Последний из Нефилим
И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли… Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос – расторжению заклятий, Баракал – наблюдению над звёздами, Кокабел – знамениям; и Темел научил наблюдению над звёздами, и Астрадел научил движению Луны. И когда люди погибли, они возопили и голос их проник к небу.
Согласно юнгианским воззрениям, судьбу формирует личный миф человека, который становится неосознанным сценарием жизни, которую личность бессознательно выстроит реакциями на внешние раздражители. Личный миф может быть основан на той или иной легендарной фигуре, такой как Зевс, Геракл или Каин, и в разных вариациях личный миф бывает основан на целом архетипе или на каком-нибудь конкретном герое.
Ясно, что странной и удивительной будет жизнь того, кто основал свою судьбу не на мифе о Зевсе, а на мифе об Аиде, не на мифе об Адаме, а на мифе о Каине, не на мифе об Артуре, а на мифе о Мордреде. Деятельность такого человека может быть очень яркой и оригинальной – среди легендарных злодеев, как правило, мало посредственностей, в основном это типажи один другого вычурнее и выпуклее. Но оригинальность этой деятельности может быть еще и неудобной для повседневного восприятия, ведь дороги, ведущие к настоящему величию яркого Харона или страстного Самаэля, попросту непонятны в обществе, где ждут героев и олимпийцев, там их достижения не всегда могут быть поняты.
Деятельность группы Fields of Nephilim изучена очень слабо. Хотя всем ясно, что они оказали самое серьезное влияние на формирование готик-рока, но даже найти в интернете свежее интервью или грамотную, подробную статью про философию группы решительно невозможно.
На самом деле очень трудно даже понять, что именно делает Карл Маккой, вокалист и лидер группы, по совместительству мистик, киноактер и прототип героя комиков Марвел. Не существует источников – статей, интервью или песен, – из которых бы становилось понятно, что же вообще творится на просторах Полей Нефилим.
Ктулху, Пазузу, Некрономикон, мне не нужно больше время, завтра ты умрешь, так посмотри в глаза своему творцу – о чем вообще идет речь? Творчество группы, творчество Маккоя – при всем своем разнообразии оно вообще о чем?
Песни Fields of Nephilim напоминают воззвания, заклинания, пророчества, обрывки лихорадочного бреда или вещание оракула, в них редко встречаются даже связные предложения. Очень часто возникает чувство, будто ты подслушиваешь нечто среднее между молитвой и секретным донесением.
И в то же время некоторые аллюзии просто сбивают с толку своей точностью и неожиданностью посреди, казалось бы, хаотического смерча, будто они сами собой разумеются именно на этом месте, просто мы не понимаем, почему. Карл Маккой будто творит нечто для него простое и ясное, что для нас, сторонних наблюдателей, может быть лишено логики, хоть и полно, например, красоты и энергии. Нам будто просто позволяют присутствовать при чем-то очень важном и настоящем – но главный виновник тайны даже не отвлекается на наше присутствие, самозабвенно предаваясь существующему лишь для него таинству.
Для начала стоит разобраться с названием группы. «Нефилим это большая тайна, никто о них ничего не знает. Мы добавили «Fields», подразумевая очаровывающие поля, ведущие к Нефилим, а не зеленые пастбища» ‑Carl McCoy on USA Network «Night Flight», 1988.
Само слово «Нифелим» образовано от ивритского «разрушать», «ниспровергать», «развращать» с добавлением окончания множественного числа –им. Нифелим это потомки ангелов, сошедших из похоти к смертным женщинам, великаны, предводительствуемые ангелом Азазелем, научившем людей войне, астрологии, магии и даже косметике. Согласно книге Еноха они были сверхлюдьми, огромными, как триста человек, и люди не смогли прокормить их, так что Нефилим стали пожирать человечество и устроили хаос на земле. За это прегрешение Азазель был низвергнут во мрак, и произошел мировой потоп, уничтоживший всех Нефилим.
Замечу, что поступок, приведший к рождению великанов и потопу, был даже для ангелов небесных настолько страшным, что двести могучих духов предпочли связать друг друга заклятиями и клятвами прежде, чем осмелились совершить задуманное.
Нефилим дисгармоничны, непропорциональны; плохо не стремление ангелов к смертным женщинам, а то, что плод такого стремления превратил землю в ад. Согласно все тому же апокрифу: «Они зачали и родили великих исполинов, рост которых был в три тысячи локтей. Они поели все приобретение людей, так что люди уже не могли прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к птицам и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать друг с другом их мясо и пить из него кровь. Тогда сетовала земля на нечестивых».
Можно сказать, что для земли смертных дети ангельские – это слишком. В этом суть Нефилим: они – это дисбаланс в сторону ангельского там, где должно быть человеческому, это чрезмерность света и его потребностей, если угодно. По словам Маккоя, «Я знал о Нефилим с детства… Я очарован идеей о них» ‑Carl McCoy in Cornerstone Magazine, 1989. И также: «Наибольшее значение для всей моей жизни имел опыт о Нефилим. Я приобрел этот опыт, когда был юн, слишком юн, чтобы понять или объяснить произошедшее, но именно это направило меня на дело моей жизни – и так же была определена моя музыка» – Carl McCoy,
Разумеется, Маккой не противопоставляет себя Нефилим хотя те походят на исчадий зла больше, чем на ангелов божьих. В интервью он называет себя не религиозным, но духовным человеком:
«Are you a spiritual person? – I probably am, yeah. – And are you considered religious? – No. I’m not religious. I’m very independent and religion involves lots of people. I don’t believe in the whole concept of it but I suppose you don’t have to be religious to be spiritual».
Столь глубокая ветхозаветная, мифическая, но антирелигиозная тема может быть связана с тем, что Маккой вырос в очень религиозной семье; в таких песнях как Chord of souls и Pazuzu его отношение к религии как таковой выражается достаточно ясно.
На сцене члены группы предпочитают придерживаться своего собственного стиля: запыленные плащи, широкополые шляпы, а главное – некая внутренняя вознесенность над происходящим. Звучание, смыслы, тембр вокала, все это призвано показать, что вокруг Маккоя более не земля смертных – теперь это поля Нефилим.
Очень интересна используемая группой символика. Обычно это характерный для пантаклей, магических печатей, тройной круг, с вписанными в него буквами иврита и размашистыми подписями духов. В такой круг за историю группы вписывались и стилизованные буквы NF, и перевернутая пентаграмма с четырьмя добавочными лучами, и пентаграмма прямая, но без перекладины и с лунными серпами на концах образовавшихся обрывов.
Но последнее используемое изображение побивает все предыдущие. Попадая на официальный сайт группы, мы можем видеть пентакль, образованный перевернутой семиконечной звездой, пронзающей луну и две плоскости ниже луны. На звезде изображен обращенный вверх треугольник и глаз в нем. В тройном круге, уже не таясь, используются планетарные знаки и подписи, в том числе демонические. Этот знак можно будет увидеть на обложке следующего релиза группы, «Ceremonies».
Семиконечная звезда обычно обозначает сверхъестественные, ангельские сущности, перевернутая, она должна обозначать их нисхождение или же сущности демонические. Такая звезда, пронзающая луну, которая традиционно ассоциируется с материнством и деторождением, как раз должна обозначать Нефилим, родившихся от известного союза. Звезду обрамляют три материнские буквы иврита, Алеф, Мем и Шин, причем последняя сочетается с Йод. Над ними – знаки и подписи семи планет, а в центре располагается треугольник с глазом, символ Сознания.
Готическим группам обычно характерен уклон в мистику, магию, существует множество готических песен на латыни… Но готик-рок это направление в культуре, ему вроде не должен быть характерен магический профессионализм! Сказать, что пентакль Ceremonies сделан грамотно, значит не сказать ничего. В широко распространенных традиционных системах такой пентакль Нефилим отсутствует, логично предположить, что он был самостоятельно создан самим Маккоем – значит, Маккой достаточно хорошо знает магическую символику, чтобы виртуозно ее использовать на свой лад? Когда у него спросили, не зачитывался ли он иудейской теологией, он уклончиво ответил, что в свое время интересовался всем, чем надо – такая вот духовность без религиозности. В конце концов, магии людей научили Нефилим – по крайней мере в мифологической системе Маккоя.
Однако не стоит уделять слишком много внимания символам там, где можно иметь дело с чистой магией. Ведь песни Fields of Nephilim не похожи на скрупулезно составленные и старательно вибрируемые заклинания, скорее это чистый искренний поток, в котором вокалист не выделяется как ограниченный личностью оператор, а является как живой источник.
Из-за этого понять тексты многих песен так, как мы привыкли понимать тексты песен нельзя, внешне они почти бессвязны – но так на первый план выходит не понимание и анализ, а переживание и осознание. Вместо того чтобы выложить дорогу, по которой мы должны идти, кирпичик за кирпичиком используя ум на том, от чего ум может только отвлечь, Маккой выкапывает русло, по которой пускает полноводную реку, которая сама понесет слушателей.
Удивительно и очень интересно, что при таком механизме воздействия на аудиторию Карл Маккой установил на берегах потока и иногда даже вдали от него указатели, которые, казалось бы бессмысленны, раз уж поток сам понесет плывущего без всяких указателей.
Однако сколько удовольствия можно получить, на мгновение разделив с создателем потока его творчество – просто вдруг угадав, откуда взялся поток и куда он несет. Такие указатели – способ тайно подмигнуть тем, кто сможет увидеть тайную игру, возможность загадочно улыбнуться слушателю – «да, вы все правильно поняли».
В чем все-таки настоящее значение проанализированного выше символа Ceremonies? Что значат названия песен вроде «New Gold Dawn», «Moonchild» или «Love Under Will»? Чей голос звучит в песне «Элизиум»? Зачем нужно внезапно кинутое восклицание «Шехина!..»? Почему дочерей Карла зовут Scarlett и Eden? Все это ключи, замки для которых придется самостоятельно монтировать, чтобы сыграть с Маккоем в его игру на его собственном поле, поле Нефилим.
Говорить о самом содержании песен практически бесполезно. Оно складывается из оборванных семантических фрагментов, музыкального звучания и удивительного тембра голоса вокалиста. Содержание каждой песни – это, как уже было сказано, поток, чистая энергия, и никто не приглашает нас понять песни Fields of Nephilim – о нет. Не имеет смысла думать о смысле песен Маккоя – и я прошу каждого отказаться от их понимания. На замену же пониманию я попрошу каждого, кто читает эти строки, услышать Карла Маккоя, последнего из Нефилим, откликнуться на зов Ктулху, увидеть новую зарю и, отказавшись от времени, с горюющим по прошлому Солнцу прийти к новой земле и новым небесам.
Воленат, 2012
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: