The Anti Group Communication: сюрреалистический сон Адольфа Ньютона
Не овсянкой единой, как говорится, жив эзотерический музыкальный подпольщик. Напомнить об этом в формате пространного комментария нам решил дражайший А.А., ну а мы с радостью публикуем его материал про британский арт-проект «The Anti Group Communication».
Традиционно самыми шизотерически двинутыми персонажами островного индастриала (и вследствие этого – якобы музыкально самыми интересными) считается понятно какая компашка. Даже если не учитывать то, что эта формула порочна с самого начала, то и во внешнем своём выражении она пропускает очень многих интересных персон – и при этом как раз близких к перворождённой движухе.
После выпуска альбома «Advantage» и последовавшего за ним европейского тура лидеру Clock DVA Эди Ньютону несколько осточертело то, чем он начал заниматься. Некогда экспериментальный коллектив под его руководством превратился в поп-музыку, пусть и относительно замрачнённую, но уже довольно обыденную. Что интересам интеллигента Эди не отвечало совсем: Ньютона набиравший тогда обороты унылый постпанковый поп интересовал не сильно (да ещё и с дальнейшим выпуском на мейджоре Polydor).
Вернувшись в родной Шеффилд, Ньютон вспомнил, что индастриал – это не обязательно и не только музыка, быстренько распустил Clock DVA и через два года организовал коллектив «The Anti Group», в котором и занялся тем, что не мог со всей полнотой воплотить раньше.
Как и коллеги по всей ранней движухе, Эди, конечно, интересовался поведенческими паттернами и способами их возникновения, но не вкладывал в понятие «Контроля» столь негативные определения, какие привычно сопровождали его после Берроуза/Гайсина. Ньютона, росшего во вполне интеллигентской семье ещё в то время, пока Шеффилд оставался городом заводов, а не арт-колледжей, волновало скорее разнообразие стратегий, которые отдельные индивиды «Контролю» могут противопоставить, нежели выработка собственной культурно-микрополитической программы. Тем более что южнее вовсю куролесили в TOPY, который Ньютону был вот совсем не по душе из-за авторитарных замашек Джена, от чьего слишком общего программного манифеста к клок-двашному альбому «Thirst» Эди всё ещё плевался.
Как следует из самого названия, The Anti Group мыслился скорее не полноценным и действующим систематически музыкальным актом, а коллективом спорадического перфоманса с переменным составом участников. На то было несколько причин. Ньютон в то время крепко залип на бергсоновском положении о разнице интуитивного и аналитического мышлений и обдумывал идею преодоления дихотомии между действием согласно спонтанному решению и деятельности, основанной на логической обработке известных фактов.
Попытки такого синтеза Эди нашёл у сюрреалистов, а также у их предшественников – Лотреамона и Альфреда Жарри. Их идея искусства как самостоятельного языка и прямого формирования реальности с его помощью была ему по душе, но её воплощения он считал слишком недолговечными, чересчур индивидуалистскими даже в групповом творчестве и несколько наивными – что в литературе, что в визуальных искусствах.
Проще говоря – ничего магического в сюрреализме Ньютон не видел, хотя прекрасно знал об интересах Бретона и Ко к западной оккультной традиции и раннем осмыслении ими сюрреализма именно как оккультных практик с более приближённым ко времени символизмом. Который и казался Ньютону слишком бесформенным и позволяющим широкую индивидуальную трактовку.
Деятельность The Anti Group и позиционировалась как прямое продолжение тех вещей, на которых встряли Бретон и Арто, – коллективном творческом процессе, чётко ограниченном во времени и пространстве, чей результат представлял бы нечто большее, нежели набор рассечённых и абсурдистских образов и лингвоконструктов.
Первым подобным творением стал короткометражный фильм «The Delievery», представленный на втором берлинском фестивале Atonal, чей показ сопровождался импровизацией проекта, на тот момент насчитывавшего семь человек. Импровизация продолжилась и по завершению последних кадров ленты. Ньютон, бывший саксофонист Clock DVA Пол Броуз (по чьему знакомству с оргом Atonal Димитри Хегеманном Anti Group вообще там и выступили) и остальная пятёрка вживую обкатали перед залом случайные технические задумки, которые затем и стали основной для россыпи более поздних синглов и миников.
Нет доступных изображений.Запись выступления была сразу же издана и сопровождалась обширным эссе во вкладыше, где во всех подробностях объяснялось, зачем Ньютон с компанией вообще этим занимаются, по каким принципам они создают музыку и как они вообще эту самую музыку видят. Сам же звукоряд «The Delievery» на практике состоял из трёх вещей: синтетической ритм-секции, сопровождаемой живым басом, саксофонных импрув-пассажей и наслаивающихся поверх этого скелета различных манипуляций с сэмплами и шумоизвлечением. Это несколько напоминало прежний индастриал-фанк Clock DVA, но куда более разряженный, хаотичный и почти окончательно потерявший какую-никакую мелодическую структуру. С вариациями на тему этих записей и несколькими другими видео- и театральными перфомансами The Anti Group и выступали на публике два года, периодически фиксируя наиболее приглянувшиеся куски на виниле. Но и это Ньютону начинало надоедать.
Решив, что эксперимент по сращению нескольких видов искусства в один глобальный творческий акт не дал ожидаемой полноты ощущений, а его звуковая часть и оказалась наиболее интересной что для публики, что для самого себя, Эди несколько преобразует функцию проекта. T.A.G.C. (The Anti Group Communication, так отныне назывался коллектив) переключается на запись студийной пластинки «Digitaria», задуманной как своеобразное техно-антропологическое исследование, хотя антропологическая составляющая последнего сейчас смотрится крайне наивно.
В первой части буклета к альбому Ньютон сравнивает доступные ему на тот момент сведения о космогонии в традиционной религии малийского племени догонов с положениями западного герметизма. Но вот вторая половина вкладыша содержит дела куда более интересные. Там Эди рассуждает о возможностях и пределах человеческого слуха, о восприятии звука и его непосредственном воздействии на человеческий мозг, словом, вовсю ударяется в пусть и аматёрскую, но все же психоакустику с точки зрения практика.
Нет доступных изображений.Именно так «Digitaria» и звучит: это саунд-эксперимент на свободную шизотерическую тематику с примеркой на неё современных Ньютону технологий звукозаписи. Коллектив по-прежнему ориентируется на синтез экспериментальной электроники и чёрной музыки, только на смену синтетическому стаккато и условно-танцевальному ритму теперь приходит абстрактная изоляционистская форма, включающая в себя накладывающиеся друг на друга слои деформированных электронных кусков, местами откровенно фриджазовый сакс и голосовые сэмплы. Слушать же альбом предполагалось на объёмном звуке и с пущенной в то же время на втором проигрывателе доп-пластинкой «ShT».
Нет доступных изображений.После «Digitaria», наконец получив тот звук, который он и хотел, Ньютон в рамках T.A.G.C. более не рассматривал оккультное достаточным фундаментом дальнейших экспериментов, полностью сосредоточившись на психоакустике и психофизике. К сожалению, после этого записи «анти-группы» стали представлять собой в основном достаточно скучный электронный дрон (но в 1994‑м Ньютон собрал мини-релизы T.A.G.C. в компиляцию с говорящим названием «Audiophile»).
Однако именно в результате экспериментов The Anti Group Ньютон реанимировал Clock DVA в качестве проекта, отвечающего за исследования ритмических структур, с которым играет и поныне. Кроме того, вся эта история кажется достаточно забавной именно с той точки зрения, с которой понимал и продолжает понимать магию сам Эди: по достижении заданной цели некоторый акт действительно порождает множество случайностей и совпадений, результаты которых предсказать невозможно. Впрочем, сегодняшнему слушателю всё ещё доступны сами ранние записи коллектива, звук которых совершенно точно можно считать если уж не магическим, то по крайней мере исключительным.
Нет доступных изображений.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: