«Какой ещё Сатана? Сатана — иудеохристианский рабский конструкт». (XV тезисов о фильме «Властелины хаоса»)
В наше время экспертом стать просто: достаточно иметь под рукой свободный доступ к гуглу и википедии да щепотку самомнения. Для того же, чтобы стать экспертом по Чёрному Искусству, вам потребуется просто увеличить дозу самомнения с щепотки до нескольких пригоршней. Мы пробовали неоднократно — работает.
Однако в этот раз мы, во-первых, пригласили для коллективного рецензирования фильма «Повелители хаоса» настоящего эксперта, а во-вторых — компенсировали дефицитный стафф его аналогами. В итоге у нас получились три рецензии на фильм Йонаса Окерлунда, каждая из которых уникальна и своеобразна.
В «Великом инквизиторе» Достоевского кроется ужасная мысль. Кто может быть уверен, говорит он — иносказательно, конечно, — что распятому Христу, когда он произносил свои слова: «Господи, отчего ты покинул меня», не вспомнились слова злого духа, предлагавшего ему за один поклон власть над всем миром, и что, вспомнивши о них, он не раскаялся, что не принял предложения сатаны… О таких искушениях можно было бы и не рассказывать читателям…
Лев Шестов
1.
Даже неловко писать о фильме на тему, экспертом в которой у нас неожиданно оказался каждый первый. Стоишь в очереди в «Пятерочке» с бутылкой «Бугульмы» и ждёшь, что кассирша вместо паспорта потребует расставить альбомы Bathory в хронологическом порядке. Из-за ажиотажа вокруг «Властелинов хаоса» немного страшно жить. Выяснилось, что нас окружают лютые иконокласты, поджигатели церквей, убийцы человеческих существ, осквернители могил, практикующие вурдалаки. По крайней мере такое впечатление сложилось, когда каждая собака сочла своим долгом экспертно пролаяться по части тру ивола.
2.
За последние полгода, что нагнетались трепетные серебряновековские страсти вокруг «Повелителей кавардака», их создатель Йонас Окерлунд стал вам как родной. Но на всякий случай напомню, что он швед и он режиссёр, долгое время снимавший клипы для Мадонны, Леди Гаги и прочих исчадий ада. Его безусловный шедевр — мизогинный ролик «Отшлёпай мою суку», который (проверено опытным путём) и в 2019 году взрывает сознание невинных дев не хуже, чем в 1996‑м. Это всем известно.
В меньшей степени известно, что Окерлунду принадлежит документальная картина, посвящённая квартету «АББА», о дьявольской природе которого мы уже писали по другому поводу и совсем в другом месте, куда благородным душам (к коим мы относим и нашего читателя) лучше не заглядывать.
3.
Даже обыкновенно проницательный и незлобливый товарищ Докуч не устоял перед соблазном примкнуть к воющей стае шакалов, упрекнув Окерлунда в том, что он использовал в кадре не первопресс дебютной пластинки Бурцума, а современный новодел.
Предъявлять ему (этому фильму) за слабую историческую достоверность — всё равно что ругаться на фильм «Астерикс и Обеликс», с пеной у рта доказывая, что у римлян не было гладиаторов-циклопов, а галлы не варили зелье, наделявшее их нечеловеческой силой (вообще-то, варили, но не суть).
4.
Есть мнение, что к недостаткам «Владык раскардаша» стоит отнести и повествование от лица Евронимуса. Якобы из-за этого рассказанная история оказывается максимально субъективной, а Ошет выставляется невинной жертвой. Но ведь ничего этого в ленте нет. Создатели фильма не скрывают неприязни к своему герою, оказавшемуся трусоватым любителем загребать жар чужими руками, который в блэк пришёл, чтобы продавать футболки и кувыркаться с групиз. Ошет называет Варга позёром, даже услышав его демо-запись (в фильме это кассета «Reh/Demo» 91) и поняв, что держит в руках платину. Сознательно или нет, но Окерлунд идёт на хитрый трюк, заставив зрителя отождествлять себя с модником, которому нашивка на куртке важнее пламенного сердца орка, бьющегося под ней.
(К слову, в эпизоде с нашивкой Евронимус-Калкин палится на том, что сам не выкупает тру ивол. На тот момент, когда Ошет брезгливо тычет Варгу в лого «Скорпионс», немецкие кудесники гитары и барабана уже успели сочинить «Wind of Change», абсолютный гимн тотального зла, до античеловеческой машинерии которого далеко всей норвежской сцене вместе взятой.)
5.
Не нравится — смотрите «Чёрные металлические вены» Люцифер Валентайн (да, она женщина) или любой фильм с Вициным.
6.
Окерлунд работает с большим Мифом. Например, Мифом о слонёнке Дамбо. У диснеевского персонажа был изъян — слишком большие уши. Но благодаря этому он умел летать. Изъян Дэда (его играет Ванесса Паради) в том, что он мёртв, но он принимает себя таким. Да, сюжетная линия с Дэдом — это история о принятии самого себя.
***
Чтобы удостовериться в справедливости своих слов или же опровергнуть их, я спустился в логово Тритогенона.
— Всё правильно, — сказал Тритогенон, дважды перечитав мою рукопись.
А Тритогенон хоть и мнит себя лукавым трикстером, но в таких вещах врать не будет.
7.
Если бы этот фильм снял Хармони Корин, Джон Уотерс, Ричард Линклейтер, Грегг Араки, Ксавье Долан, Брайан Сингер, Кэтрин Бигелоу, Марк Уэбб, Гас Ван Сент или Алан Смити, то к нему бы не было никаких вопросов. Суждений бы тоже не было.
8.
«Руководителей катавасии» часто сравнивают с «Богемской рапсодией» Брайана Сингера. Общее у них, действительно, есть. Но не в клюквенной подаче материала, а в одном смыслообразующем моменте.
В «Богемской рапсодии» Фредди Меркьюри не прикладывает никаких усилий не только на пути к славе, но и в жизни вообще. Единственная его преграда — то, что его принимают за пакистанца. Ну, и деспотичный отец гнобит за пидорковатость. В остальном же всё просто. Проникновенно спел на автостоянке — сразу взяли фронтменом в группу, хочешь признаться невесте в том, что гей, — а она сама уже в курсе и всё понимает, лучшие мелодии сами пришли в твои пальцы, слепо стучащие по пианино. Чтобы собирать стадионы, не сорвав голос после первого же концерта, ему не нужен репетитор. Даже ВИЧ-положительный статус ему будто ангел небесный принёс. И хиты сочиняются сами собой. Сами, мать их, собой!
А как вам сюжетная линия про разрыв с группой и последующим возвращением блудного сына? «Да, братан, добро пожаловать в семью», — говорят Брайан Мэй, Роджер Тейлор и Джон Дикон. И обнимаются, как телепузики, узнав, что у их лучшего друга ВИЧ.
Всё это bullshit. Я вам отвечаю. Bull. Shit.
Мэй, Тейлор и Дикон приняли Меркьюри обратно в свою «семью», чтобы срубить бабла. Вот и всё. Они же алчные стервятники, которым нужны только деньги, деньги, деньги. Они готовы на всё, чтобы заполучить все деньги мира. Хвала небесам, что у них оказался музыкальный талант, иначе бы эта троица давно наладила поставки оружия на Ближний Восток.
Точно так же и в «Боярах кавардака». Создаётся впечатление, будто «Вымораживающую луну» и прочие шлягеры «Мейхем» сочинила неведомая сила. Нам никогда не показывают музыкантов за работой.
9.
Хорошие фильмы надо смотреть до середины. Я посмотрел только первую половину ленты под названием «Хозяева разброда».
10.
Бивни чёрных скал.
11.
Как я уже сказал, я посмотрел лишь половину этого фильма. Как все мы прекрасно знаем, реальная история, лёгшая в основу кинокартины Окерлунда, закончилась весьма грустно.
Я не буду досматривать эту ленту. Но мне хочется верить, что, вопреки жизни, всё в ней кончилось хорошо. Фауст прошёл какой-нибудь курс управления гневом, Варг и Ошет вместе выступили на «Евровидении», заняв почётное второе место, Фенриз вывел сборную Норвегии в финал чемпионата мира по футболу.
Эдуард Лукоянов
Би тэр өдрийг хэзээ ч мартахгүй (Ещё два тезиса о «Ханах Беспределья» и о женщинах)
Мөн энэ хоёр дайчдын уулзах өдөр би хэзээ ч мартахгүй.
Цус нь халуун байсан сар нь улаан, Хар Металл өөрийн булшийг бий болгосон. Хар металл Мангас, ямар ч биеэ үнэлэгч, Дайны цэргүүд Бидний толгойд нь чөтгөрүүд хууль байдаг.
Эмдаст Тавцан
Кинокритик Антон Долин обнаружил бы в «Князьях Хаоса» мощный феминистский посыл.
То есть, конечно, нихуя он там не обнаружил бы (и слава нулю), поэтому поискать придётся мне, хотя после того, как Тритогенон сказал ВСЁ, поднять телегу про фильм «Князья Хаоса» можно только с толкача дебильной шуткой да под бошки.
В фильме демонстрируются грудь и задница музыкальной исполнительницы Скай Феррейры, да что уж там — она там вся демонстрируется в сексуальном контексте, аж два раза. Казалось бы, это махровейшая объективация женского тела, но вместе с тем это акт, необходимый для деконструкции блэкметаллического мифа. Через него производится синтез идей и образов: идеи женщины-творца дискурса феминистского (персонаж Феррейры, Анна-Мария, — фотографиня, запечатлевающая образы действительности) и фигуры «женщины-возлюбленной» дискурса патриархального.
И Анна-Мария чрезвычайно важна как такой синтетический персонаж. Почему же?
Во-первых, популярный видеоблогер Луи Каше (ранее известный как Варг Викернес) в одном из своих роликов, посвящённых «Князьям Хаоса», протестует против того, что у Иеронимуса в фильме есть подруга, мол, ебакой там был только я, а Иеронимус — пидор, это всем известно. По этой версии выходит, что персонаж Анны-Марии — фикция, ложь, конфабуляция. То, чего не было. Вспомним слоган фильма: «основано на правде… и лжи».
Но при этом Анна-Мария — фотографиня, которая фиксирует все попавшие в поле её зрения факты на плёнку. А мы знаем, что большая часть раскадровок «Князей Хаоса» — это скрупулёзный проект по реконструкции исторических фотографий тусовки Чёрного Круга, коих сохранилось предостаточно. Практически каждая сцена, которую вы видите в фильме, – реконструкция исторических фотографий. Это и есть пресловутая «правда».
Анна-Мария становится, таким образом, амбивалентным персонажем, не имеющим явного прототипа, но выступающим в фильме в роли спектатора, свидетеля мифа (у Скай Феррейры, кстати, очень хорошо получилось сыграть простую норвежскую пуму: несколько испитое лицо, всратый макияж и нормальные женские формы лишь добавляют аутентичности).
Похожий персонаж есть, кстати, в другом фильме про противостояние двух лидеров одной музыкальной тусовки: в «Лете» Серебренникова фигурирует Скептик, который как персонаж не имеет под собой исторических прототипов, никак не скован сюжетом и вообще общается со зрителем через пролом в четвёртой стене, периодически показывая табличку «этого не было».
И мы можем признать, что сцены с Анной-Марией — это такая табличка «этого не было», но признавать это мы не будем, нет. Потому что тут в действие вступает второй фактор, обосновывающий присутствие Анны-Марии.
Мир норвежского блэка без Анны-Марии становится не просто гомоэротичным, а вызывающе гомосексуальным. Если вырезать из фильма все сцены с Анной-Марией, то все интеракции Иеронимуса и Варга воспринимаются не иначе, как попытки хоть как-то сбросить растущее сексуальное напряжение, которое может разрядить только хорошая пенетрация (а получается в итоге, как мы знаем, пенетрация не очень хорошая — зато у нас есть объяснение такому большому количеству ножевых ранений).
Нет уж, пусть будет Анна-Мария. Как говорил Екклесиаст, «и нашёл я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы; добрый пред Богом спасётся от неё, а грешник уловлен будет ею». Можно подумать, что это про Иеронимуса, который в фильме «уловлен» женщиной, чем показывает своё истинное лицо грешника, позёра и обывалы, но на самом деле это про видеоблогера Луи Каше, примерного семьянина и патриарха, проживающего остаток своих дней с любимой женой и детьми.
Счастья вам, женщины!
И пещер тупой оскал.
Капитан Отвратник
Чудовища вершин, властелины глубин (ещё два тезиса про «Повелителей Хаоса» и про психиатрию)
Я не знаю, зачем ходят наверх. Наверное, чтобы проверить, что ты есть за человек. Сам про себя. В горах человек один. Нет ни милиции, ни скорой помощи. Человек может надеяться только на себя, на свои руки, на своих друзей…
Я знаю такой случай. Шла тройка альпинистов по вертикальной стене и воспользовалась старыми крючьями. Они проходили отрицательный угол. У нижнего альпиниста вывернулся крюк. Он никак не мог прибиться. Он подходил к скале, но не успевал ударить, вбить крюк для того, чтобы зацепиться. В это время начал выдёргиваться крюк у второго. Нижний понял, что увлечёт за собой двоих верхних. Он отрезал верёвку и ушёл вниз. Без истерики, просто чтобы спасти друзей. Дух гор — это впечатление, что люди идут в атаку. Какая-то высшая сосредоточенность.
Владимир Высоцкий
“Повелители Хаоса” — это типичный хороший плохой фильм. Он не холоден, ни горяч, он теплохладен и уравновешен своими плюсами и минусами, что даёт повод зрителю не раз задуматься на разные темы (и это хорошо).
Несуразная игра актёров первого плана, Калкина и Коэна, уравновешивается актёрами второго плана. Для того чтобы синхронизироваться со своими персонажами, исполнителям ролей Фауста, Блэкторна, Дэда и Анны-Марии требовалось всего лишь быть в нужной степени деревянными — это позволило им выглядеть вполне аутентичными неформальными отморозками. И это сделало их игру убедительной.
Лучше всего это вышло, конечно, у Джека Киллмера, исполнившего роль Дэда (на самом деле его роль исполнила Ванесса Паради, — прим. ред.). История отмороженного и неприкаянного шведского юноши, грезящего смертью, занимает на экране меньше двадцати минут — зато этот отрезок фильма по-настоящему хорош.
Именно вопрос отмороженности персонажа в “Повелителях Хаоса” является основополагающим: отмороженность — это синоним норвежской блэк-металлической истинности. В таком ракурсе Дэд, вне всяких сомнений, самый цельный и истинный герой истории.
Мне встречалась версия, что у Дэда была глубочайшая депрессия с синдромом Котара, что и обуславливало весь круг его интересов и характер взаимоотношений с миром. “Тот, кто познал мир, нашёл труп, и тот, кто нашёл труп, — мир недостоин его”. Это выглядит вполне правдоподобно.
Остальные персонажи недостаточно проморожены, но тоже далеко вырываются за пределы шкалы нормальности: аутичный Фауст, невротичный Блэкторн, нарциссично-истеричная парочка Варг/Евронимус — если поискать психиатрические диагнозы у героев “Властелинов хаоса”, то диагнозы эти с лёгкостью обнаруживаются (и многое через это можно объяснить).
Фильм заставляет в очередной раз задуматься о том, что историю творят патологические персонажи — чудовища, жильцы вершин, соприкасающиеся на пиках реального с гениальностью. Но эти вершины не предназначены для жизни.
Человек среди гор ничтожно мал.
Шизогенная Мать
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: