Бредореализм, бредометод, бредообраз
Чем интернет шире раскрывает свой хищный рот, поглощая все вокруг, тем чаще я обращаю взоры в сторону телевизора. Я, кстати, вовсе не теряю надежд на этот потрясающий ресурс и искренне верю в позитивную потенцию и исцеляющую функцию психоделического телевидения. Все еще впереди.
Сейчас мой TV-оплот, конечно, в большой беде. Думала, как все происходящее внутри черного ящика определить, ведь, бесспорно, там происходит что-то важное. И вот, включаю его сейчас, а навстречу мне бежит мужчина с большим розовым зайцем в руках, за ним гонится ребенок, за ребенком — женщина. Мужчину скручивают три ОМОНовца, ребенок выхватывает розового зайца.
Рентгеновская вспышка позволяет мне увидеть, что внутри у зайца — бомба. Скрученный орет: «Я свой!» Прохожий подтверждает: «Он свой!» ОМОНовцы скрученного отпускают, и он продолжает погоню. В это время в мужской тюрьме, в продоле, две женщины дерутся за пульт управления бомбой. Одна побеждает и выключает бомбу, нажав на красную кнопку пульта.
Выбор кнопки она объясняет так: «пульт похож на мобильной телефон, наверное, на красную просто надо нажать». Внутри у розового зайца загорается красная надпись ABORT.
На реалистический характер повествования указывают: правдоподобная обстановка современного гипермаркета, настоящие ОМОНовцы, я таких видела, интерьер тюрьмы, хоть и не российской, но, тем не менее, тюрьмы, страшного места. Ведь перед зрителем страшная, по-видимому, история. Теракт и тюрьма — мне этого на полторы минуты достаточно, чтобы напугаться.
Но, в канву реалистического повествования вплетаются некие элементы, пораженные метастазами болезненного бреда (розовый заяц, пульт, похожий на мобильный телефон, бомба в животе у зайца, ABORT в животе у зайца). Это не благородный парадокс, не изысканный абсурд, нет. Это именно несвежий, такой, с душком, бред. И вроде как, несвежий бред кого-то веселит. Хотя, на самом деле, никого он не веселит.
Пошлый, как золотой разухабистый перстень, бредообраз своей «вызывающей» «яркостью» призван привлечь, без особых энергозатрат, рассеянное внимание залипающего от усталости и лени зрителя.
Таким образом построено не только современное русское развлекательное кино, но и шоу, сюжеты, новости: «шокирующие подробности», через пять минут о которых любой скажет: «Ну и бред!» Но пяти минут достаточно.
Королевой болезненной образности, я, безусловно, признаю михалковскую «Цитадель». Потому что Михалков возвел этот бредоприем в целый бредометод. Это как, когда на пальцах султана уже даже не по одному, а по два огромных золотых перстня, или как, когда от примитивных карточных фокусов уже просто тошнит, но смотришь, потому что энергетически это ничего тебе не стоит, а фокусник, как ты знаешь, талантливый человек.
Бредореализм для немощных, ослабленных больных из нашей просторной палаты.
© Дарья Дорохина, 2011