Сурт Черный — последний огонь Севера
Surtr shall ride first,
and both before and after him burning fire;
his sword is exceeding good;
from it radiance shines brighter than the sun.
Статья с Shadowlight представляет собой попытку исследовать образ столь важного для скандинавской мифологии персонажа как великан Сурт, властелин Муспельсхейма. Роль Сурта, который в конце битвы Рагнарёк уничтожает все девять миров своим огнем, изучена довольно слабо, поэтому может оказаться и так, что данная статья представляет собой единственную попытку такого рода. Автор проводит аналогии между Суртом и аналогичными сущностями (Сатана, Сет, змей Сата) в христианской, индийской и египетской мифологии, стремясь продемонстрировать, что данный персонаж играет намного более значительную роль, чем ему обычно приписывают(если не считать его последнего деяния, разумеется), — Н.Т.
В космологии Rökkr сфера Марса и элемент духа находятся под управлением Сурта Черного. Происхождение Сурта восходит к самому началу космоса, ко временам, когда пылали изначальные огни Муспельсхейма. Мы считаем, что его примордиальный характер указывает на то, что в пантеоне, предшествующем пантеону Асов и Ванов, Сурт играл очень значительную роль, возможно в партнерстве с Хель. Он представлял собой воплощение огней Муспельсхейма, как Хель представляет собой персонификацию льда Нифльхейма.
В поздней мифологии мы обнаруживаем, что Сурт является властителем Муспельсхейма и его глубоких долин. Он также фигурирует как страж своего царства выжженной земли и пребывает за его вратами, простирая свой огненный меч, свет которого более ярок, чем свет богини солнца.
«Великий Сурт, с его пылающим мечом,
На юге от врат Муспелля держит стражу,
И вспышки небесного пламени,
Дающие жизнь, приходят из мира огня»
(Джулия Клинтон Джонс)
Муспельсхейм – царство созидания и разрушения, из которого возникли те самые искры, что позднее были подвешены в небе в качестве звезд, оттуда же появляются и два огненных диска, которые были затем помещены на колесницы и путешествовали по небу как солнце и луна. Сурт также обладает созидательной потенцией, ему принадлежит пламя открытий, но что более существенно – он и есть дух этого созидания. В космологии Rökkr Локи связан с элементом огня и если Сурт является потенциальной огненной сущностью, которая лежит в самой основе огня, то Локи является проявленным ее аспектом. Сурт представляет собой совокупность духа Rökkr, ибо его сущность непосредственно связана с созиданием и разрушением. Он существует от начала времен, и его царство является источником рождения звезд, луны и солнца. Именно из недр Муспельсхейма изначальный огонь вздымается, чтобы растопить примордиальный лёд Нифльхейма в бездне Гиннунгагап, но именно он также и уничтожает все, что было создано природой в последний момент. В конце битвы Рагнарёк на поле Вигрид, Сурт распускает свои огненные вихри по всем мирам, освещая весь космос и разрушая его.
«Черным стало Солнце, суша тонет в море,
светлые звезды сыплются с неба.
пар жарко пышет и жизни питатель,
пламя до самого поднялось неба»
(перевод Е. Мелетинского)
Вся жизнь в девяти мирах уничтожается, за исключением тех существ, что спрятались в расщелинах коры Мирового Древа и тех, чья сущность является чистейшим воплощением Вирда. Сурт также выживает, ибо как огонь он не может быть уничтожен огнем, и как дух созидания и разрушения должен войти в новый мир в качестве манифестации космического закона. Огни Сурта и он сам рассматриваются некоторыми как символы появления кометы. В «Гильфагиннинг» есть описание Рагнарека, в котором говорится следующее:
«Грядет Сурт с юга с древа губителем,
сияют мечи как Солнце у асов,
рушатся горы, гибнут чудовища,
в хель входят люди, лопнуло небо»
(перевод Е. Мелетинского)
Также считают, что Сурт просто является аллегорией кометы, ибо подобно самому Сурту, комета является как созидательной, так и разрушительной силой. Сурт также связан с вулканами, один из недавно возникших на побережье Исландии вулканических островов носит название Суртсей.
В астрологическом плане Сурт связан с созвездием Волопаса и с его наиболее яркой звездой, Арктуром. В то время как Плиний называет ее «horridum sidus» (звезда, которую постоянно сопровождает град), Гиппократ утверждал, что она оказывает губительный эффект на тех, кого угораздило заболеть в это время. В лапландской мифологии Арктур играет ту же роль, что и Сурт в битве Рагнарёк. Там существовало поверье, что «когда в последний день Арктур поразит свой стрелой Северную Ось, небеса упадут на землю и все будет объято пламенем». Это пророчество напоминает обычный сюжет в астральной мифологии, когда луки и стрелы играют важную роль в качестве инструментов, посредством которых производятся космические изменения.
Но что особенно примечательно в данном пророчестве и роли, которую играет Арктур, так это то, насколько все это напоминает ситуацию, которая имеет место в битве Рагнарёк и роль самого Сурта в этой битве. Кроме того, в астрологическом плане созвездие Волопаса имеет те же характеристики, что и Марс, планета Сурта.
Сурт и его дети, сыны Муспеля, находились в постоянной вражде с Асами. Это неудивительно, если предположить, что они являлись старыми богами, которые оказались побеждены и последовательно демонизировались асами, как это обыкновенно бывает в мифологиях и религиозных системах, находящихся в процессе становления. В духовном плане эта разница подчеркивается наличием матриархальной интерпретации слов «Муспель» и «Муспельсхейм». Один из вариантов такой интерпретации предполагает, что Муспель это Mut-spell, материнское проклятие, при котором земля и ее обитатели вынуждены нести вирд богини в разрушении и соответствующем обновлении мира.
Материнское проклятие представлено в греческой мифологии в виде Фурий, которые персонифицируют матриархальные заповеди и наказание для тех, кто посмеет нарушить его. Верили, что если кто прольёт кровь одного из членов семьи, особенно матери, то это привлечет Фурий, которые непременно накажут нарушителя. Фурии, которых Эсхилл именует Детями Вечной Ночи, а Софокл – Дочерьми Земли и Тени, представляют собой пережиток матриархата, который предшествовал воцарению олимпийских богов, также как Сурт является важным элементом матрицентричной системы Rökkr, предшествовавшей царству Асов и Ванов. Связь фурий с кровью также представляет интерес, причем не только из-за красного цвета, но и из-за сангвинического символизма Марса, красной планеты.
В скандинавской мифологии имеется сюжет, который иллюстрирует все эти моменты — ассоциацию Сурта и Муспельсхейма с кровью богини и материнским проклятием. Мёд поэзии некогда хранился в горной крепости в Муспельсхейме, вход в которую был расположен в бездне, охраняемой яростным гномом. Этот мёд в Муспельсхейм принес эльф Ивальде и передал его Суттунгу, который в свою очередь доверил его охранять своей дочери Гунлёд. В обмен на мёд поэзии Ивальде получил руку дочери Суттунга, что является примером явления, которое известно в алхимии как hiera gamos(священный брак), магический ритуал, который в той или иной форме встречается на протяжении всей истории. Один проникает в обитель Суттунга, чтобы попробовать украсть мед поэзии. Приняв облик Ивальде, он попытался узнать местонахождение мёда, «соблазнив» Гунлёд. Добыв мед поэзии, он улетел из Муспельсхейма в облике орла, за что и получил прозвище Больверк или Злодей.
В этом сюжете мы видим, что Один ведет себе гораздо менее достойно чем Ивальде, использует обман и единственной его мотивацией является удовлетворение собственного желания. Таким образом Один проливает кровь богини и результатом является то, что происходит на поле Вигрид в битве Рагнарёк, где сыны Муспеля налагают материнское проклятие на него. Древние законы Фурий применялись не только в отношении тех, кто пролил кровь богини, но и в отношении тех, кто помогал им или покрывал их. И это мы наблюдаем в Рагнарек, когда все асы должны заплатить цену за преступление Одина.
В связи с тем, что он уничтожает асов и установленный ими порядок, Сурт играет важную роль в установлении возродившегося мира. Эта роль обыкновенно игнорируется асоцентричными авторами со времен язычества по наше время, но ее след может быть обнаружен в «Старшей Эдде» Снории Стурлусона, только в версии известной как кодекс Упсалы. Там говорится, что «есть много обителей, плохих и хороших, но лучше всего быть в Гимле с Суртом». Гимле — «это чертог, изукрашенный золотом и более прекрасный чем солнце» — как его описывает Волюспа, он лежит на южном краю небес. Именно отсюда возникает новый космический порядок, когда человечество возрождается посредством новых прародителей, известных как Лиф и Лифтрассир. Сурт является властелином Гимле и описывается как король вечного счастья в южной части небес. Существует также предположение, что Сурт упоминается как «некто великий, кто является после битвы Рагнарёк», однако обычно предполагается, что это позднейшая христианская вставка.
Другой важный аспект Сурта – его роль в качестве скандинавской версии Сатаны. Образ Сатаны значительно пострадал, причем не только от христиан, но и от современных язычников, которые, желая избежать обвинения в сатанизме, указывают на то, что Сатана является изобретением христиан и не имеет аналогов в языческой мифологии. Впрочем, архетип сатаны появляется практически во всех мифологиях и игнорировать его – значит пытаться создать мировоззрение, столь же ущербное, как и однополюсное христианское. Отрицать роль Сатаны только из-за того, что его соответствующим образом представляют христиане, эквивалентно игнорированию образа короля, приносящего себя в жертву, ибо в христианстве уже имеется соответствующая еврейская версия, где в его роли выступает Иисус.
Сатану можно рассматривать в двух его ипостасях. Первая это Люцифер или Фосфор, как его называют греки. Люцифер – носитель света, юный, прекрасный, он тот кто дарует человечеству искру божественного интеллекта и мудрости. Под другими именами он известен как Прометей и множество богов-трикстеров, в то время как в контексте скандинавской традиции он известен как Локи.
Вторым аспектом Сатаны является Дьявол, и в то время как Люцифер-Локи это яркая, разумная и относительно познаваемая сущность, Дьявол более примордиален, темен и непознаваем. Следует отметить, что Люцифер представляет собой женский аспект Сатаны, в то время как Дьявол – мужской. В то же время все можно интерпретировать и наоборот, ибо силы света, которые связаны с Люцифером, обычно ассоциируются с путем правой руки и мужским полом, в то время как Дьявол- Сурт связан с темнотой матери-земли.
Традиционно Сатану именуют властелином земли («князь мира сего» — А.Т.), точно также Сурт является повелителем Муспельсхейма, который известен как царство сухой земли. Но это только одна из многих связей между ними. Оба они известны своей символической связью с красным цветом, но более важно то, что оба они также связаны и с черным цветом. Черный цвет даже на уровне клише обыкновенно ассоциируется с Сатаной, в то время как Сурт носит эпитет Чёрный.
Подобным образом имя египетского бога Сета(который является египетской формой архетипа Сатаны и некоторые утверждают, что даже его прототипом) означает черный или обожженный. Подобно Сурту, Сет также ассоциировался с вулканами и среди многих своих титулов имел титул «Бог Вулканов».
Таким образом, становится понятен смысл эпитета «черный», ибо когда яркая красная магма застывает, она приобретает черный цвет. Надо отметить, что по утверждению Марии Гимбутас, черный цвет некогда ассоциировался с жизнью в старой Европе. Черный был цветом плодородной души, в то время как белый был цветом смерти, это подтверждается тем, что Хель иногда появляется одетая в белое.
Черный цвет Сурта можно рассматривать как цвет жизни, в то время как красный огонь представляет собой символ плодородной крови богини. В этом плане Сурта и самого Сатану в его истинном контексте можно рассматривать как манифестацию творящей жизненной силы богини.
Подобные ассоциации с черным цветом могут быть обнаружены и в индийской мифологии, таков например деструктивный космический змей Санкарсана или Ананта.
Этот змей также уничтожает мир с помощью огня и подобно Сурту именуется тамаси(темный) и хотя Сурт никогда не рассматривается как змей, его символическим собратом является Йормунганд, который как раз и является мировым змеем. Сет, впрочем, также ассоциировался со змеем Сата, который являлся одним из его аспектов. Сата, консорт богини-лучницы Сатис, плывущей на корабле мертвых, назывался великим змеем земли.
Он перерождался каждый день в утробе богини и человек мог обрести подобную способность, читая молитву: «Я змей Сата, чьи года бесконечны. Я умираю. Я обновляюсь, я рождаюсь снова каждый день». Змей Сата синонимичен змею Апопу, (которого можно сравнить с Иормунгандом или Нидхеггом) и с Тифоном, греческим именем Сета.
Подобно тому, как Сурт, воспламеняющий небо связывался с кометой, обладавший такими титулами как Ледяной бог и Властелин песчаных пустошей, бог Сет также идентифицировался с кометой, которая врезалась или же врежется в землю и которая также называлась Тифон, Фаетон, Тиамат, Та-ви, Тистрья и Звезда-полынь, в зависимости от мифологических предпочтений автора.
Соответствия Сурта
Руна — Совило
Растение – Омела
Дерево — можжевельник
Камень — гелиотроп
Животное — медведь
Цвет — оранжевый
Элемент — дух
Планета — Марс
Направление — внутрь
Орган — сердце
Созвездие — Волопас
© 2009 Нурсултан Тюлякбаев, перевод
Детские игрушки и подарки для детей для детей
(не могу стереть столь трогательный спам! — А.Т.)