Thee Psychick Bible: На пути в Сад Твой & Ключи к Храму
НА ПУТИ В САД ТВОЙ
Душевная Молодость сидит в карточном домике. Протягивает руку. Это несложно. Нужна лишь воля. Нужен лишь слабый толчок, и дом, что был построен для тебя, развалится. Маска, что была твоей личностью, отслоится. И когда дом рухнет, как должно, мы окажемся в первом Саду. Безымянном.
Бодрствовать. Быть вне сна.
Таково апокрифическое писание Дженезиса Брайера Пи-Орриджа и Храма Душевной Молодости, результат одиннадцатилетнего эксперимента (1981-1992), который запомнится как ключевой период в развитии как дикого зверя магии, так и анархо-художественной реакции на неумолимое наступление стирающей все различия глобализации.
Хотя о музыкальной деятельности Дженезиса Брайера Пи-Орриджа, о Throbbing Gristle и Psychic Television, известно достаточно много, история Х.Д.М. остается шифром из слоганов и пропаганды. Деятельность Храма за пределами круга тех, кто участвовал в ней, остается – намеренно – тайной, укрытой подобно свиткам Мертвого моря, или, возможно, как некогда желал для своих особенно непостоянных и взрывоопасных фрагментов нарезок Уильям Берроуз, завернутой в свинец и погребенной на дне океана, тем самым создавая белое пятно в истории как современной оккультуры (термин, созданный Храмом), так и самой современной культуры.
Созданный на руинах, оставшихся от английских поклонников после звуковой атаки Throbbing Gristle, Psychic TV изначально задумывался с целью вновь собрать бывших участников TG, Дженезиса Пи-Орриджа и Алекса Фергюссона из Alternative TV. Позже к ним лишь ненадолго присоединился Питер Кристоферсон (впоследствии ставший «архангелом хаоса» Coil вместе с Джеффом Раштоном, также известным как Джон Бэланс), и время от времени появлялся Марк Алмонд из Soft Cell. Первые эксперименты группы, в особенности альбомы Force Thee Hand ov Chance и Dreams Less Sweet, под влиянием Фергюссона сильно отошли от сокрушающей мощи TG в сторону популярной музыки. Группа полностью переходит в жанр психоделик-рока на альбоме Allegory and Self.
Основанный как инструмент пропаганды самоуправляемого расширения сознания любым способом, Psychic TV должен был стать лицом Храма Душевной Молодости, крупномасштабным экспериментом в крушении собственных допущений через невинную сексуальность и более формализованные «магические» техники Остина Османа Спейра, Брайона Гайсина, Алистера Кроули и других. Х.Д.М., однако, никогда не был исключительно магическим орденом, взяв не меньше и из наследия радикальных акционистов и экспериментальных микрообществ 1960-х, вроде группы Взрывающаяся галактика, с которыми Дженезис работал в Лондоне, диггеров из Хайт-Эшбери или перформанс-группы C.O.U.M. Transmission, созданной Дженезисом в 1969 г. после серии вызванных «мерцанием» видений и голосов, в которую входили Питер Кристоферсон и Кози Фанни Тутти, до Throbbing Gristle с Крисом Картером.
Магия Храма не была магией Золотой Зари, магией величественного викторианского особняка; то была магия молодежи конца двадцатого века, с пустыми глазами, раздавленной телевидением, преждевременно сошедшей в бездну, вроде панков из «Юбилея» Дэвида Джармена, никогда не покидавших казенных квартир, в которых они родились. Вместо величественных церемоний, салонных интриг и возвышенных ритуалов посвящения важнейшим зачастую становилось простое выживание и защита собственного видения от злонамеренной, лишающей человечности культуры, которую в самые реакционные и расистские времена не могли представить викторианцы и модернисты.
Храм, как часто говорят посвященные, был призраком… Он был (и остается) пониманием того, что твои мечты и фантазии, твои внутренние учителя – самые важные. Толчок в нужном направлении, к самому себе, к тому, чтобы быть перед собой честным, к собственной связи с глубокими водами Духа. Способ разрушить программу, а не заложить ее. Часовня Глубочайших Переживаний.
КЛЮЧИ К ХРАМУ
1 В шесть лет, на заднем сиденье машины, разглядывать на горизонте деревья, через которые пробивается закатное солнце. Сердце бесконечно, миг бесконечен.
2 Видеть странного андрогинного певца по телевизору в двенадцать лет, новый мир, новые чаяния, желание стать больше, чем человеком.
3 Странные книги со странными символами. Ярчайший оргазм рождает сам себя.
4 Первый трип с друзьями в лесу. Внезапное чувство понимания в теле. Это язычество – найти богов в себе.
5 Как ты хочешь поступить со своей жизнью?
Х.Д.М. – прямые последователи ценнейшей оккультной и контркультурной «науки» века, более того, это краст-лаборатория по претворению в жизнь радикальных и, зачастую, прежде забытых идей. Метод нарезки Уильяма Берроуза и Брайона Гайсина, машина сновидений Гайсина и Иэна Соммервиля, метод сигилов Остина Спейра, сексуальная магия в духе Алистера Кроули и Паскаля Беверли Рэндольфа, потусторонние психоделические исследования Джона Ди, Тимоти Лири и Джона Лилли, общая семантика графа Альфреда Коржибски, физическая и сексуальная дезадаптация Вильгельма Райха и многие другие теории и практики.
В пабе на Музейной улице Лондона, где когда-то проводили вечера Кроули и Спейр, Фил Хайн, ученый-тантрик, автор множества важнейших материалов по магии Хаоса (школа прогрессивной оккультной мысли, которая развивалась примерно там же и тогда же, что и Х.Д.М., часто переплетаясь с Храмом), рассказал мне одну впечатляющую историю. Отзываясь о Храме с восхищением и утверждая, что, по его мнению, их революционный подход к магии еще никто не превзошел, он поведал об очень серьезной встрече телемитов где-то в центральной Англии. Во время очень серьезного обсуждения теории и практики кроулианской сексуальной магии несколько членов Х.Д.М. во имя информационной свободы продемонстрировали видеозапись совершения обрядов сексуальной магии Х.Д.М., а все эти «трансгрессивные» личности нервно хихикали, как школьники.
Мир «магии» в девяти случаях из десяти – это мир, где люди могут скрыть свою неуверенность и личные травмы под маской иллюзии, сконструированной идентичности и претензии на особое знание, силу или духовный статус. Пошлый карнавальный магический спектакль, в котором используется уже давно разваливающийся от старости реквизит. Он как будто должен лишь отвлекать людей от настоящей магии, которую можно найти каждый день вокруг них, во всех аспектах их жизней. Хотя ритуалы и магические техники Храма кажутся слишком простыми в сравнении с величественной каббалой, таблицами соответствий и тайными формулами «высокой» магии, у них есть то, о чем часто забывает высокая магия: конкретное предназначение.
Магическая система Х.Д.М. основана на уникальном подходе к методу «сигилов», выведенного и модернизированного художником Остином Османом Спейром в начале двадцатого века из работ Корнелия Агриппы в шестнадцатом веке. Каждый месяц в одно и то же время – в двадцать третьем часу двадцать третьего дня – каждый практикующий создавал «Сигил Трех Жидкостей». После серьезного размышления о том, что он действительно хочет или ищет от жизни, практикующий подробно описывал, что должно произойти, а затем наносит на бумагу кровь, слюну, жидкость из половых органов и обрезки волос. Когда бумага высохнет, ее запечатывали в конверт и отправляли в штаб-квартиру Х.Д.М., где она хранилась анонимно под присвоенным практикующему номером (эти архивы хранятся в тайне в некой точке мира).
Каждый практикующий ставил целью контролировать единственную вещь в мире, которую возможно контролировать: самого себя. В кажущейся простоте Сигила Трех Жидкостей скрываются глубокие процессы, бывшие частью человеческого опыта с доисторических времен, проходящие в более древних участках мозга и поэтому гораздо более могущественные, чем предполагает житель «современного» мира. Ключом к пониманию метода сигилов Храма является закон заражения, описанный сэром Джеймсом Фрэзером в «Золотой Ветви» — распространенная среди «примитивных» народов идея о том, что часть (или, по определению Пи-Орриджа, осколок) чего-либо может использоваться для магической связи с ее источником. Вместо использования обрезков волос, крови или ногтей, чтобы проклясть или приворожить кого-то (распространенный невежественный взгляд на магию), адепты Храма использовали связь с собой, чтобы повлиять на собственную судьбу.
ДНК формирует наилучшую магическую связь с самим собой. Это идеальный голографический осколок, в котором содержится все необходимое для создания себя заново. Умышленно привязанное к символическому представлению намерения, послание создается и напрямую отправляется не только в бессознательное, но и в сознательную вселенную, где обитает человек. Таков загадочный, но невероятно эффективный мир колдовства. (Этими же принципами руководствуется зарождающаяся наука радионика; интересующимся порекомендуем исследования Дункана Лори для углубленного изучения направлений, в которых может применяться данный тип «магии».)
Безотносительно любых сверхъестественных переживаний, связанных с подобными экспериментами, был запущен более глубокий процесс диалога между адептом Храма и его «истинной волей», смыслом его существования, о том, что возможно сконцентрироваться на по-настоящему важных аспектах жизни и значительно снизить уровень фоновых помех.
Дженезис Брайер Пи-Орридж часто говорил, что первостепенным «учением» Х.Д.М. была дисциплинированность, то есть искусство концентрации и создания жизни, которой человек действительно хочет, безотносительно социального давления или принуждения. В этом смысле Квентин Крисп, возможно, более подходящий пример «адепта», которого хотел сотворить Храм, чем Израэль Регарди. Магия никогда не была основной целью Х.Д.М., хотя об организации чаще всего вспоминают как о магическом или околомасонском ордене. Это, скорее, один из инструментов для формулирования и осуществления радикально нового подхода к жизни вне привычных границ. (Но если вы ищете магии, то по всему тексту, задом наперед, по сторонам, крест-накрест и по кругу разбросаны магические секреты, отражая возможность магии сохраняться и по прошествии времени – если бы время было цельным движущимся предметом.)
В то время, как Х.Д.М. творил свой десятилетний ритуал, Psychick Television постоянно работали над звуковым сопровождением с постоянно меняющимся составом, создавая невероятно плодотворный период развития жанра индастриал, изобретенного Throbbing Gristle. Пока Coil, Current 93 и Nurse With Wound в 1980-х изучали темнейшие и отвратительнейшие грани наследия TG, Psychic TV (в основном благодаря регулярному употреблению MDMA) вместо объявления войны в стиле дикарей или уличной шпаны сомнамбулическому состоянию человека стали совершенно психоделическим (или, скорее, гиперделическим) отрядом девочек-болельщиц а-ля Веселые проказники за секс, наркотики и магию. (Когда PTV проводили в конце восьмидесятых тур по Америке, их автобус был разрисован гиперделическими узорами, на лобовом стекле которого была надпись «Еще дальше», с намеком на оригинальный автобус кислотного теста Веселых проказников).
После почти прорыва в значительные чарты с песней “Godstar”, гимном поздним Rolling Stone, Брайан Джонс, Psychic TV и Х.Д.М. стали ранними последователями и проповедниками английской рэйв-сцены (Дженезис Брайер Пи-Орридж популяризовал название «эйсид хаус» после одного случайного похода по музыкальным магазинам). К 1988 году роль Дженезиса как значимой личности, сотрудничавшей с рэйв-сценой, перешла к Алексу Фергюссону, а затем к гуру электроники Фреду Джанелли. Это сотрудничество привело к созданию Jack the Tab, Tekno Acid Beat и почти шедеврального Towards thee Infinite Beat, запоминающегося, очень личного альбома, в котором главными темами были страстная обличительная речь о врожденной тяге человечества к войне (“Horror House” и “Jigsaw,” которые были возвращены в репертуар накануне обеих войн в Персидском заливе) и элегии Брайону Гайсину (“Bliss”) и Иэну Кертису из Joy Division, который мог стать полноправным участником Psychic TV ко времени самоубийства в 1980 году (“I. C. Water”). В целом текст “Jigsaw” был комбинацией записанного задом наперед, записанного правильно и комбинации записанного задом наперед, записанного правильно и шепчущего вокала с использованием текстов из различных публикаций церкви Процесса. В “Bliss”, наоборот, смешаны речи сайентологов и мелодии джаджуки.
Эйсид хаус был вершиной усилий Х.Д.М., огромная сцена, учитывавшая всякое экстатическое, трансцендентальное и магическое блаженство, которое Брайон Гайсин нашел в Марокко, во флейтах Пана виртуозов джаджуки, и поведал Брайану Джонсу незадолго до своего безвременного ухода. Примите во внимание двадцатилетний разрыв между релизом Brian Jones Presents the Pipes of Pan at Jajouka в 1968 году и взрывом сцены эйсид хауса в 1988 году. Башир Аттар, один из современных виртуозов, жил у Дженезиса и леди Джей год, принимая участие в проекте Thee Majesty и других. Музыка – самый эффективный существующий способ взаимодействия эмоций и самое глубокое выражение сущности культуры. Поэтому манипуляция или полная деконструкция музыки какой-либо культуры была одной из основных империалистических стратегий подчинения. Западная музыка временами была особенно озабочена уничтожением всего неструктурированного, сексуально раскрепощенного, «дикого», «нецивилизованного» или как-то еще связанного с наслаждением жизнью или обращенного к «древним» частям мозга.
Наставник Дженезиса Брайера Пи-Орриджа, Брайон Гайсин, столкнулся с ужасом западной культурно-онтологической гегемонии, когда приехавший к нему в Марокко друг включил радиостанцию классической музыки. Гайсин буквально заорал, чтобы ее выключили, потому что она «слишком белая!». Участвуя в коллективе COUM Transmissions и мэйл-арт сцене, Пи-Орридж создавал коллажи, в которых постоянно повторялась фраза “E Hate Stockhausen” (Йа ненавижу Штокгаузена). Миссией Throbbing Gristle было сотворение антимузыки и разрушение частот контроля цивилизации любым способом. Уроки TG были учтены Psychic TV и группа серьезно переориентировалась на трансцендентное блаженство. Виртуозы джаджуки заложили фундамент, но только в 1988 году звезды позволили Пану, богу паники, прокричать на весь мир.
Адепты Храма Душевной Молодости, воспитанные на джаджуке и машине сновидений, уже были привычны к состоянию сознания, которое станет массовым благодаря эйсид хаусу, экстази и искусственно сгенерированным психоделическим видениям рэйва, и стали авангардом новой вспышки безумия. Так люди снова открыли Бу-Джелуд, Пана, Бафомета, а маска контроля слегка соскользнула на короткие несколько лет для целого поколения. К тому времени, как законопроект об уголовном судопроизводстве, поставивший рэйв-концерты вне закона, был принят в Соединенном Королевстве, человек за кулисой уже не был загадкой, а контроль словно порезан умелыми ножницами Берроуза…
Все одиннадцать лет своего существования Х.Д.М. ставил своей целью нарушение границ – Церкви, Государства, нуклеарной семьи и самой реальности. Конечно, попрание современной культуры зачастую кратковременно, так как культура рано или поздно поглотит «оппозицию», массово производя размытые копии; впрочем, власти едва ли берут этот макрокультурный механизм в расчет, имея дело с авангардом подобных явлений.
Вспомните о том, насколько сегодня популярен пирсинг, с которым Х.Д.М. познакомил Алан Оверсби, также известный как мистер Себастьян, бывший преподаватель рисования. Он ушел с работы и занялся продвижением моды на татуировки и пирсинг в среде лондонских любителей кожи и БДСМ. Это было одно из явлений, широкое распространение которого «культурно сконструировал» Х.Д.М. Сейчас пирсинг – обычное явление среди молодежи, но в 1987 году мистер Себастьян (записавший вокал для “A Message From the Temple,” песни с альбома Force thee Hand ov Chance, которая была первым открытым призывом вступить в Храм) был арестован во время правительственной облавы Соединенного Королевства под названием операция «Спаннер» среди пятнадцати человек из БДСМ-сообщества. Впоследствии он был обвинен в причинении физического вреда путем протыкания пениса по согласию, а также использовании анестезии без лицензии и отправления непристойных материалов (фотографии пирсинга) почтой. Сейчас эту услугу оказывают за относительно небольшую сумму почти в каждом крупном городе западного мира. В 1987 году, однако, мистер Себастьян был признан угрозой обществу и приговорен к сроку в пятнадцать лет, позже сокращенного до двух лет. Его работа и жизнь были уничтожены, и он умер, убитый горем, в 1996 году.
Операция «Спаннер» была лишь одной из многих трагедий в унылом политическом климате Англии. Бессмысленные имперские войны в Фолькленде и Ливии, ядерный паритет, предложения создать концентрационные лагеря для больных СПИДом, репрессии по отношению к альтернативным культурам всех мастей, вечная мясорубка в Ирландии, вырождение окружающей среды, экономический ад. Америка, с ее возрождением права на свободу вероисповедания, тайными войнами, поддерживаемыми ЦРУ диктаторами, социально сконструированной истерии из-за крэка и взаимно гарантированного разрушение едва ли была лучше. «Восьмидесятые сжимаются от страха передо мной, они попраны», — пророчествовал Алистер Кроули в «Книге закона» от имени египетского бога-воина Ра-Хоор-Кхуит. В таких условиях Х.Д.М. был в первую очередь стратегией выживания. Если речь шла о выживании в Англии Маргарет Тэтчер или Америке Рональда Рейгана (или Джорджа Буша, или Обамы), магия должна была защищаться.
Если, по известному язвительному замечанию миссис Тэтчер для журнала Woman’s Own, «не существует такого явления, как общество», то Храм стремился доказать ее неправоту ex nihilo в Соединенном Королевстве и за его границами. Первобытное мышление, присущее панку, а позже – рэйву, было переработано в оккультурной лаборатории Х.Д.М., обеспечив, к добру или к худу, чувство родства, причастности, признания и самовыражения там, где прежде его не было.
Наравне с прямыми предшественниками Алистером Кроули и Тимоти Лири, Дженезис Брайер Пи-Орридж считается одним из величайших популяризаторов магии, за что был попеременно обожествляем или освистан, как и Кроули и Лири. Британские власти и газеты были не единственной силой, с которой приходилось бороться Дженезису и Х.Д.М.
Были и влиятельные старые оккультные организации, которых Дженезис называл «музеем магии» и которым совершенно не нравился массовый интерес к считавшейся ранее «опасной» (и, конечно, не каждому доступной) информацией.
Орден восточных тамплиеров, или О.Т.О., масонский орден, основанный в Германии в конце девятнадцатого века, возглавленный и реформированный Алистером Кроули в двадцатом веке, может считаться прямым предшественником Х.Д.М. – тайное общество, открывающее доступ к миру магии. Ни О.Т.О, ни Х.Д.М. не проповедовали никакого учения. Их целью было поощрение интереса к оккультным идеям, рассматривавшимся как важнейшая веха на пути заинтересованных в скрытых силах реальности. Они подобны дополнительным колесам на велосипеде, которые однажды будут сняты, но с их помощью человек сможет влиться в ряды мистических орденов ряженых или, что предпочтительней, встать на ноги и двигаться навстречу своему триумфу.
Существование подобных организаций красной нитью проходит в истории запада. Стоит одной прийти в состояние внутренних раздоров и упадка, другая занимает ее место. Дженезис часто говорил мне, что во время расцвета Х.Д.М. Гименей Бета, и поныне остающийся Внешним Главой Халифата О.Т.О., чувствовал, что Храм поистине представляет собой то и занимается тем, что его орден открыл в первой половине века. При этом его положение главы О.Т.О. больше похоже на положение смотрителя музея.
История последних дней Х.Д.М., конечно, легла в основу оставшегося после него мифа. К началу 1990-х годов в группе состояло около 10 000 связанных друг с другом, пусть не все из них были активны, членов по всему миру. В феврале 1992 года Дженезис Брайер Пи-Орридж получил телеграмму (его семья в это время была в Катманду, в Непале, на доходы с проекта PTV и пожертвования широкой сети Х.Д.М. помогая едой и одеждой тибетским беженцам, нищим и прокаженным, порой трем сотням в день) о том, что в его доме и штабе Храма Скотленд-Ярд проводил обыск в связи с раскрученной истерией по поводу сатанинских обрядов. На основании старой видеозаписи Psychic TV, сделанной много лет назад Дереком Джарменом для Четвертого канала – по иронии судьбы, теперь раздувавшего эту истерию, – Пи-Орриджу и Х.Д.М. было предъявлено обвинение в удержании женщин в подвале дома в Брайтоне, их оплодотворении, совершении абортов и принуждении женщин поедать остатки. В этом есть некая ирония: во-первых, то же самое рассказывали о язычниках с четвертого века, когда Епифаний Саламский обвинил в этом же преступлении гностическую секту борборитов. Во-вторых, у Пи-Орриджа даже не было подвала.
Предпочтя ссылку в Калифорнию вместо возвращения в Англию, где толпа уже требовала крови козла отпущения недели, Дженезис решил ликвидировать Х.Д.М., выпустив последнюю публикацию — Thee Green Book («Зеленая книга»), — впервые переизданную в этой книге, и открытку с короткой подписью «Впереди новые цели». Стало очевидно, что время Х.Д.М. прошло, что миссия, изначально считавшаяся лишь временным экспериментом, выполнена. Оставался только один путь. Хотя некоторые отдельные группы все еще действуют, продолжая использовать имя и знак Храма, сам он исчез, а его останки выставлены в Музее Магии. Когда время Храма истекало, рождался новый мир цифровых средств массовой информации и киберкультуры, для которого Х.Д.М. послужил повивальной бабкой. Завершив ритуал, Храм был изгнан.
Хотя Psychic TV перестал существовать одновременно с Храмом в начале 1990-х, проект возрождался для записи альбома Trip Reset, спродюсированного Ларри Трэшером, а затем в текущем концертном составе как PTV3. Баба Ларриджи также участвует в проекте Expanded Poetry, основанного вместе с Брайаном Долом из Thee Majesty.
Пятнадцать лет спустя мы наблюдаем оккультный мир, сформированный и направленный Храмом, всем ли это известно или нет. Современное течение, конечно, изменилось и возникло снова; на этот раз оно не сосредоточено в реальный орден, но рассредоточено в Сети и массовых изданиях. Хотя это совершенно уникальный период полной открытости оккультных знаний, люди не могут не стремиться к непосредственности и сплоченности физически существующих орденов в противовес бесконечным спорам, постоянному упадку качества информации и полной потере контекста, что всегда имеется в наличии в Интернете.
Годы существования Храма – это время, когда магия вернула свое изначальное предназначение средства выживания в современной деградирующей городской цивилизации, как это было и в темных доисторических чащах. Пусть с тех пор остались только записи, каждый может увидеть их, узнать что-то, превзойти их.
Это история Храма в одном мире, в одном месте, в одно время. Имена и детали меняются всякий раз, как она воссоздает себя. Она изучает, обрабатывает, включает и вовлекает, уплотняет собственную канву. Моя история тоже вплетена сюда, вытравленная в спиралях ДНК ее несущих колонн. И твоя тоже. Помни об этом.
Вспомните, как выглядит Земля из космоса. Солнце движется по кругу, пока мы дышим. Человечество вдыхает и выдыхает. Машины и электрический свет, рождение и смерть, секс, болезнь бегут по густой траве на рассвете, бредут по крутой горной тропе, заряжают Калашников, вращают в сумерках барабаны Мани, опускают ребенка в могилу, поют старые песни. Прислушайтесь к звуку нашего дыхания в космосе. Тайное имя божественного. Название ритуала, в котором все мы должны принять участие. Храм, в котором каждому из нас предназначено место. Место, о котором вы вспомните, когда…
Храм вечно дрожит на горизонте. Это призрак. Это дух, на спиритическом сеансе говорящий о наших тайных желаниях.
Есть множество процессов и есть один Процесс.
©Джейсон Лоув, Ванкувер, Нью-Йорк, 2006, Era Vulgaris, текст
©Parole Dhonneur, 2014, перевод