Принц и Нищий: Кроули и Беннет
Когда изучаешь жизнеописания различных подвижников духа, философов и просто незаурядных людей своей эпохи – всегда стоит обращать внимание на так называемую “духовную преемственность”. Стремительное формирование великих личностей часто происходит под руководством тех, кто исполняет функции наставника или хотя бы играет роль нравственного примера.
Способные ученики часто превосходят своих учителей, но сам вопрос “линии преемственности” крайне важен – а в эзотерических системах передача учения “от ума к уму” является не только методом штучного изготовления сверхлюдей, но и методом авторизации и верификации Знания, полученного не от некоего специалиста, а от всей протяжённой и авторитетной линии передачи. Впрочем, бывают и короткие линии передачи, а бывают просто автономные связки “Учитель – Ученик”, которые небезынтересно изучать именно в контексте совокупности и взаимодействия фигур.
Знакомясь с личностью и наследием Алистера Кроули, особое внимание привлекает роль Чарлза Генри Алана Беннета, который стал одним из людей, определивших жизненный путь Великого Зверя и подчас игравшего для Кроули роль “ангела на правом плече”, обращающего его помыслы к высокому нравственному идеалу.
Но Беннет интересен не только в связи с его влиянием на Кроули – будучи одним из первых европейцев, ординированных в буддийские монахи, он стал в Великобритании первым пилигримом буддизма, проводником света восточной мудрости на Запад.
Лондон
Встреча Алистера Кроули с Аланом Беннетом произошла накануне наступления XX века – в 1899 году. Тогда Кроули стремился как можно быстрее пройти по всем ступеням посвящения эзотерической организации “Золотая Заря”, а Беннет в этот момент был членом внутреннего ордена “Золотой Зари” (и, пожалуй, был наиболее знающим и уважаемым её членом на территории Британии).
Увидев Беннета на одной из церемоний “Золтой Зари”, Кроули был ошеломлён лицезрением силы и знания, исходивших от “брата Йэхия Аура” (магическое имя Беннета).
В продолжение обрядовой части вечера Кроули «осознавал близкое присутствие огромной духовной и магической силы», которая, как он понял, когда обряд был окончен, исходила от Беннета. Беннет пересёк зал, подошёл к Кроули и обвинил его в том, что он «связывается с Гоэтией», под которой, как понял Кроули, он разумел демонические силы. Кроули не принял обвинения, но и не отклонил его, возможно, потому, что он в тот момент уже работал над Операцией Абрамелина и чувствовал себя виноватым. Однако проницательность Беннета произвела на него впечатление.
Поняв, что это именно тот человек, который сможет помочь ему продвинуться на магическом пути, на следующий же день после церемонии Кроули отправился к Беннету для более пристального знакомства. Так встретились Принц и Нищий британского эзотерического подполья начала XX века.
Внешне они действительно были непохожими людьми – и их взгляды на жизнь различались довольно сильно: Беннет был предельно аскетичен, болезненен и воспринимал жизнь как юдоль скорби, а плотские страсти – как сансарическую ловушку; Кроули же обладал высокой витальностью, пристрастием к роскоши и всем видам чувственного наслаждения.
Однако, гораздо важнее были вещи, которые их объединяли: могучий интеллект, критическое отношение к христианству (Кроули вырос в окружении христианской секты “Плимутские братья”, что привило ему ненависть к религиозному пуританству, а Беннет, в свою очередь, порвал с католицизмом) и стремление к обретению тайного знания.
К моменту, когда Кроули встретил его, Беннет успел довольно далеко продвинуться на своём пути познания – и благодаря своим способностям прочно утвердился в теории и практике магии.
У него [Беннета] была волшебная палочка из миндального дерева, увенчанная золотой пятиконечной звездой с бриллиантом. Кроме того, он никогда не появлялся без сияющей длинной стеклянной призмы, которую он использовал для насылания порчи. Однажды Кроули видел, как Беннет использовал её против одного теософа, усомнившегося в его магической силе. «Понадобилось четырнадцать часов, — сообщает Кроули, — чтобы этот недоверчивый человек пришёл в чувство и снова мог управлять своим телом и разумом». Помимо своего постоянного интереса к магии, Беннет, обучавшийся химии, обладал также глубокими знаниями об электричестве и считался знатоком индуистских и буддистских священных текстов.
Кроули высоко оценил эти качества Беннета и предложил ему переехать из крайне стеснённых жилищных условий в более удобную лондонскую квартиру Кроули, попросив заодно быть наставником в магическом искусстве.
Беннет согласился – и до начала следующего года выступал в качестве учителя Кроули, обучая его каббале, церемониальной магии и Таро. Важным моментом для будущего мировоззрения Пророка Телемы оказалось также знакомство с психоактивными субстанциями – кокаином, опиумом и эфиром, которые Беннет использовал как для лечения своей астмы, так и так и в магических целях (для которых Беннетом использовались также растительные алкалойды и псилоцибиновые грибы).
В процессе обучения Кроули Беннет пошёл даже на нарушение клятвы “Золотой Зари”, открыв непосвящённому (коим Кроули формально являлся до перехода во внутренний орден) доступ к закрытым документам ордена – рукописям формального главы “Золотой Зари”, Мазерса.
Цейлон
Все эти восемь месяцев совместной жизни в лондонской квартире прошли в режиме непрестанного обучения магии, которое прерывалось периодами болезни Беннета. Будучи астматиком, Беннет впадал в недееспособное состояние в моменты обострения болезни, которую он лечил опиатами и хлороформом – и во время этих периодов он не покидал пределов своей постели, пребывая целыми днями в оцепенении.
Именно эта болезненность Беннета, его неприятие животных инстинктов в человеке, а также – пережитый в юные годы глубокий и специфически окрашенный мистический опыт, предопределили его интерес к буддизму, причём – именно к южному буддизму Тхеравады, с его сугубо пессимистической позицией по отношению к сансарическому бытию.
За годы интереса к буддизму и восточным религиям, Беннет успел стать знатоком буддийского мировоззрения и найти в нём полное соответствие своим взглядам. Любая строка из Дхаммапады (которая является своего рода квитэссенцией южного буддизма) могла бы стать его девизом, но в особенности это касается строф из раздела “Jaravaggo”:
Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства.
Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом – смерть.
Из костей сделана эта крепость, плотью и кровью оштукатурена;; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в ней.
(«Дхаммапада», «О Старости»)
Примерно так мог бы сказать Беннет о себе, бессильно лежащем на кровати в лондонских аппартаментах Кроули – и наверняка он так и говорил. Кроули, несомненно, был взволнован проблемами со здоровьем у своего наставника и друга, поэтому считал, что было бы крайне неплохо отправить Беннета в какую-нибудь из южных колоний Британии.
Во-первых – здоровье Беннета, эвакуированного из промозглого Лондона, пошло бы там на поправку, а во-вторых – там Беннет смог бы стать буддийским монахом, как он всегда хотел. Этим намерениям суждено было сбыться:
Кроули и Джоунс вызвали духа по имени Буэр, который обладал способностью исцелять больных. Им удалось вызвать образ духа, и они страстно попросили его об исцелении Беннета. Через несколько дней они получили ответ на свою просьбу. Кроули пришло письмо от женщины по имени Лора Хорниблоу, с которой у него когда-то был роман.
В полной автобиографии он написал на полях напротив описания этого эпизода: «Девять раз я поцеловал свою любовь, когда она спала», а ниже добавил: «Алистер Кроули (для Лоры X.)». Эта женщина, которую Кроули описывает как «обольстительную сирену», была женой полковника, служившего в Индии. Свой роман с ней Кроули прекратил, когда начал работать над Операцией Абрамелина: в это время было необходимо сохранять целомудрие. Теперь Лора писала, что хочет продолжить отношения.
Получив письмо, Кроули решил встретиться с ней. «Я не могу вспомнить, — писал он впоследствии, — как мне пришло в голову сделать то, что я сделал, но я отправился на встречу с ней. Она умоляла меня вернуться к ней и обещала сделать всё, что я захочу». Кроули, увидев удачный шанс, сказал ей, что прежде она вела себя эгоистично и должна загладить свою вину. Он попросил её дать ему сто фунтов, добавив, что они нужны не для него, а для другого человека, имени которого он не может ей назвать. Женщина покорно отдала деньги и, по выражению Кроули, «спасла для человечества одну из самых ценных жизней нашего поколения». Билет для Беннета был куплен, и в самом начале 1900 года он официально вышел из рядов «Золотой Зари» и, покинув Великобританию, отправился на Цейлон в Коломбо.
Прибыв на Цейлон (нынешняя Шри-Ланка), Беннет собирался стать буддийским нищенствующим монахом, однако здесь его ждало определённое разочарование – местная версия южного буддизма Тхеравады не отвечала его представлениям о “чистом Учении”. То ли дело было в том, что в это время на Ланке буддизм находился в некотором упадке из-за смешения с индуизмом и местными обрядовыми культами, то ли в клерикализации, а может – из-за того, что Беннет был настроен чересчур идеалистично, однако факт остаётся фактом – в монахи Беннет тогда не постригся.
Вместо этого он стал учеником шиваитского гуру Шри Парананды, который в миру был больше известен в качестве главного прокурора Цейлона и тамильского лидера Поннамбалама Раманатхана (он впоследствии стал духовным учителем для ещё одного члена “Золотой Зари” – руководительницы лондонского храма этого ордена, Флоренс Фарр).
За время обучения у Шри Парананды Беннет усовершенствовал свои медитативные навыки и стал способен самостоятельно погружаться в глубокое самадхи, взамен же он служил наставником-репетитором у сына Раманатхана.
В течение пребывания на Цейлоне астма Беннета сошла на нет, но его отречение от мира лишь только усугубилось. Тем не менее, Беннет проводит лекции по основам буддизма для членов теософского общества в Коломбо – именно благодаря этой деятельности многие европейцы, пребывавшие на Цейлоне, заинтересовались буддизмом.
Чуть больше, чем через год после расставания в Лондоне, Кроули и Беннет снова встретились – летом Кроули прибыл в Коломбо, чтобы навестить своего друга.
Только Экенштайн и Беннет были надёжными якорями в его жизни, и он радовался, что Беннет был рядом и мог, обучая его законам йоги, помочь ему в поиске «духовного выхода из мирского беспорядка». Однако Беннет сделал даже больше. Он познакомил Кроули с индуистскими и буддийскими верованиями, с философией и духовными учениями индусов. Кроули неизменно проявлял интерес ко всему, что Беннет предлагал его вниманию. Их общение было похоже на пиршество духа, которое наверняка сопровождалось и укреплялось употреблением гашиша, а 28 и 29 сентября ещё и экспериментами с настойкой опия и кокаином, которые Кроули должен был принимать, поскольку сломал зуб. Кроме того, Кроули предстояло получить подтверждение тому, насколько сильно продвинулся Беннет в изучении восточных религий. И вот однажды днём Кроули вошёл в бунгало и обнаружил, что Беннет парит в нескольких футах от пола, перемещаясь взад-вперёд под дуновением ветерка.
[…]
Строгий режим упражнений многое сделал для здоровья Кроули. Его мускулы укрепились, появился здоровый цвет лица, а периодическое высыпание прыщей, от которого он нередко страдал, прекратилось. Он освоил новые дыхательные упражнения и, как ему казалось, изобрёл ещё один способ победить москитов: нужно было задержать дыхание так, чтобы все мускулы сделались столь жёсткими, чтобы не дать москитам прокусить кожу. Беннет, который ежедневно позволял пиявкам в соседнем пруду присасываться к своему телу, мог заставить их отцепиться простой задержкой дыхания и напряжением мускулов.
Совместное участие в местных буддистско-индуистских праздниках в очередной раз демонстрирует разницу в их мировосприятих – Беннету чужды яркие манифестации бытия (“демонические пляски”, по его выражению), а Кроули больше симпатизирует красочному и насыщенному витальностью индуизму.
Приезд Кроули и общение с ним заставили Беннета снова задуматься о становлении буддийским нищенствующим монахом – бхикшу. После обсуждения этих перспектив с Кроули, Беннет принимает решение покинуть Цейлон и отправиться в Бирму, где буддизм Тхеравады до сих пор предоставлен в самой ортодоксальный его форме – именно то, что искал Беннет.
Поэтому, после отъезда Кроули, Беннет плывёт в Бирму, где ему нашлось место учителя физики в женском колледже в Рангуне. Приняв решение покинуть Цейлон, Беннет окончательно утверждается в своём желании следовать ортодоксальному южному буддизму и оставить в прошлом все свои эзотерические опыты и путь магии.
Бирма
Прибыв в Бирму, в декабре того же 1901 года Беннет принимает пострижение в послушники-шраманеры под именем Ананда Майтрейя (причём Беннет из соображений языкового пуризма, предпочёл позже переделать санскритское “Майтрейя” на палийский манер – “Меттейя”).
Уже через полгода он получает полное монашеское посвящение-упасампаду и становится полноправным монахом-бхикшу под руководством досточтимого Шеве Бья Саядава.
Незадолго до этого в монастыре Ламма Сайадав Кьоунг его вновь навещает Кроули, который отмечает, что в Бирме к Беннету возвращается астма, однако также отмечает, что бирманцы почитают удивительного монаха-европейца с двойным усердием, непрерывно поднося ему милостыню-дану.
Во время визита Кроули, они с Беннетом продолжают обсуждать философские аспекты буддизма и его перспективы в Европе, также Кроули начинает работать над рядом текстов, посвящённых своему переосмыслению восточных религий – одним из них является критическое эссе “Наука и буддизм”. Затем Кроули отбывает покорять неприступную гималайскую вершину, ныне зовущуюся К2, а Беннет продолжает своё духовное совершенствование.
Следующая встреча состоится, когда оба они полностью осознают свою миссию и предстают для себя в новом качестве: Беннет принимает решение о создании международной буддийской организации “Буддасасана Самгама” и к 1904 году он развивает кипучую активность по донесению света Дхармы на Запад; в это же время Кроули получает в Каире мистическое откровение, зафиксированное в виде Книги Закона, а затем, в рамках путешествия с семьёй, в 1905 году приезжает в Бирму навестить Беннета и посоветоваться с ним.
Кроули оставил семью в отеле, а сам уехал на три дня, чтобы навестить Аллана Беннета, который жил в это время в монастыре в окрестностях Рангуна. Теперь Беннет был окружён ещё большим почтением, чем прежде, но здоровье его ослабло, он страдал как от недоедания, так и от целого набора тропических болезней. Кроули, который нуждался в духовном наставнике и советчике, спросил Беннета, как достичь самадхи, состояния наивысшего экстаза, наступающего в результате занятий йогой.
Беннет ответил, что Кроули не сможет достичь этого состояния, пока его карма — судьба — не свершится до конца. Вместо этого он предложил Кроули сконцентрироваться на исполнении своей кармы путём стремления к обретению магической памяти, которая в буддизме называется саммасати. Для этого следовало или тренировать память путём медитативного «вспоминания» в поисках изначальной цели жизни человека, или размышлять над настоящим, чтобы определить, что явилось причиной текущего положения вещей. В сущности, Беннет говорил Кроули о необходимости осознать свою истинную волю, что и составляло суть «Книги Закона». Расставшись с Беннетом, Кроули был готов к тому, чтобы начать следовать совету друга.
(Мартин Бут: «Жизнь Мага. Алистер Кроули»)
Именно в это время Кроули начинает переосмыслять буддийские практики, которые дал ему Беннет и работает над ними для обретения “магической памяти (предыдущих рождений)”, что позже формируется в виде текста под названием Liber ThIShARB.
Представляя по сути практику постепенной ретроспекции, цели работы с Liber ThIShARB – выйти в через пренатальные состояния в область трансперсонального и осознать цель своего существования через контакт со своей Истинной Природой.
Этот реверсивный инжиниринг (почти в духе Грофа) сформулирован в Liber ThIShARB со свойственной Кроули поэтичностью и юмором (ThIShARB – это инверсированное Berashith, “В начале”). В этом же тексте Кроули прямо ссылается на тексты Беннета:
Первый метод, который необходимо описать, был подробно описан в “Тренировке Разума” Бхикку Ананда Меттейи. Нам нужно немного изменить или добавить. Его наиболее важный результат в отношении Клятвы Бездны – это свобода от всех желаний или удерживание чего-либо, что он дает. Его второй результат – помочь адепту со вторым способом, снабжая его дальнейшей информацией для исследований.(Liber ThIShARB)
Кроули в этот момент действительно переживал определённый духовный кризис – главное откровение всей его жизни, “Книга Закона”, было получено, но он не знал, что с ним делать – и поэтому нуждался в объяснении своего предназначения и преодолении препятствий, что и было предметом обсуждения с Беннетом и целью практики, описанной в Liber ThIShARB:
Я ощущаю в себе полную неспособность разумно рассуждать и жестоко страдаю от этого. Я похож на того, кто годами гордился силой и скоростью своей любимой лошади и вдруг обнаружил, что не только её скорость и сила были иллюзией, но и сама лошадь была игрушечной. Нет никакого выхода — никакого мыслимого выхода из того страшного отчаяния, в которое повергает меня эта ужасная проблема, отчаяния, которое можно вытерпеть лишь потому, что всё, что было до него, — это Тьма Перехода. Однако сейчас дела обстоят хуже, чем когда-либо раньше; я хочу переместиться из А в В, но при этом не только я представляю собой калеку, но и самого пространства не существует. Я должен в полночь явиться на встречу, но не только часы мои остановились: отсутствует самое время… Но несомненно, в свои тридцать лет я ещё не мёртв!
Нет, он не был мёртв – миссия Кроули по провозглашению нового Эона только начиналась, прозелитический же путь Беннета тоже был впереди, хотя его конец наступил гораздо раньше.
Снова Англия
После отъезда Кроули, Беннет продолжает свою миссию по изданию брошюр по буддизму, ориентированных на Запад и продолжению деятельности “Буддасасаны Самгамы” – он организует новопостриженых монахов-европейцев под своим началом и выступает в роли их наставника.
Здоровье Беннета совсем сдаёт, но он продолжает нести на своих плечах Колесо Дхармы в Европу – в 1908 году со своими помощниками он совершает визит в Англию с целью создания здесь опорного пункта “Буддасасаны Самгамы”, в течении нескольких лет он посещает туманный Альбион ещё не раз – как в рамках своей буддийской миссии, так и с целью лечения.
Страдая от астмы, болезни печени и мочекаменной болезни, он едва мог дышать тяжёлым лондонским воздухом, и силы его поддерживались только инъекциями легально прописанного ему героина.
Тем не менее, он продолжает работать над изданием буддийской литературы и организацией буддийского сообщества в Соединённом Королевстве, хотя с каждым годом это становится для него всё труднее: основаны “Буддийское Общество Великобритании и Ирландии”, планируется создание первого буддийского монастыря в Лондоне, но в целом Беннет отступает на второй план, давая дорогу более активным членам европейского буддийского сообщества.
Наконец, в 1914 году Беннет принимает решение вернуться на родину, расстригается из монахов (к этому времени монашеский стаж Беннета позволяет ему носить статус “тхера” – “старейшего”) в связи с невозможностью соблюдения монашеского устава в условиях небуддийской страны и по общему состоянию здоровья – и возвращается в Англию.
К этому времени дороги с Кроули расходятся и они продолжают свои великие миссии в одиночестве.
В Англии Беннет встречает свои самые тяжёлые годы: помимо непрестанных болезней, он остро сопереживает ужасу человеческих потерь Первой Мировой Войны. Однако, при поддержке единомышленников он продолжает прозелитскую и образовательную деятельность – выступает с лекциями по философии и практике буддизма, публикуется в периодических изданиях.
В 1917–1918 годах, при поддержке Клиффорда Бакса, он выступает с серией лекций – и это оказывается его лебединой песнью, которая будет издана посмертно в виде книги “Мудрость Арьев”. Клиффорд Бакс так описывает Алана Беннета в это время:
Двадцать лет физических страданий истощили его и оставили на нём глубокие следы; жизнь, отданная медитации на тему вселенской любви, придала его внешности черты, которые ни с кем нельзя было спутать. Кожа его была почти тёмной, линия рта — твёрдой, хотя рот его ввалился, как у старика, а глаза мягко светились цветом тёмного янтаря. С первого взгляда я понял, что он никогда не прикладывал специальных усилий, чтобы казаться мистиком. Он действительно ничего о себе не мнил. Я полагаю, что за его плечами лежал опыт, по важности превышающий опыт любого другого англичанина, но сам он рассматривал пережитое им как первые вехи на пути, по которому в конце концов должны пройти все люди. Помимо всего прочего, в момент нашего знакомства и всегда при последующем общении я ощущал некое мягкое, но сильное излучение, постоянный духовный свет,
«Как буддист он представлял собой живую и могущественную личность; как обыкновенный человек, скромно живущий в Лондоне, он представлял собой физически больное, преждевременно состарившееся существо». Его квартира, которую посетил Бакс, «была тесной и в плохом состоянии. Его мебель — и его так называемое имущество состояли из двух плетёных стульев, таза для мытья, складной кровати, нескольких книг и журналов, аккуратно сложенных на полу, и статуи Будды из Бирмы, который царил над комнатой, стоя на каминной доске. Моль, как я заметил, жадно поедала тонкое стёганое покрывало моего друга».
С его пальто, по наблюдениям Бакса, моль слетала каждый раз, когда он его надевал: как истинный буддист, Беннет никогда не причинял моли никакого вреда и говорил о красоте этого насекомого.
(Мартин Бут: «Жизнь Мага. Алистер Кроули»)
От того же Клиффорда Бакса мы знаем, что Беннет так говорит о расхождении их с Кроули путей: “Кроули мог бы дать миру много хорошего, но вместо этого направил свою жизнь в неверное русло”
В 1921 году вступает в действие “Закон об опасных наркотиках” и возможности обезболить своё тягостное существование при помощи героина у Беннета порядком сокращаются. В 1923 году Алан Беннет умирает в Лавендер-хилле в Клэпхеме.
Как увядший лист, ты теперь, и посланцы Ямы пришли за тобой.
И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса на дорогу.
Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым.
Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных.И вот твоя жизнь подошла к концу. Ты приблизился к Яме,
а между тем у тебя нет даже дома, и нет у тебя даже запаса на дорогу.
Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым!
Очищенный от скверны, безупречный, ты не придешь больше к рожденью и старости.(«Дхаммапада», «О Скверне»)
Подводя итог, можно сказать, что взаимовлияние Кроули и Беннета невозможно переоценить: Кроули в течении долгого периода был для Беннета свежим ветром, который побуждал его идти к своей цели, не говоря уже о сложившемся между ними взаимопонимании и особой близости умов.
Беннет же дал Кроули ещё больше: помимо постоянного примера не фальшивого, а истинного благочестия, Алан Беннет служил неоценимым источником знаний как в областях магии, так и в сфере восточных религий, которые Кроули интегрировал в свою систему.
На базе заметок Беннета, Кроули составил солидный труд Liber 777, который Кроули называл «полным словарём сочетаний всех магических элементов, представляющим собой единственный в своём роде полный справочник в данной области. По отношению к языку оккультизма эта книга — то же, что «Уэбстер» или «Мюррей» для английского языка».
Помня о первоначальной основе этой книги, Кроули выпустил эту книгу анонимно, без утверждений о своём исключительном авторстве в этом труде. Помимо этого, были упомянутая Liber ThIShARB и множество прочих инфлюенций, вплоть до литературных.
В заглавии автобиографии Кроули от 1929 года, стоят посвящения трём наиважнейшим людям в жизни Кроули.
Одно из них гласит: Аллану Беннету, который делал то, что мог.
©ЗнаньялмаЗ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: