О природе звука
Часть 1. Общие сведения о природе звука
Часть 2. Силиконовая голова Пи-Орриджа
В декабре 1984 года увидел свет шедевр ранних Psychic TV, альбом A Pagan Day. Помимо несомненных художественных достоинств, эта пластинка интересна тем, как Дженезис Брайер Пи-Орридж подошел к ее записи.
В то время крестный отец индастриала был увлечен теорией использования бинаурального эффекта в психоакустике. Некоторые исследования показали, что при диссонансном воздействии звука на правое и левое ухо у испытуемых возникали различные реакции. При определенных условиях, определяемых частотой звука и разнонаправленной стимуляцией барабанных перепонок, подопытные испытывали гнев, раздражение или, напротив, спокойствие и умиротворение.
Подобные психоакустические эксперименты вскоре привлекли внимание звукорежиссеров, выработавших бинаурально ориентированную технологию записи. Это невероятно трудоемкий процесс. Его технологию довольно сложно объяснить тем, кто не получал диплом физика, специализирующегося на акустике, но мы попробуем описать процесс в общих чертах.
Для записи необходимо использовать сложную анатомическую модель головы человека, изготовленную из силикона. В уши вставляются специальные наушники, подключенные к пульту звукорежиссера. Когда музыканты играют, в силиконе возникают колебания, которые записывают датчики. После этого информация анализируется, и в структуру звука вносят изменения, необходимые для воздействия на кору головного мозга.
В те годы многие восприняли эту технологию как революцию в звукозаписи, которая могла бы в корне перевернуть наши представления о музыке. Пи-Орридж всегда считал, что революцию надо начинать с себя, и во время записи A Pagan Day подошел к этому постулату предельно буквалистски. Он заказал силиконовую голову, которая бы в точности повторяла его строение черепа, слуховых каналов и лица.
К сожалению, такой подход не принес желаемых результатов. У Пи-Орриджа правое ухо смещено вниз на пять миллиметров. Отклонение, казалось бы, незначительное, но при столь тонкой технологии записи, оно делает недоступным для слуха большинства людей то, какое воздействие оказывает эта музыка на слушателя. Кропотливая работа пошла прахом и из-за курьезного случая, когда Дженезис, будучи в приступе гнева, выбросил свою силиконовую голову в окно, чтобы дети поиграли ей в футбол. Алекс Фергюссон, отвечавший за техническую сторону во время записи альбома, говорит, что эта выходка стала началом конца его дружеских отношений с Пи-Орриджем.
A Pagan Day – это, безусловно, гениальная запись, но и гениальный провал утопической идеи о воздействии на психику человека посредством звука. Скептики до сих пор используют эту запись в качестве главного аргумента против экспериментов с влиянием звука на человеческий мозг. Бесперспективность исследований в этом направлении укрепили и «звуковые наркотики», которые в конце 2000‑х годов начали продавать шарлатаны.
Нам, впрочем, кажется весьма интересным исследование этой области на стыке акустики и физиологии. Мы надеемся, что специалисты, располагающие необходимой технической базой, вновь вернутся к экспериментам. А вы пока можете переслушать A Pagan Day. Кто знает, вдруг у вас правое ухо смещено в точности, как у Пи-Орриджа.
Часть 3. Лечебные свойства птиц
От утопии – к реальности. Если одни идеи еще не нашли точного подтверждения, то другие уже давно используются на практике.
Сейчас на Кубе проводятся исследования лечебных свойств высоких частот, которые уже дали свои плоды. Кубинские медики опубликовали в апреле ежегодный доклад о передовых разработках. Отдельная глава в нем посвящена опытам на кафедре электроакустики Гаванского университета, сотрудники которой активно работают вместе со своими коллегами из сферы здравоохранения.
Они использовали синтезатор шума, чтобы выяснить воздействие отдельных частот на страдающих онкологическими заболеваниями. Выяснилось, что у больных, которые проходили ежедневные процедуры в шумовом кабинете, наблюдалось значительное улучшение самочувствия, а в 30% случаев даже наблюдалась ремиссия. В 2014 году аналогичные исследования проводятся и с ВИЧ-инфицированными.
Государство активно поддерживает исследования в данной области. По некоторым данным, Фидель Кастро лично посещал шумовые кабинеты. Их использовали и при лечении Уго Чавеса. Остается надеяться, что президент Владимир Путин во время визита на Кубу не забыл обсудить последние медицинские открытия.
К слову, понять лечебные свойства звука может каждый. Все когда-нибудь замечали, что прослушивание музыки во время болезни облегчает симптомы простуды и гриппа. Когда вы болеете, но по каким-то причинам не можете лежать в постели, лучшее средство – включить в наушниках Merzbow, Massona или какой-нибудь другой шум, основанный на высоких частотах.
Часть 4. Сверхнизкие частоты и бабочки-людоеды
Всем, кто любит выращивать растения, известно, как благотворно на них влияет звук. Чудачеством может показаться то, как заботливые садоводы разговаривают со своими зелеными питомцами, однако ученым уже давно известно, что акустические волны стимулируют деление клеток и ускоряют развитие организмов.
Исследования, проведенные сразу несколькими лабораториями в разных уголках мира, показали, что особенно благотворно на растения влияют некоторые виды музыки. Выяснилось: растения, которым давали «слушать» рэп и хип-хоп, развиваются в два раза быстрее, чем их собратья, которых держали в тишине, и в полтора раза быстрее, чем те, которым включали рок и классическую музыку.
Не менее удивительные тайны природы звука скрываются в джунглях Конго. Клод Леви-Стросс в своей классической книге «Тотемизм сегодня» рассказывает о поездке в Центральную Африку, предпринятой им еще в колониальную эпоху. Во время экспедиции он нашел подтверждения данным о необычных мутациях бабочек вида Papilio antimachus, который в русскоязычной литературе по энтомологии упоминается как «парусник антимах».
При разведении в искусственной среде размах крыльев этих бабочек достигает 25 сантиметров. Но в одном-единственном районе Конго они достигают по-настоящему циклопических размеров. Вызвано это, как предполагают исследователи, специфическим воздействием сверхнизких частот на клетки организмов.
Когда ветер дует через листья аукумеи, редко растущей в регионе, возникают акустические колебания частотой 15–18 Гц, практически неощутимые для человека. Под их влиянием начинается стремительное деление клеток организмов представителей Papilio antimachus. В итоге размах их крыльев достигает 1,5 метра, а туземцы свидетельствуют и о более крупных особях.
Нетипичное для представителей вида изменение размеров влияет и на их пищевые пристрастия. Они начинают нападать на мелких хищников: змей, грызунов и даже детей. Однако туземцы смогли обуздать гигантского антимаха, одомашнив его с помощью технологий. По свидетельству Леви-Стросса, у племени, в котором он жил, была бабочковая ферма: крупный загон, сплетенный из крепко связанных между собой лиан. Два раза в день мужчины племени становились по периметру загона и начинали дуть в трубы, напоминающие тибетские трубы дунчен.
Благодаря этой находке, туземцы смогли обеспечить себя не только мясом, но и шерстью, а также материалом для изготовления луков: из перепонок крыльев бабочек после обработки получается тетива великолепного качества.
К сожалению, у нас до сих пор крайне мало сведений об этом феномене. Связано это с гуманитарной катастрофой, настигшей Конго во второй половине двадцатого века. Сейчас территорию, на которой наблюдалась аномалия, заселяет зловещая этнокультурная секта, состоящая из представителей нескольких племен, ассимилировавшихся за годы вооруженного противостояния в Конго.
Местные жители называют их les effaceurs, что в буквальном переводе означает «стиратели». Это зловещая секта, чем-то в своих истоках напоминающая карго-культ. Ее адепты поклоняются природным ресурсам (нефти, алмазам, металлам и т.д.), наделяя их божественной природой. Их цель – завоевание ресурсов путем уничтожения всех людей. Les effaceurs практикуют человеческие жертвоприношения и каннибализм, регулярно устраивают набеги на села и колонны «голубых касок».
Любой диалог с ними невозможен. К сожалению, для того, чтобы исследовать феномен Papilio antimachus ученым придется дождаться, когда этот этнос вымрет от вирусных заболеваний, передающихся через человеческое мясо. Трудно сдержаться от эмоций, думая об этой уродливой гипертрофированной карикатуре на капитализм.
Часть 5. Шум дождя своими руками
На некоторых островах Индонезии, несмотря на экспансию ислама, буддизма и христианства, до сих пор сильны местные языческие верования, в обрядовой стороне которых первое место отведено звуковому сопровождению. В этой работе мы не будем отдельно рассказывать о феномене гамелана, индонезийского оркестра, удивительного по своей красоте и изяществу мелодико-ритмических структур. Подробному рассказу о каждом инструменте гамелана и их взаимодействиях мы надеемся посвятить отдельную статью.
Сегодня нас интересует маргинальный инструмент, который используют в бедных селах, жители которых не могут позволить себе гамелан. Этот инструмент настолько сакрален, что у индонезийцев в языке нет слова для его обозначения. В России его можно купить, спросив в магазинах этнических инструментов, нет ли у них шума дождя. Такое вульгарное наименование ему дали в 90‑е годы, во время всеобщего увлечения нью-эйджерскими практиками, которые зачастую были дешевыми выдумками доморощенных мистиков.
Мы, впрочем, не советуем тратиться на покупку бездушных поделок, а рекомендуем собрать инструмент своими руками. Для этого нам потребуется пластиковая бутылка объемом 1,5 литра. Отрежем у нее дно и горло, получится полый цилиндр.
Одну сторону нужно закрыть мембраной, которая и будет извлекать звук. В качестве мембраны идеально подходит крышка от банок с майонезом. В мембране нужно просверлить небольшое отверстие.
В него мы просовываем плотную пружину диаметром в 8–10 миллиметров и длиной около 15 сантиметров. В идеале нужно использовать медную пружину, но подойдет и алюминиевая.
Инструмент готов. Теперь нужно закрыть ладонью дно инструмента и вращать пружину по кругу. Получится звук, напоминающий либо грохот, либо размеренный шум. Регулировать ритм и тон можно с помощью ладони, открывая и закрывая дно инструмента. С помощью такого нехитрого приспособления композиторы могут сочинять музыку в стиле drone.
«Шум дождя» используется крестьянами при совершении ритуалов во время засухи. Имитируя раскаты грома, они обращаются к божествам, чтобы они пролили на землю влагу. Примечательно, что индейцы Перу с теми же целями играют на идентичном музыкальном инструменте. Это одно из важнейших доказательств теории о том, что индейцы Южной Америки возникли в результате переселения народов, живущих в Тихом Океане.
Часть 6. Заключение
Эдуард Лукоянов, 2014
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: