в разные цвета ногти, непрестанно душился и обвешивался побрякушками. Уайльд слегка подтолкнул носком туфли лежащего без чувств хозяина, но так как тот не пошевелился, Оскар пожал плечами, глубоко затянулся сигаретой и ушёл навсегда. Встаньте, ноги примерно на ширине плеч, пятки вместе. Выдыхая, поднимайте их так, чтобы ваш вес удерживали ваши ноги, спина и плечи. Как у Кэрролла злой и опасный – злопасный; хливкий, шорьки, пыряться; ува-ува и голова – барабардает с плеч; а потом эхолалии: Труляля и Траляля, потом контаминации: Бармаглот, Брандашмыг, Шалтай-Болтай. И снова сбрасываешь голову ниже уровня плеч и клюёшь темноту. Грязная тень за правым плечом на жёлтых обоях. Я кладу руки ему на плечи. Они совлекли с него прежние одеяния, умастили его тело и накинули на плечи роскошный халат из тяжелой, льющейся, переливающейся ткани, прекрасной и освежающей, как лунный свет над водами южного океана. Потом нимфы поднимаются на поверхность, к городам на берегу Серенарианского моря и, отрезав волосы возле плеч, отдают их красивым юным рыбачкам, забирая взамен одну из них с собою на дно. МНЕ ЖАРКО Я ЭТО ЧУВСТВУЮ В НЕКОТОРЫХ МЕСТАХ ЭТО В ОБЛАСТИ ГРУДИ ПЛЕЧ ШЕИ И СТУПНИ НОГО НО ПОТА НЕ НАБЛЮДАЮ Время 10,21 понимаю что мой мысли в голове подходят к нулю я поднял себе настроение лишь обернувшись на правое плечо я увидел продолжения чудесного момента моей жизни там лежала то самое из за чего всё и началось. С ивы бесшумно снимается цапля и, на лету «втягивая голову в плечи», тает в сумраке. Она кладёт мне руки на плечи и смеётся, я, внезапно, вздрагиваю — в её облике что-то явно изменилось, трудно сосредоточиться, чтобы понять, что именно. Смуглый, узкий в плечах, и с пока ещё не твёрдым, не вполне ясным взором, шагал молодой, и сокрытое что-то его угнетало. Славный П.П.П., положив руку на плечо друга, вопросил его: «Скажи, зачем мы здесь?» П.П.П. всю жизнь прожил как воин, и смерть, чёрным полотном затрепыхавшаяся слева над плечом, подсказала: настал час его битвы, последний час. Тени выли внутри П.П.П., словно трубы под пальцами ветра, и воин, расправив плечи, решил завершить свою битву. Вот и приходится нам брать всю тяжесть подобной роли на свои кривые плечи. Ведь это не другой, а я взвесил его на свои плечи. И если масс-медиа нагнетают какие-то страхи, то есть же, в конце концов, своя голова на плечах, и можно, наверное, не так сильно закрываться от всех и вся. Надо заметить, что Рене Генон никогда не говорит это высокомерно, похлопывая по плечу (в этом прелесть его стиля и по этой причине его трудно переводить). Иногда садились на плечи Келли, но никогда не приближались к Джону Ди. Сдерживая дрожь в левой руке, Травис изучал узкоплечего человека, сидящего напротив. Многие месяцы Травис встречал его одинокую фигуру, ссутулившую плечи под лётной курткой: в новых и новых кадрах кинохроник, в роли статиста в военных фильмах, и, наконец, в роли пациента в изящном офтальмологическом фильме о нистагме – эта серия геометрических моделей, похожих на сечения абстрактных ландшафтов, заставила его с тревогой осознать, что вскоре произойдёт их долгожданное столкновение. И тогда, по плечи ворвавшись в устройство мышеловки, мы увидим, что мышеловка — это плоская и пошлая надпись «мышеловка» и ничего более, но от этого она не становится менее болезненной для того, кто попался в неё, став просто надписью. Справа от него, мечтательно устроившись щекой на собственном плече, легонько постукивает вилкой по графину Модест Петрович. МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ (испуганно, по-черепашьи вжимает голову в плечи). В погребе всё у него, в погребе! Второй тычет Павлу в плечо. Исполинский труд человека, который восстаёт из-под земли, мало-помалу поднимается, распрямляет плечи и в конце концов выходит на свет. Затем портной решил: вожделение мешает работе, всё это недурно в постели, а сейчас надо бесстрастным сантиметром зафиксировать плечи, грудь, бёдра, иначе какое к чёрту платье. Лучшее, что можно сделать со своими обязанностями, – это возложить их
на чужие плечи.
Надеемся, что теперь мы наконец-то продвинемся в ТОП‑3 поисковых систем по запросу «плечи» и сможем переломить ход ситуации с компрометирующими нас поисковыми запросами.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: