БОЛЬШИЕ БУКВЫ: OZарение Силой

Продолжая рубрику “Большие Буквы”, которая посвящена небольшим текстам, имеющим большое значение, Недорогая Редакция наконец-то подступилась к Liber Oz – одному из важнейших текстов Телемы. Подступилась со своей дхармической стороны и без претензий на правильное понимание заветов Алистера Кроули.

LiberOZ-6x9

Что есть Liber Oz? Это текст на одну страницу, который содержит все основные максимы Телемы, это фундамент телемитской философии и этики. Фундамент этот гораздо легче двух каменных глыб с декалогом Моисея – всего лишь один лист бумаги, на котором Кроули в 1941 году набросал основные заповеди телемита:

Liber LXXVII

«таков закон сильных; это наш закон и радость мира.» (AL. II. 21)

«Твори свою волю: таков да будет весь Закон». (AL. I. 40)

«А вот обо всём, что твое: нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет «нет». (AL. I. 42–3)

«Каждый мужчина и каждая женщина – звезда». (AL. I. 3)

Нет бога, кроме Человека.

1. Человек имеет право жить по собственному закону.

…жить так, как он желает.

…одеваться так, как он желает.

…обитать там, где он желает.

…перемещаться так, как он желает, по всей Земле.

…умереть когда и как он желает.

2. Человек имеет право есть то, что он желает.

…пить всё, что он желает.

3. Человек имеет право думать так, как он желает.

…ваять из глины то, что он желает.

…рисовать всё, что он желает.

…высекать из камня то, что он желает.

…работать так, как он желает.

…отдыхать так, как он желает.

4. Человек имеет право любить, как он желает, когда, где и кого он желает.

5. Человек имеет право убить того, кто попирает эти права.

«…рабы должны служить.» —AL. II. 58

«Любовь – это Закон, Любовь в соответствии с Волей» —AL. I. 57

И комментируя разбиение данного текста на отдельные пункты, Кроули пишет в письме:

Права Человека – это исторический документ. Трудно разложить все по полкам, но я сделал это в пяти частях: мораль, физическая, ментальная, сексуальная свобода и гарантия от тирании … всего 160 слов”.

Итак, согласно Кроули, Liber Oz (он же – “Книга 77”) – это манифест Свободы, и с со всеми пунктами данного манифеста может согласиться большая часть свободно мыслящих людей… за исключением последнего пункта, который вызывает некоторые трудности интерпретации.

63s5gK41Gco

Сила Права и Право Силы

Лукавил ли Кроули, говоря о том, что право на убийство противника – это встроенная защита от тирании, или он действительно так думал, но последний пункт Liber Oz вступает в некоторое противоречие с универсальным шаблоном, который лежит в основе большинства (если не всех) этических систем – так называемым “золотым правилом нравственности”, гласящим: Quod tibi fieri non vis alteri né feceris («чего не хочешь себе, не делай другому»).

И, в принципе, плевать на это самое “золотое правило нравственности” – но многие приверженцы Телемы считают, что пятый пункт Liber Oz – это и есть то самое необходимое дополнение к quod tibi fieri non vis alteri né feceris, которое и регулирует исполнение Закона, не являющегося при этом манифестом вседозволенности.

Нюанс в том, что при обсуждении соответствий телемитской этики другим этическим системам  (а также – глубокого философского смысла Liber Oz) как-то забывается факт, что провозглашённое там право является естественным “правом” человеческого вида, которым он с успехом пользовался все долгие тысячелетия до установления каких-либо общественных договоров – правом силы.

Таким образом, Кроули вводит Liber Oz в качестве jus nat­u­rale, противопоставляя его несовершенству общественно-религиозной морали, базирующейся на актуальном позитивном праве, а наиболее острым моментом в этом противостоянии является как раз пятый пункт “Книги 77”, словно восклицательным знаком контрапунктирующий фразу “might is right”, выписанную между строк.

Если у кого-то возникают сомнения о том, что всё содержание Liber Oz можно свести к одному лишь “might is right!”, то можно напомнить, что в самом тексте нет никаких уточняющих формулировок, которые позволят трактовать Liber Oz иначе (ограничение превентивного использования права устранять тех, кто может так или иначе нарушить твои права; ограничение круга “угнетателей” гегемонами и диктаторами и др).

Напротив, имеют место дополнения, которые напоминают нам: Эон Гора – время могущественных и смелых, в нём нет места слабым и надеждам слабых на “справедливость”. Это недвусмысленно проистекает из цитат, взятых из главного откровения Кроули, “Книги Закона”: “...таков закон сильных; это наш закон и радость мира”, “…рабы должны служить” и “…нет Бога, кроме человека”.

Работа "Might is Right" за авторством Will (!) Coles

Работа «Might is Right» за авторством Will (!) Coles

В таком контексте, пятая часть “Книги Оз” – это разрешение убить дракона и самому стать драконом (если говорить в терминологии сказки Шварца “Убить дракона”), победить Империю и самому стать Империей (если говорить в терминологии были Филиппа Киндреда Дика). 

Есть подозрения, что такая смелость (вполне естественная, впрочем, для большинства не обременённых этической и гностической рефлексией человеческих индивидов – воистину, естественное право) даже немного ужасала Кроули, ужасала до сладкого трепета – ибо откровение Книги Закона, продиктованное демоном Айвассом, в пунктах естественного права на убийство, закреплённого на метафизическом уровне, было чрезвычайно смелым даже для пророка Телемы. Если считать Кроули человеком высокодуховным и рефлексирующим, то можно предположить, что ему самому понадобилось время, чтобы принять ту слишком простую этику силы, которая проистекала из Книги Закона и была потом сконцентрированна в Liber Oz.

И ведь даже само название Liber Oz содержит в себе то самое Might is Right!, ведь согласно каноническому комментарию на книгу:

…изначальным названием было «Книга Козла», для Кроули это было нечто вроде манифеста O.T.O. Слово OZ на иврите имеет несколько значений. В произношении «owes» (оуз), оно означает «сила», в произношении «ezz» (изз) – «козлица». В произношении «ahz» (аз) – «сильный, могучий», с более длинной гласной «найти убежище». Буквы Айн и Зайн в сумме дают 77, слова с тем же значением – BOH, «просящий» и MZL, «влияние из Кетер», более часто переводимое как «удача».

(брат Сабазий)

Вся эта богатая символика в итоге нисходит куда-то в сторону брутальных ритуалов древних культов Волка, тюремных понятий и псевдоассассинского “Ничто не истина, всё дозволено”. Хотя когда речь заходит об отсутствии законов – очевидным становится наличие закона последствий.

Причины следствий и следствия причин 

Значительно позже Кроули пришлось комментировать в письмах отдельные пункты “Книги 77”, где он отмечает: «нарушая права другого человека, вы в данном вопросе теряете ваше собственное право на защиту». Что есть “право на защиту” – не совсем ясно, поскольку в “Книге 77” нет полной ясности, когда один индивид нарушает “естественные” права другого человека на свободное перемещение, свободомыслие и.т.д, а также – нет ни одной телемитской инстанции, которая может воздействовать на нарушителя – потому что у естественных прав нет блюстителей… кроме естественного закона причин и следствий.

Воистину, право сильного компенсируется последствиями, к которым могут привести любые действия человека, пользующегося этим правом. Столкновение с этим фактом, да и ещё с таким существенным явлениями, как всеобщая взаимообусловленность и всеобщее непостоянство (сильный не всегда будет сильным – однажды он ослабнет) заставляет вносить коррективы в телемитский моральный кодекс. Несколько раскрывая эту тему,  посвящённый X градуса, глава Великой Ложи O.T.O., Мастер Сабазий как бы говорит нам:

Книга OZ не дает гарантий.

Книга OZ не дает нам силу или способность осуществлять какие-либо из перечисленных в ней прав. Человек может иметь право «рисовать, заниматься живописью, вырезать, гравировать, отливать в формы, строить, как он желает», но Книга OZ не дарует художественные материалы и талант человеку, если оные у него отсутствуют. Конечно же, он может «пить, что он желает», но Книга OZ не позволяет безопасно водить машину, работать с механизмами или проводить ритуалы в пьяном виде. 

Книга OZ не дает убежища от последствий в результате реализации наших природных прав. Право «отдыхать, как он желает» не предохраняет от усталости, право «есть то, что он желает» не будет лекарством от отравления или ожирения; право «говорить, что он хочет» не избавит его от критики, насмешек, судебных разбирательств и недружелюбного отношения; право «любить как он желает» не освобождает от родительских обязанностей; и «право убить тех, кто воспрепятствует этим правам» не защитит его от возмездия, тюремного заключения или смертной казни. 

Книга OZ не дает уверенности, что реализация любых природных прав человека приведет к успеху, счастью, исполнению желаний, удовлетворению или иному «позитивному» исходу.

Книга OZ не освобождает нас от обязательств. Книга OZ не дает право на ложь или невыполнение обещаний, соглашений и обязанностей.

Усвоив эти предостережения, наслаждайтесь своими правами. Реализуйте их на вашем пути к открытию Истинной Воли и завершите его. В случае необходимости, боритесь за ваши права, и за права всех мужчин и женщин.

Сложно представить идиотов, которые восприняли бы “Либер Оз” в качестве гарантии успеха своих действий, тем более сложно представить, что Кроули свёл всю этику Телемы к либертен-примитивизму: “кто могёт – тот и маг”. Возможность такой трактовки – вполне в духе либертена Кроули (и это наверное и есть правильная трактовка), но будет логичным предполагать за ним понимание своей ответственности за судьбы последователей, как-никак – пророк Нового Эона.

Рассуждая таким образом, можно придти к мысли, что наверное – “Книга 77” была прочитана неверно и она значительно сложнее, чем кажется – её нельзя воспринимать без сопутствующих разъяснений каждого пункта.

Наверное, она даже сложнее, чем кажется многим телемитам, не говоря уже о людях вне парадигмы Телемы. А ведь таковая парадигма строится на основе двух ключевых понятий-принципов, определяющих всю суть Телемы, двух ключевых сил Нового Эона: Воли и Любви.

ac_w_wand

Кроули и Очень Волшебная Палочка

Воля к Свободе и Свобода Воли

Кроулианская концепция “Воли” (той самой θέλημα, которую, как подозревают некоторые, Кроули подрезал у Франсуа Рабле) – это всё же не метафизическое потворство в осуществлении банальных мимолётных желаний либертенов, а нечто гораздо более сложное. Собственно, cогласно Кроули, Истинная Воля каждого человека – это предопределённая роль индивида (но скрытая от него так или иначе), его специализация и божественное призвание, узнав которое он сможет максимально реализоваться – вплоть до достижения божественного могущества и высшей формы независимости.

Если смотреть на это с точки зрения буддийской метафизики, то можно найти некоторые параллели: возможность буддийской реализации (“Пробуждения”) напрямую зависит от понимания закона кармы – всеобщей обусловленности действий и детерминированности состояний сознания. Несмотря на этот сугубый детерминизм, потенциал Пробуждения имеет место быть именно в виде возможности управления своим кармическим формированием в конструкте личности (самскара-скандхой) через, собственно, Волю – элемент кармического формирования под названием “четана”.

В таком контексте Воля является способностью осознавать свою обусловленность (от создавшихся условий и последствий своих предыдущих действий) и возможность управлять этой обусловленностью за счёт постепенного накопления освобождающих интенций и знания [всей картины обуславливающих, закрепощающих факторов].

Именно знание уникальной картины собственной обусловленности и осознание кратчайшего индивидуального пути к высшей реализации (а значит – и возможности этим путём пройти) является той самой телемитской Истинной Волей. Более того – познав свою Истинную Волю, телемит ОБЯЗАН следовать открывшемуся тернистому пути к высшей реализации (и только к ней!), не размениваясь на мелкие цели.

Именно это провозглашено в телемитской максиме «Твори свою волю: таков да будет весь Закон», а также «нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет «нет».

Но в чём же состоит телемитская высшая реализация?

36908596[1]

Другая Любовь и Любовь к Другим

Одна из важнейших телемитских максим гласит: “Каждый мужчина и каждая женщина есть Звезда”- и в этом предложении провозглашается потенциальная возможность для каждого человека достигнуть раскрытия в себе божественного максимума. Здесь можно провести параллель с махаянским представлением о наличии природы Будды в каждом живом существе.

Сам факт того, что демон Айваз в откровении Кроули не обделил “природой Звезды” никого, даже презираемых “рабов” говорит о том, что трактовать “Книгу Закона” с этой позиции (и, соответственно, “Книгу 77”) можно весьма по-разному.

Нам нравится трактовка, которая предполагает, что высшая цель каждого человека – стать Звездой (т.е. преодолеть обусловленность профанными состояниями, обрести высшую независимость от обусловленного бытия) и – освободить других от закрепощения предыдущих эонов (т.е. гнёта обусловленности).

Это и есть функция Звезды – светить другим и зажигать тысячи новых Звёзд. Деятельное желание к осуществлению этого есть телемитская Любовь, подчинённая Воле – второй столп телемитской философии и практики. Светоносность Звезды воплощается во многих явлениях – в том числе в виде искусства (о чём говорит третий пункт Liber Oz), но прежде всего – в виде Любви.

Любовь, о которой говорит Кроули – это не совсем то (а, возможно, совсем не то), что обычно понимают под словом “любовь” – это нечто другое. Любовь, о которой говорит Кроули, это неэгоистичная любовь к ближним (греческое ἀγάπη, латинское car­i­tas) и стремление даровать им самое лучшее, что только может быть – реализацию их Звёздной природы. Греческие слова ἀγάπη и θέλημα обладают одной и той же гематрией (мистической суммой), составляющей 93, а значит – и общей триждысвященной сутью (AL+AL+AL).

Кроме того, по всем параметрам любовь-агапэ соответствует махаянскому термину karuna, который обычно переводится как “милосердие, сострадание” – желание того, чтобы все живые существа освободились от страданий и причин страданий, обретя в конце-концов высшую реализацию. Данная добродетель является наикратчайшим путём к собственной реализации, поскольку избавляет от закрепощающих и обуславливающих механизмов профанного эго.

С точки зрения этой аналогии предполагается, что именно пожелание другим высшей реализации своей звёздной природы со стороны существ, уже близких к реализации своей звёздной природы и подразумевается во фразе «Любовь – это Закон, Любовь в соответствии с Волей».

Именно эта максима вместе с “нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет “нет” становится основным содержанием Liber OZ, провозглашающей именно это в виде естественного права каждой Звезды, а все последующие пункты являются лишь чуть более детальным разъяснением с опорой на основные тезисы из “Книги Закона”.

Если трактовать Книгу 77 таким образом, то можно избежать участи превращения в банального либертена или в небанального беспредельщика. В таком случае, Книга 77 дана тем, кто уже обрёл Силу своей Истинной Воли, а не тем, кто только начал её стяжать.

Она дана также тем, кто готов принять даруемые Liber Oz права как права других людей, которые тоже претендуют на звёздное пламя внутри себя – и защищать эти права. Именно для защиты чужих прав как своих имеет место быть пятый пункт, поскольку такая трактовка минимизирует риск отойти от принципов Книги Закона – Любви и Воли (потому что только такая трактовка соответствует объяснению самого Кроули про борьбу с тиранией).

И наконец – Книга 77 дана всем, кто готов нести ответственность за принятие её принципов, всем, кто обладает смелостью не трактовать её положения выборочно, а принимать её целиком.

Но возможно – это всё лишний идеализм и в действительности правит только Сила. Когда мы убеждались в обратном?

13-Where-is-your-god-now[1]

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: