Дурачина ты, просто…Шива
В западной магической традиции Шут занимает очень высокое положение. Это нулевой или, точнее, никакой аркан Таро, tabula rasa, на которой чертятся остальные арканы. В каббалистической традиции ему приписывается буква Шин — в иврите материнская буква огня, сочетающаяся с двумя другими материнскими буквами Алеф и Мем, обозначающая одновременно все три высших сефиры.
Шут — это непосвященный, который еще не начал пути и тот, кто его уже полностью завершил, вернувшись в изначальную точку.
В восточной традиции индуизма шут проявлен гораздо меньше; впрочем, мне удалось грудью нарваться на то немногое, что от шутовства там все-таки есть — в традиции шиваизма одно из имен Шивы — Воленат или Бхоле Натх, Натх — Бог, и Бхоле — простой.
Это либо Бог простоты, либо Бог простецов, либо Бог-простец. В глубинном прочтении это означает то же, что и в западной традиции — изначальная пустота, способная на проявление всего и проявляющая-таки вообще все постоянно — в том числе вещи вообще несовместимые.
Поэтому на уровне проявления Шива и распутник, и аскет, и разрушитель, и благодаритель; одной рукой он дарует знание и силы, защищает и указывает путь, другой — отнимает последнее, испытывает и убивает. И одновременно все эти его свойства подобны синему цвету неба и зелено-голубому цвету воды — существуют лишь относительно наблюдателя, ведь и пространство, и морская вода по сути бесцветны, как и Шива проявляет себя, имея сутью лишь проявление и поток вперед, а не формы этого проявления.
Ну и пошалить на предмет выцыганить у всех богов половину всех их сил за просто так или голову сыну/отцу своим оторвать, а потом этот грех мыкать наказав себя сам — тоже Шива мастер, причем логика в его поступках чисто шутовская, о ней еще будет ниже.
Видимо, дело тут также и в том, что Шива по сути своей — фигура, соединяющая в себе и шута, и мага, и жреца. Но Шин именно в нем также проявлен прекрасно — будучи постоянно медитирующим йогом, он, как известно, и Рудра, ревущий, и Бхайрава, ужасающий, и Камешвар, повелитель любви. Ну и лингам, само собой, символ явно огненный, а Агни, ведического бога огня, часто называют аватарой Шивы.
Необычно было наткнуться на образ дурака и в Христианстве. Это я, конечно, о традиции юродства «во Христе», когда юродивый болен от рождения и «Христа ради» — когда юродивым человек намеренно становится. Существуют таковые и среди причисленных к лику святых, причем, как о них пишут, днем они кликушествуют, орут дурными голосами и выражают преданность закону высшему, а не земному, а ночью удаляются на молитву вполне адекватными людьми.
В литературе шут проявился в основном в другом облике, в облике шута-беса. Это логично — шут изначально фигура языческая, король карнавала, впрочем, проводившегося до 16 века в Европе официально церковью, с избранием шутовского или детского папы или архиепископа, настоящей оргии в церкви во время службы с поеданием жирной пищи прямо с алтаря и прочими прелестями.
Но это еще не самое страшное — ведь после такого маскарада все по крайней мере оставались живы. А вот в процессе сатурналий, от которых такие карнавалы и пошли — не всегда.
Юнг упоминает, что при врачевании болезни в индейских племенах и врач, и больной должны были делать странные и непривычные поступки, вести себя по-идиотски — тогда установившийся порочный порядок болезни будет расшатан и ее будет легче разрушить. На таком же принципе строились изначальные карнавалы — смыслы переворачивались вверх дном, задница становилась на место головы, мудрецы и ученые мужи становились никем, а из уродов и карликов избирался король Шутов, правивший одну ночь — карнавальную.
Только потом его в жертву приносили, а так ничего.
Как эдакая профилактика окостенения системы карнавалы, как я упомянул, сохранялись аж до 16 века. Чего там только не было — и вместо «Аминь» по-ослиному ревели, и ритуал переиначивали… На Руси, кстати, было не многим лучше.
Лихачев пишет: В древнерусском смехе есть одно загадочное обстоятельство: непонятно, каким образом в Древней Руси могли в таких широких масштабах терпеться пародии на молитвы, псалмы, службы, на монастырские порядки и т. п. Считать всю эту обильную литературу просто антирелигиозной и антицерковной мне кажется не очень правильным. Люди Древней Руси в массе своей были, как известно, в достаточной степени религиозными, а речь идет именно о массовом явлении. К тому же большинство этих пародий создавалось в среде мелких клириков. А разгадка одна — тоже понимался целительный эффект осмеяния.
Потому что осмеяние выдергивает за пределы системы — невозможно ведь ее оценить и рассмеяться над ней без выхода за ее рамки. А после выхода с ней можно делать уже что угодно — ведь человек вышедший из рамок свободен. И в этом смысле Шут — это универсальный выход.
Забавно, что при этом Шут находится на пересечении мортальной и солярной природы (Некромант-солнцепоклонник опять напоминает нам Шиву, между прочим, тот тоже творит что хочет, однако), он сам — это король в мире смерти, в перевернутой позиции, но — король, обладающий властью и своеобразным могуществом притяжения и контроля.
В завершение — кусок декораций моего прошлого, где шут предстает именно в виде беса, дико нравился этот клип одно время — кстати, сделан он девушкой-инвалидом, да и сновидческий замок оооочень ок
© Chmnoy, 2011