Личины Локи
Локи обладает способностью изменять свою внешность и существует определенный набор форм, которые он способен принимать, однако весьма любопытно, что некоторые из этих воплощений обладают совершенно противоположными свойствами. Два из этих воплощений известны как Лодур и Мундифлор.
В асоцентричной версии создания мира (в которой имеются некоторые элементы оригинальной версии Rökkr, однако они перепутаны и искажены) Локи появляется под именем Лодура в компании двух других богов: Одина и Хенира (сияющего). Эта же троица известна также как Один, Вили и Ве (Хенир) и представляет собой попытку узурпации асоцентричными лидерами железного века изначального мифа Rökkr о создании космоса, в котором эта триада мужей была представлена тремя сыновьями Наль: Локи, Эгиром и Кари (Суртом). Сестрой их была богиня Ран (море), что объясняет, почему в версии асов Локи, Один и Хенир создают человечество во время прогулки по побережью примордиального моря (Ран).
Локи и весь Rökkr в целом, несут в себе все необходимое и ценное для человечества и связано это с дарами, которые Локи некогда вручил нашим предкам на изначальном побережье. Аск и Эмбла получили от него кровь, которая до сих пор течет в наших венах, а также страсти и желания — все то, что делает нас людьми.
Также Локи дал им подобие богов и благодаря этому человечество может однажды попытаться стать богами. Кто еще, подобно Локи, эманации Наль, вручил нам дар столь неразрывно связанный с богиней — ее собственную кровь?
Второй раз в эпохе сотворения космоса Локи появляется на Мировой Мельнице, когда тело Имира было перемолото в материю. Мировую мельницу вращали девять дочерей Ран, которыми управлял Мундифлор, не принадлежавший ни к асам, ни к ванам, но известный как отец Мани и Соль, луны и солнца.
Однажды асы наняли его в качестве стража колодца Хвергельмир, однако впоследствии он восстал против них. Хвергельмир питали воды, направляемые постоянным вращением Мельницы в море Мидгарда, которая выкачивала воду через центр мельничного жернова и создавала водоворот, который всасывал воду в колодец, а затем выбрасывал ее наружу.
Под личиной же Мундифлора на самом деле скрывался Локи, который подобно ему являлся соперником богов Асгарда.
Мундифлора можно сравнить с греческим персонажем Миласом (мельником), повелителем собакоголовых тельхинов, которые предположительно изобрели мельницу. Локи-Мундифлор и сам являлся обладателем собачьей головы и, подобно тельхинам, ассоциировался со звездой Сириус.
Представление о сложностях, связанных с фигурой Локи-Мундифлора можно получить, изучая этимологию данного имени. Слово «mund» женского рода и обозначает руку, в то же время оно связано с идеей опекунства и заботы (подобно германскому Vormund-guardian или Mundel-ward). Также «Mund» означает «момент времени», «меру», «нужный момент», «настроение» и «юмор», в то время как «mundung» означает «рот», а «munden» — «течь». Феминные свойства “mund» намекают на Локи, который обладает женской натурой, не смотря на свою мужскую внешность.
С другой стороны, значения слова mund среднего рода указывают на роль Локи-Мундифлора в качестве стража космического времени, которое движется благодаря вращению мировой мельницы.
Что касается перевода последнего сегмента имени Мундифлора, «fere» или «fore», то оно эквивалентно древневерхненемецкому слову ergjo и средневерхненемецкому verge, что означает «перевозчик». В нашем эссе, посвященном Бабушке Наль, показано, что Нагльфар соответствует балке мировой мельницы, на которой примордиальные великаны Бергельмир и Наль приплыли в Йотунхейм, спасаясь от всемирного потопа.
Важно отметить, что Бергельмир и Наль, которые неразрывно связаны с мировой мельницей, также известны под именами Фарбаути («жестокий молотобоец») и Лауфей («Лесистый остров») и являются родителями Локи. Таким образом, творческий акт Бергельмира-Фарбаути, наложенный на мельницу Наль-Лауфей, породил будущего ее стража, Локи-Мундифлора.
Тот факт, что Локи является Мундифлором, имеет интересное следствие в рамках теории предложенной Виктором Ридбергом касательно отца бога Хеймдалля. Его девять матерей в течение долгого времени рассматривались как дочери Ран и последователи асов в своей обычной манере пытались рассматривать Одина в качестве его отца.
Но Ридберг утверждает, что им был Мундифлор, что вполне допустимо, учитывая то, что Локи-Мундифлор и дочери Ран имеют общее занятие — мировую мельницу. Если Локи является отцом Хеймдалля, то получается, что в битве Рагнарек отец и сын убивают друг друга.
Во время сражения Хеймдаль обезглавливает Локи, однако голова трикстера прыгает на него и наносит ему такое ранение, что он тоже погибает. Это событие является очень существенным в отношении символизма Хеймдалля и его отношений с Локи. Одно из имен Хеймдалля — Халлинскиди, что означает «обладающий каменным плечем» или более точный вариант — «обладающией каменной головой». В «Скальдскапармал» имеется кеннинг для меча Хеймдалля, который называется Головой(miotudr Heimdaler).
Слово «miotudr» Якоб Гримм интерпретировал как измеритель. Другое имя Х., Виндлер, также имеет прямое отношение к данному вопросу. Ридберг утверждает, что оно происходит от слова «винда», что означает «вращать». Он говорит, что прозвище «вращатель» было дано этому богу, который подарил технологию получения огня посредством трения людям и который сам представляет собой персонификацию этого огня, и таким образом его имя является синонимом слова бурав(с помощью которого и получают огонь).
Хеймдаль как вращатель имитирует деятельность Локи-Мундифлора, работающего на Мировой Мельнице.
Мечи и копья: К вопросу об элементальных орудиях Локи.
Связь огненного Локи с мечом является одной из интереснейших загадок современной магии. Западная магия со времен Золотой Зари связывает меч с элементом воздуха и жезл с элементом огня.
Это трудно объяснимое соответствие объяснялось защитниками Золотой Зари как своеобразная оккультная слепота, тогда как менее внимательные комментаторы сказали бы, что они просто что-то неправильно поняли.
Загадка, которая стоит за этой элементальной путаницей состоит в том, что на некотором уровне меч и жезл являются взаимозаменяемыми, также как чаша может быть заменена пентаклем или камнем, из которого она сделана.
Таким образом, подобно тому как Хель можно соотнести с камнем, как символом земли и с чашей, как носителем лунного меда, так и Локи одновременно соответствует как мечу, так и копью. Это двойное соответствие выражено в одном простом символе — мече Лэватейн. Этот меч был создан Локи и охранялся Суртом, его имя означало «ранящий посох».
Таким образом меч Локи в тоже время является и жезлом.
© 2009 Дедушка Н., перевод
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: