Духовный смысл интернетов
(Редакции, к сожалению, не удалось связаться с авторами сего феноменального опуса, который невозможно не опубликовать здесь. Другие материалы по данной теме находятся здесь — А.Т.)
И увидел я новое небо и новую землю;
ибо прежнее небо и прежняя земля миновали
Отк. от Иоанна 21:1
Настоящая работа является попыткой понять социальный, культурный смысл интернета. Такой смысл, который позволил бы представить интернет в качестве нового основания для интеграции разнообразных участников современного культурного процесса или в качестве ядра, вокруг которого может сформироваться новая социо-культурная программа.
Ряд современных исследователей предлагает рассматривать новые информационные технологии как специфический вид символической реальности, которая создается на основе взаимодействия компьютерной техники и социума. В.М. Розин определяет их как инженерно-семиотические. Отличительной особенностью этих технологий является возможность человека не только наблюдать и переживать эту символическую реальность, но и активно действовать в ней. Отвечая на вопрос, в какой роли может выступить эта инженерно-семиотическая реальность, В.М. Розин пишет, что она может быть использована как средство для реализации традиционных культурных практик (наука, искусство, религия и мистика) в форме виртуальных реальностей, позволяющих разрешить противоречия между отдельным человеком (личностью) и культурой.
Однако механическое перенесение социальных практик в интернет само по себе не обязательно оказывает очищающий, оздоравливающий эффект на эти практики. Более продуктивным представляется понимание интернета как потенциальной среды для формирования новой социально-культурной практики, основанной на интеграции и соединении уже существующих, в первую очередь науки, искусства и религии. Среды, позволяющей человеку вернуться к целостному мировосприятию, к наполненному смыслом существованию. Для того, чтобы интернет смог выступать в качестве такого основания, необходимо понять его, исходя из теоретической концепции, в рамках которой возможно соединение и взаимный диалог разнообразных социальных дискурсов (наука, искусство и религия).
В качестве такого теоретического основания может быть взята, например, концепция «единобытия» выдающегося русского мыслителя В. С. Соловьева. В своей системе философ попытался объединить христианское миросозерцание, классическую философию и науку с помощью идеи «положительного всеединства», которое является идеальным началом и целью мирового развития. Процесс всемирного совершенствования разбивается В.С. Соловьевым на пять этапов, или «царств». Он пишет: «Минералы, растения, животные, природное человечество и духовное человечество – вот типичные формы бытия с точки зрения восходящего процесса всемирного совершенствования» . По мнению В.С.Соловьева «высшая задача богочеловека и Царства Божия состоит в том, чтобы собирать вселенную в действительности» или, говоря другими словами, воплотить в природе, в социуме идею «положительного всеединства».
Основываясь на мистических прозрениях В.С. Соловьева, мы можем выдвинуть следующую гипотезу: интернет и будущие компьютерные технологии являются материализацией, воплощением принципа единобытия. Сегодня мир становится единым не только в философских умозрениях или во внутреннем мире мистика, который переживает это единство экстатически. Благодаря современным информационным технологиям мир становится единым буквально и физически, это единство становится все более очевидным. Формулируя это же положение теологически, можно сказать, что Бог постепенно являет себя в истории человечеству – ведь Единство это один из Его основных атрибутов.
Если взглянуть на это явление глазами последователей В.С. Соловьева, то можно сказать, что интернет делает возможным «соборное сознание». Соборное сознание, в свою очередь, может быть понято как метафора Абсолюта, как идея всеединства, спроецированная на социум.
Для подтверждения данной гипотезы проведем мысленный эксперимент: представим себе, как могла бы выглядеть область, где единобытие более проявлено, чем в обычном мире. Такие «мысленные эксперименты», обычно принимавшие форму религиозно-мистических прозрений, уже ставились, их описание можно найти в духовной и художественной литературе: библейские пророчества, работы Якоба Беме, Эмануэля Сведенборга, ибн аль-Араби, Ф.М. Достоевского, В.С. Соловьев.
Мистик, воплотивший Единство во внутреннем бытии, пытается с помощью образов выразить свои переживания. В результате появляются описания загробной жизни, ангельских сфер, утопического существования в будущей жизни, мира творческого воображения (в суфийской терминологии – барзах).
Итак, рассмотрим отличительные особенности мира с большей проявленностью Единства и проанализируем возможность реализации этих свойств в интернете.
1. Скорее всего, мир с большей проявленностью Абсолюта носил бы знаково-символический характер. По самой своей сути знаково-символическая деятельность выступает как интегрирующее начало. Как указывает В.М. Розин: «знак – способ связи в человеческом сознании двух до того самостоятельных предметов» . Э. Сведенборг пишет, что Слово служит для соединения человека с Богом.
Пространство интернета это информационная среда, которая по самой своей природе служит метафорическим отражением идеи Единства, потому что «любая информация, включая аудиовизуальную, может быть выражена в двоичном коде через единицу или же ее отсутствие, ноль. Цифры «один» оказывается достаточно, чтобы запечатлеть все многообразие Вселенной. Ноль символизирует отсутствие Абсолюта» .
2. В экономическом устройстве «горнего мира» присутствует ярко выраженный утопический элемент. В Библии сказано о будущем утопическом веке: «…даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; покупайте без серебра и платы…». (Исайя 55:1) Для этой среды характерно равенство и вытекающее из равенства изобилие, избыточность, не скованная ограничеными возможностями материального мира.
Большая часть информации и услуг, доступных в интернете, бесплатна. Это совершенно не характерно для обычной, «материальной» экономики. Д. Белл объясняет этот факт тем, что знание становится основным общественным продуктом, «его особенность заключается в том, что, даже будучи проданным, оно остается также и у своего производителя, знание представляет собой «коллективное благо», поскольку по своему характеру с момента создания оно становится доступно всем» .
3. В противоположность объектам материального мира, оцифрованные виртуальные объекты, составляющие основу интернета, не меняются, не ухудшаются со временем. То есть, они, в определенном смысле, бессмертны. Бессмертие, нетленность это свойство иного мира.
4. При проявленности Единства снимаются или уменьшаются пространственно-временные ограничения, поскольку разделенность существует в пространство-времени. Мейстер Экхарт пишет: «нет большего препятствия на пути к Богу, чем время». Э Сведенборг так описывет ангельский мир, в котором нет времени и пространства: «хотя на небесах все идет и движется точно так же последовательно, как и на земле, тем не менее, у ангелов нет ни понятия, ни мысли о времени и пространстве» , вместо этого у них присутствует изменение состояний. Различия в состояниях связаны с изменением степени любви и веры, поэтому «приближение происходит от сходства в состоянии, а удаление – от несходства» .
Интернет в значительной степени уже сейчас реализует эту идею. Это свойство интернета было продемонстрировано авторами на примере интернет-конференции . Приведем здесь лишь выводы. Так как диалог в интернет-конференции ведется в письменном виде, то каждое слово, высказанное участником, как бы «зависает в вечности». Современные конференции позволяют осуществлять разнообразный поиск по ключевым словам, по времени написания, по автору и т. п. Все это делает нахождение нужного сообщения делом нескольких секунд. Мир интернет-конференции сжат в единую точку: здесь все одинаково близко, и в тоже время этот мир способен расширяться до бесконечности, ведь любой вопрос в конференции может вызвать сколь угодно много ответов. В интернете все сплетено в тугой узел, в котором нет времени; все существует актуально, как бы в Вечности.
Человек стремится создать такой мир, в котором он бы обладал богоподобными качествами. Если для Бога нет расстояний, то к этому стремится и человек.
5. Такая среда, вероятно, будет содержать эстетические элементы для ее обитателей, поскольку эстетическое чувство приближает нас к Единству . Искусство меняет наш взгляд на жизнь, открывает в повседневности или в трагическом событии нечто недоступное невооруженному взгляду – красоту, которая находится в основе всего, будь то нечто безобразное или трагическое. Иными словами, приоткрывает нам единобытие как прекрасное.
Таким образом, есть основания полагать, что интернет потенциально может быть средой для создания иного, более «высокого» уровня бытия, где иерархия бытия определяется степенью проявленности Единства, то есть Реальности (или Бога). Если это так, то возникает вопрос: насколько важными и социально значимыми могут быть данные гипотезы? Насколько применимы к современности древние идеи о построении Царства Божьего на земле?
Несмотря на всю кажущуюся утопичность этих идей, мы полагаем, что они могли бы стать основанием для создания нового социо-культурного проекта, гармонично сочетающего в себе достижения технической цивилизации и идеалы «эзотерической», истинно религиозной, культуры.
Во-первых, потому что интернет, по крайней мере потенциально, обладает необходимыми свойствами для создания такой идеальной среды.
Во-вторых, эта идея значима для большинства людей, потому что базируется на естественном для человека стремлении к поиску счастья, удовольствия, она реализует вечные чаяния человечества о построении Царства Божьего на земле. Привлекательность этих идей в том, что, в отличие от большинства социальных утопий прошлого, из них не следует необходимость отказа от собственных желаний и потребностей в обмен на блага загробного рая или светлого будущего. Те самые технические достижения, которые возникли для удовлетворения человеческих желаний, служат и цели духовного преображения. Можно предположить, что в будущем будет уменьшаться или вовсе исчезнет противопоставление материального и духовного, цивилизации и культуры. Это было бы естественным следствием проявленности единобытия.
Немаловажно также, что эти идеи не идут вразрез с существующими социальными практиками, т.е. они не связаны с изменением социальной структуры.
Предлагаемый способ рассмотрения информационных технологий позволяет ответить на вопрос, зачем нужны человеку эти технологии, в чем смысл развития техники. Этот смысл оправдывает существование современной техники, которая сейчас нередко рассматривается как опасная система, угрожающая в своем развитии существованию человека. Преодолеть противоречия в развитии техники можно не противодействуя ей и не ограничивая ее, а став ее «хозяевами», включив ее в более общий процесс становления богочеловека. Именно при таком рассмотрении техники мы можем управлять ее развитием, а не она будет диктовать условия существования человека.
Если принять, что Единство стремится явить себя, а в процессе подвигает человека на эволюцию, технический прогресс, духовное развитие, тогда и появление современных средств коммуникаций будет восприниматься не просто как еще одно скучное и суетное проявление машинной цивилизации, а как метафора атрибутов Божества, например, способности быть одновременно везде и нигде. Этот подход кажется продуктивным и для самой техники, поскольку задает направление ее развития. Подход, основанный на рассмотрении информационных технологий как орудия манипулирования человеком, ведет только к бесплодной конфронтации, поскольку все равно отказаться от техники мы уже не можем. Также мы вряд ли сможем просто притвориться, что ничего важного не происходит, и отмахнуться от происходящих в настоящее время глобальных, сущностных перемен.
Создание такой среды приоткроет возможность для возвращения истинной духовности и религиозности в наше секулярное общество. Представляется возможным создание нового теургического искусства, преодолевающего разрыв между искусством и жизнью и способствующего духовному преображению человека . Это искусство будет направлено на преображение самой среды обитания и приведет к появлению «нового неба и новой земли». Создание такого утопического пространства в «реале» невозможно – это подтверждается многовековой историей человечества.
Конечно, перечисленные особенности интернета присутствуют в нем лишь потенциально и не появятся без сознательного участия человека. Однако без подобного осмысления интернета невозможно его полноценное использование.
Рассматривая пространство интернета как знаково-символическую среду, мы согласны с В.М.Розиным в том, что именно «формирование знаково-символических систем, то есть семиозиса – основное условие и движущая причина развития человека, его психики, деятельности и поведения». Значимость, можно даже сказать провиденциальность, современной ситуации в том, что перед нами открывается перспектива создания новой знаково-символической среды, живя в которой человек смог бы измениться, преобразить себя и свой мир и преодолеть кризисные явления существующей культуры.
© Тираспольский Леонид Михайлович, Новиков Владимир Викторович
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: