Непрерывность сияния (комментарий к Liber Resh vel Helios)

От редакции. Оригинальный текст был опубликован в 2008 году в “ИО ПАНе”, официальном печатном органе российского Ordo Tem­pli Ori­en­tis.

22. Посвящены мне все трупы; их не дóлжно касаться иначе, как для причащения мне. Все уединенные места посвящены мне: где один человек соберется во имя мое, там я пряну в его средину.

26. Я — тайное тайных; когда Пресвятого Древнего гонят нагим через площадь, я по-прежнему скрыт и стою в стороне.

30. Не страшись, когда повергает меня ярость бури; ибо ветер несет мои желуди вдаль; и воистину вновь я восстану, и дети мои — вкруг меня, и воздвигнем мы в Вечности лес наш.

Liber A’ASH, или Книга Духовного Козерога

*  *  *

Ритуал, описанный в Liber Resh относится к категории обязательных для каждодневного исполнения телемитами. Он представляет собой четырехкратное поклонение солнцу, ипостаси которого, в зависимости от времени суток, персонифицируются соответствующими египетскими богами.

Какого же рода солнце имеется в виду в ритуале? Нет сомнений, что изначально солнце действительно воспринималось людьми как умирающее и воскресающее, породив тем самым изначальный мифологический импульс, впоследствии развившийся в сложнейшую паутину соответствий и символов. Символ в рассматриваемом вопросе – ключевое понятие. Как только у человека заработал манипулятивно-символьный контур мозга, стало возможным проведение и осмысление аналогий между природой и его собственными психическими процессами. В результате возникло понимание каждого дня как маленькой смерти с последующим воскресением.

Сохранившиеся папирусы напрямую демонстрируют, что каждый усопший получал вдобавок к своему собственному имени имя – или скорее “статус”? – Осириса, что уже должно было стать первым значительным шагом на пути к воскресению в благословенном краю. В египетской культуре сформировался вектор, ориентированный на “правильное умирание” – что в поздний период породило всеобъемлющий культ мертвых в ущерб живым.

Можно рассматривать подобный подход как деградацию, однако в Эон Осириса (пользуясь терминологией Кроули) он работал безукоризненно, позволяя адептам формулы “смерти-воскресения” реализовывать себя в полной мере. Соответственно в наше время эта формула тоже будет работать, для тех, кто еще не осознал в полной мере суть новой системы, системы Гора и Непрерывности, которая описывается ниже. Впрочем, это уже выходит за рамки обсуждаемого материала. “Баланс есть основа Работы” – этим все сказано.

Солнце, о существовании которого необходимо помнить постоянно, которое беспрестанно ярко сияет и на рассвете, когда диск еще не показался из-за горизонта, и глубокой ночью, когда он уже отправился на покой – это, конечно же, Солнце Внутреннее, “пламя, горящее в каждом сердце человеческом и в ядре каждой звезды”, солнце духа. Дух, подобно актеру, может менять маску, но не лицо, дух не умирает и не воскресает – но присутствует постоянно и внимательно наблюдает за комедией человека-куклы, надетого на его пальцы.

Присутствие – еще одно слово наряду с непрерывностью, которые стоило бы вынести в заголовок XIX Аркана, покровителя ритуала.

Для религий, порожденных формулой Осириса характерно отсутствие идеи реинкарнации (мы не берем в расчет эзотерические формирования, всегда шедшие впереди своего века) четкое отделение жизни от смерти и противопоставление их друг другу, что доходчивей всего выражено в известном афоризме: “Чего бояться? Когда есть мы, нет смерти – когда же есть смерть, нет нас”. Это не так. Ритуал Реш демонстрирует, что “бояться есть чего” – после смерти не наступает долгожданный уютный покой – но делать этого, конечно же, не следует. Эон Гора предполагает игру без масок – или, по крайней мере, право выбирать маску себе по вкусу самому.

Следует отметить, что четырехкратное поклонение солнцу действует в иной модальности, нежели ритуалы изгнания. Условно говоря, если последние устраняют следствия каких-либо действий, Реш “зрит в корень” и обладает способностью рассеивать сами путы Майи, выступающие в роли причин мнимой ограниченности. Для Царя нет ни сна, ни смерти, есть лишь экстаз, экстаз духа, что вечно остается вовне и всегда здесь.

Liber Al Vel Legis по этому поводу более чем категорична: “Не раздумывай, о царь, над той ложью, Что Ты Должен Умереть; воистину ты не умрёшь, но будешь жить. Пусть теперь станет понятно: если распадётся тело Царя, он останется в чистом экстазе навсегда”.

Таким образом, одна из незаявленных, но постигаемых целей ритуала – разрушение стратегически важного бинера жизнь/смерть, взламывание столь дорогой для человека скорлупки конечности. Неудивительно, что для этой цели используются образы, взятые именно из пантеона страны пирамид – как колыбель оккультизма, Египет породил сверхразвитую систему инструкций для посмертного поведения умерших, ныне известную под названием “Египетская книга мертвых”, глубочайшая детализация которой поразительна даже на фоне таких бесспорно великих аналогов как тибетская “Бардо Тhодол” и “Кодекс Борджиа” майя.

Безусловно посвященные древнего Египта были хорошо осведомлены об устройстве человека и множестве его тел, которые они педантично классифицировали и назвали. Ядро, лежащее в основе строения “человеческой луковицы” – Дух–“Ах” – единая энергетическая основа вселенной, единственное, что не может измениться. Дух не является частью этой основы, но самой ей – наиболее близка к этому индуистская концепция Атмана.

Состояния “непрерывности” можно добиться множеством различных методов – от скраинга, осознанных сновидений и сталкинга до депривации сна и психоделически активных веществ, однако переживание солнечного Единства, острия духа, единого в четырех ипостасях, вряд ли что-то может заменить. Соответственно, совмещение регулярной практики поклонений с вышеописанными методами, скорее всего, даст более быстрые и/или ощутимые результаты.

***

Разумеется, следует всегда помнить и понимать, что приведенная модель это только модель и она может быть заменена любым аналогом, адекватно подходящим к ситуации. Так, вы можете, используя магическую доску-меню, вызвать ангела-официанта и приказать ему исполнить вашу Волю, доставив напитки и яства, символы которых начертаны на скрижалях меню.

Однако будет, по меньшей мере, неразумно поступать так, как поступает большинство “магов” современности – вгрызаться в пластик и старательно его пережевывать, убеждая себя в том, что Истинное Блюдо обладает именно таким вкусом. (Хотя, конечно, такой процесс доставляет немало веселья наблюдающим за этим со стороны).

В качестве иллюстрации многомодельного подхода на примере анализа Liber Resh, я приведу концепцию ритуала поклонения солнцу как эволюционного.

Четыре поклонения легко и удобно укладываются в главную формулу творения и восхождения – Тетраграмматон JHVH, где Jod – утро и Ра, первая He – полдень и Хатхор, Vau – вечер и Атум, вторая He – полночь и Хепри, трансформирующиеся в Jod и Ра следующего цикла. Ключевым моментом формулы является, естественно, точка перехода, последнее звено цепи, которая сама оказывается звеном. Тайна перехода He в Jod, “вдохновение Дочерью сил в дряхлого Праотца” это, в том числе и тайна бесконечного повторения, но происходящего всякий раз на новом витке спирали. Момент превращения столь же игриво неуловим, как литургическое пресуществление хлеба с вином в плоть и кровь.

Форма спирали – один из древнейших символов эволюции. Прежде всего, двойная спираль лежит в основе нашего существа – молекулы ДНК, модель которой впервые воссоздали Крик и Уотсон в 1953 году. Спираль образует витками тела змея, обвивающая какой-либо предмет, будь то крест, кадуцей или Древо Жизни. Как символ гнозиса, вечное непрерывное сияние которого освещает путь человечеству, змея издавна присутствует в бессознательном человечества, что доказывает поверхностный анализ любой мифологии.

Будучи базовой единицей устройства организма, для человека символ спиралевидного восхождения может означать только природную жажду познать – не интеллектуально, но эмпирически. Это стремление вполне очевидно коррелирует с утверждением Карла Густава Юнга о повсеместном бессознательном стремлении к индивидуации, а также, в каком-то смысле, с дарвиновской теорией эволюции – расширяя ее подтекст до масштабов Замысла, в котором хватает места и для естественного отбора и для межвидового содружества, кажущегося парадокса экосистемы.

Эволюция предстает нам бесконечной спиралью, уходящей с одной стороны во тьму веков, к пирамидам и откровению Поймандра – и восходящая к ним же, но уже не отраженным, настоящим, на планетарном уровне понимания.
“Через темный подземный мир – к золотой заре…к новому и неизвестному”. К новому и неизвестному, чем мы уже являемся и всегда являлись, не осознавая этого.

Нет двух одинаковых ритуалов, равно как и двух одинаковых дней. Эволюция – это не абстрактный процесс, эволюция – процесс роста, происходящий с каждым конкретным индивидом, здесь и сейчас, в тот момент, пока вы читаете эти строки. Отличие онтологического статуса мага состоит в том, что отказывается от нормального для человечества темпа развития (впрочем, взлетающем по экспоненте в последние годы), символизируемого классическими или великими религиями, и выбирает ускоренный путь восхождения. Принимая на себя нечеловеческие обязательства и нечеловеческую ответственность, маг по мере биологического процесса роста-старения (“как индивид”) запускает параллельный форсированный процесс роста духовного (“как вид”) и при должном усердии может завершить эту линию в течение одной человеческой жизни – ступив на Великий Восходящий Путь буддизма и каббалы.

В соответствии с доктриной Адама Кадмона, маг, завершивший эволюцию на земле, обретает все свойства исправно функционирующей клетки Мирового Организма – иными словами, это действительная реализация принципа “as above, so below”.
Эволюционируя с нормальной скоростью, прочие “клетки” все же инстинктивно ощущают сокрытую громаду процесса в целом и тянутся к магу, являющегося его символическим представителем. Здесь у последнего есть два выхода, либо гордо продолжать расти – простор открыт – здесь мы получаем буддийского Архата, либо поделиться знанием с соплеменниками – и это уже путь Бодхисаттвы. На практике чаще всего реализуется второй вариант событий, так как Архат, лишенный Чувства Собственной Важности есть слишком редкое явление (по правде говоря, почти невозможное), а это необходимо. Также – более прагматичное условие – передача накопленных знаний может являться пропуском к новым вратам, вратам звезд.

Все мы знаем этих людей. Значение того, как изменили сознание человечества Христос, Будда, Уильям Блэйк, Уильям Шекспир, Алистер Кроули, Роберт Уилсон, Тимоти Лири, трудно недооценить.

*  *  *

Подытоживая сказанное. Модель эволюции и модель непрерывности чудесно совмещаются между собой, более того, это только две грани одного и того же явления, смутный отблеск которого долетает до нас через Liber Resh. Постоянство присутствия Духовного Солнца, постоянство восхождения к небу от земли – это единое таинство, таинство креста и спирали, Великой Работы и Великой Игры.

Всего один небольшой ритуал, чтобы помнить об этом каждый день своей жизни.

Любовь есть Закон, Любовь в согласии с Волей.

Адам Тарот

Дорогой читатель! Если ты обнаружил в тексте ошибку – то помоги нам её осознать и исправить, выделив её и нажав Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: